Программа элективного курса "Экология города" : Экология

Пояснительная записка.

Города от самого своего зарождения в древности являлись центрами притяжения и концентрации различных видов человеческой деятельности. Укрупняясь и развиваясь на протяжении столетий, они существенно меняли облик планеты. В крупных городах современного мира, где сосредоточен мощный промышленный, финансовый, интеллектуальный потенциал сложилась особая среда жизни человека - городская. Именно здесь давление на природу возрастает – очень часто до критических размеров.

Экологические проблемы крупных городов стали “болевыми точками” современной цивилизации.

Изучением городов и процессов формирования городской среды занимаются многие российские и зарубежные ученые: географы – урбанисты, экологи. Следует отметить В.С. Преображенского, И.М. Майергойза, Е.Н. Перцика, Г.М. Лаппо, Н.Ф. Рейнерса, В.Л. Глазычева, В.В. Владимирова и др..

Программа курса “Экология города” предназначена для учащихся 9–11-х классов, создана на основе учебника “Экология города” для 10–11-х классов школ естественнонаучного профиля (автор Г.С. Камерилова). Центром внимания являются города, в которых сейчас проживает более половины жителей планеты, и формирующаяся в них городская среда.

Цель курса: изучение городов и процессов формирования городской среды.

Задачи:

  • Выяснить, как формировалась городская среда в различные периоды истории человечества.
  • Изучить факторы влияния на качество городской среды.
  • Выявить с какими экологическими проблемами она сталкивалась в своем длительном развитии.
  • Определить каковы нынешние проблемы и пути их решения.
  • Ознакомиться с историческими типами городов.

Содержание курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельности, использование различных источников информации: энциклопедий, справочников, словарей, карт.

Все задания объединены в рубрики:

  1. “Оцените свои знания” - поможет учащимся проверить усвоение основного материала, содержание ключевых понятий курса.
  2. “Как Вы думаете?” - направлена на выражение личного отношения к излагаемым фактам.
  3. “Среда моего города” - ориентирована на изучение и анализ вопросов о формировании и состоянии близкой окружающей среды.
  4. “Города на пути в будущее: проблемы, прогнозы, оценки” - включает вопросы и задания об экологии городов, проблемах их развития, проектах, прогнозах, явлений в городской среде.
  5. Ознакомиться с историческими типами городов.

Учебно-тематический план
Наименование тем (курса) Кол-во

часов

В том числе:
лекции семинары практикумы
  Введение 1 1    
1. Городская среда - среда жизни человека 6 4 1 1
2. Факторы формирования городской среды 11 3 5 3
3. Экологические проблемы городов 6 1 3 2
4. Исторические типы городов: каменная летопись истории человека 9 5 3 1
  Итоговое занятие 1 круглый стол
  Итого: 34      

Содержание программы

Введение (1 час).
Лекция. Что изучает урбоэкология. Методы и способы урбоэкологических исследований.
Тема 1. Городская среда - среда жизни человека (6 часов).

  • Лекция 1. Городская среда как урбосистема.
  • Лекция 2. Законы оптимального развития урбосистемы.
  • Лекция 3. Компоненты урбосистемы.
  • Лекция 4. Ресурсный цикл. Города в цепи ресурсных циклов.
  • Семинар 1. качество городской среды.
  • Практикум 1 Мониторинговая служба города.

Тема 2. Факторы формирования городской среды (11 часов).

  • Лекция 1. Географическое положение.
  • Семинар 1. Природный ландшафт. Геологическое строение и рельеф территории.
  • Семинар 2. Климат.
  • Семинар 3. Воды.
  • Практикум 1. Диалог города с морем.
  • Практикум 2. Растительный мир.
  • Практикум 3. Животный мир.
  • Лекция 2. Функциональная структура и городская среда.
  • Лекция 3. Коммуникационная сеть.
  • Семинар 4. Функции городов.
  • Семинар 5. Архитектура и планировочная структура городов.

Тема 3. Экологические проблемы городов (6 часов).

  • Лекция 1. Общая характеристика экологических проблем городов.
  • Семинар 1. Экологические проблемы городов в исторической перспективе: допромышленный период.
  • Семинар 2. Экологические проблемы городов в исторической перспективе: промышленный период.
  • Практикум 1. Природно-ландшафтные проблемы. Пути их решения.
  • Практикум 2. Ресурсно-хозяйственные проблемы. Пути их решения.
  • Семинар 3. Антропоэкологические проблемы. Пути их решения.

Тема 4. Исторические типы городов: каменная летопись истории человечества(9 часов).

  • Лекция 1. Древнейшие города: от египетских пирамид до Великой Китайской стены.
  • Лекция 2. Античные города Древней Греции и Древнего Рима.
  • Лекция 3. Средневековье: города, выросшие из замков.
  • Лекция 4. Города эпохи Возрождения.
  • Лекция 5. Города Нового и Новейшего времени.
  • Семинар 1. Древнерусский город: город-крепость.
  • Семинар 2. Историческая многослойность современных городов.
  • Семинар 3. От мегаполиса к экополису.
  • Практикум 1. Города будущего.

Круглый стол. Итоговое занятие.

Читать еще:


Новые материалы:

Систематизация знаний об орфограммах. 3-й класс :: Урок русского языка по теме "Род имен существительных". 5-й класс :: "Диалектика слова". 6-й класс :: Тема урока: "Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах" :: Урок по теме "Односоставные предложения". 8-й класс :: Расширенная вселенная Простоквашино: новые мультфильмы пасторальной саги :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Kenner 103С Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD