Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (на примере пришкольного участка) : Экология

Один из принципов экологического мировоззрения гласит:

"Непосредственный опыт - лучший учитель" - чтобы любить и понимать природу и самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание, чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных и других компонентов природы. Теоретического изучения Земли по книгам и телевизионным программам недостаточно.

1. Комплексный характер цели

Определить антропогенное влияние на биоценоз (на примере пришкольного участка).

  • используя краеведческий подход осуществить конкретную практическую деятельность учащихся по улучшению окружающей среды,
  • развивать у школьников коммуникативные навыки и умения, такие как, умения работать в группе, исполнять различные социальные роли, отстаивать свою позицию и знакомиться с разными точками зрения на одну проблему.

Задачи:

  • Привлечение внимания детей к проблеме загрязнения экосистемы.
  • Выявление путей решения проблемы .
  • Реализация межпредметных экологических связей.
  • Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей среды.
  • Развитие коммуникативных способностей ребят.
  • Развитие навыков сотрудничества.

Тип урока: научно-практическая конференция.

Оборудование и приборы: проектор, экологический атлас Санкт-Петербурга, раздаточные карточки: "Этические принципы и экологическое мировоззрение", бинокуляры, чашки Петри с образцами почвы и почвенные вытяжки, фотопленка с результатами протеазной активности, набор оборудования и реактивов для определения почвенных ионов, баночки с посевами овса.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока, формулировка целей и задач урока.

3. Актуализация знаний, необходимых для восприятия нового материала.

Учитель. "Человек пытлив, он хочет все объяснить себе - и во вселенной, и в самом себе. Как же без этого жить? Исследовать, понять должен человек, а не спешить забыться, махнуть рукой" В. Бианки.

Слайд 3.

Мы уверены - человек должен быть информирован о состоянии окружающей среды - дома, в котором мы живем и учимся. Именно поэтому при обсуждении объекта исследования был выбран пришкольный участок. Прямых источников информации о состоянии окружающей среды микрорайона школы № 516 - нет.

Учащийся. Крупный город изменяет почти все составляющие природной среды - воздух, воду, растительность, почву. Изменение одних природных условий неизбежно вызывает изменение других. К сожалению, эти изменения не всегда благотворно влияют на человека. Учащимися класса был проведен социологический опрос среди жителей микрорайона и учащихся школы с целью определения основных антропогенных источников загрязнения в микрорайоне. Было выявлено два основных источника: ТЭЦ №5 и автотранспорт. Построив, розу ветров мы пришли к выводу, что основным источником загрязнения является автотранспорт.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеете право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (42 статья Конституции РФ).

Слайд 4.

Конституция закрепляет три, по существу тесно связанных между собой, экологических права человека:

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

Право на возмещение ущерба, причиненному здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Учащиеся, используя данные санитарно-гигиенических норм, дали характеристику пришкольного участка

Слайд 5.

Группа учащихся занимающаяся изучением состояния атмосферного воздуха дала характеристику микрорайона школы.

1учащийся

Автомобиль стал своеобразным символом технической революции. Наличие автомобиля говорит о независимости и благосостоянии его владельца, обеспечивает свободу передвижения. Каждый человек испытал удовольствие комфортной езды на автомобиле. Однако, по мере того как росло количество автомобилей, стало очевидным, что существует и обратная сторона медали.

Микрорайон школы окружен тремя крупными автомагистралями: проспект Большевиков, Дальневосточный проспект и улица Народная.

Был проведен мониторинг количества автомобилей и произведен качественный анализ атмосферного воздуха.

Слайд 6-11.

В атмосферу автомобильные двигатели ежегодно выбрасывают десятки миллионов тонн токсичных веществ: различных углеродов и продуктов их неполного сгорания, а также тяжелые металлы. Среди этих веществ есть сильные мутагены и бензапирен, оказывающий канцерогенное действие на соматические клетки. Ученые уже обнаружили в выхлопных газах около 200 компонентов. Автомобили также являются источниками выделения других вредных веществ, которые не содержат выхлопных газов, а образуются при износе шин тормозных колодок.

Слайд 12.

По карте "Выбросы автотранспорта" можно определить, что выбросы автотранспорта в микрорайоне школы N 516 составляют от 30 тонн на квадратный километр в год до 100 тонн на кв.км в год. По улице Народной (выезд из города) наблюдается наиболее интенсивное движение транспорта и, как следствие этого, выбросы автотранспорта увеличены до 100 тонн на кв.км в год.

Слайд 13.

2 учащийся

Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга должно было решить ряд проблем: на международном, федеральном и на региональном уровнях.

Однако, как показало время, КАД не решает в полной мере всех этих вопросов.

Слайд 14.

3 учащийся

Большую опасность для здоровья человека представляет оксид углерода (II). Этот оксид соединяется с гемоглобином крови в 200-300 раз быстрее чем, кислород, образует очень прочные соединения - карбоксигемоглобина, диссоциация которого протекает в 3600 медленнее, чем оксида гемоглобина. В этом случае резко снижается обеспеченность тканей организма кислородом, развивается гипоксемия. Он соединяется не только с гемоглобином крови, но и с миоглобином мышц. Он нарушает углеводный обмен, усиливая распад гликогена, в печени, нарушая утилизацию глюкозы, повышая уровень сахара в крови, моче и в спинномозговой жидкости, нарушает обмен фосфора и азота, водно-солевой обмен, изменяет содержание витамина В6, повышает содержание липидов в плазме, что способствует усиленному отложению холестерина на стенках сосудов, свертываемость крови и проницаемость сосудов.

В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды, в том числе и бензопирен, вызывает раздражение дыхательных путей, расстройства дыхания, возникновение раковых опухолей. Именно в развитии автотранспорта, и, стало быть, во все большем засорении городского воздуха автомобильными газами, многие ученые видят главную причину увеличение смертности от рака легких.

При попадании диоксида азота в организм наблюдается снижение дыхательных функций.

К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относится также соединение свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе.

В организм человека свинец удерживается белками и эритроцитами, затем поступает в плазму крови, и, наконец, достигает почек, печени и других органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них. Время от времени происходит выделение свинца из костей, что может стать причинной неожиданных симптомов острого отравления. Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат оксидом.

ВЫВОДЫ: Среди основных направлений по охране атмосферного воздуха от выбросов автотранспорта можно отметить основные направления:

Развитие дорожной сети и совершенствование организации движения

Разработка и внедрение экологически чистых видов топлива

Экологические проблемы автомобильного транспорта затрагивают каждого человека. Что же в состояние сделать мы с вами?

Если вы имеете автомобиль:

Следите за своим автомобилем, качественно и вовремя проводя его техническое обслуживание и ремонт.

Используйте для парковки, ремонта и мытья автомобиля специально отведенные территории.

Если нет острой необходимости ехать на автомобиле, пользуйтесь общественным транспортом.

Если вы пешеход:

1) Выбирайте для прогулок, особенно с детьми, наименее оживленные автомагистрали, бульвары, скверы, парки.

2) Планируя время прогулки, помните, что наибольший выброс автотранспортом загрязняющих атмосферу вещества происходит в часы пик и резко сокращается в другое время, безветренная погода способствует концентрации газообразных загрязнителей.

Следующая группа учащихся анализировала состояние почв в микрорайоне школы.

Слайд 15.

1 учащийся

Почвы Санкт-Петербурга представляют собой в большинстве искусственные образования, которые созданы постоянной подсыпкой: смесью естественного природного материала и антропогенного вещества. Загрязнение почв является индикатором геохимического состояния окружающей среды. Будучи загрязненной, почва, в свою очередь. воздействует на приземный воздух, поверхностные и грунтовые воды, на корневые системы растении и другие составляющие окружающей среды в течение длительного времени. Загрязненная почва существенно ухудшает среду обитания, не только на улице, но и в помещении, на рабочем месте и в квартире.

Микрорайон школы N 516 расположен в относительно благополучном, в так называемом "спальном" районе, где нет промышленных предприятий.

Слайд 16.

По карте "Загрязнения городских почв" можно определить, что шлейф загрязнения почв тянется к исследуемому микрорайону с левого берега реки Невы, где расположены промышленные предприятия. В целом ситуация в микрорайоне благополучна по сравнению с центром города.

Микрорайон школы N 516 представляет собой типичный антропогенный ландшафт: большое количество не только газонов, но и дорожек, которые ведут к значительному уплотнению почвы. На территории микрорайона был проведен эксперимент: взяты одинаковые объемы почвы (25х25х25 см) с газонов и дорожек, которые их пересекают. На дорожках в исследованных кубах почвы (6 проб) визуально не были обнаружены типичные жители почвы - дождевые черви, В то время, как на газонах (6 проб) были обнаружены.

2 учащийся

Нами было проведено ряд исследований с образцами почв. Все исследования проводил в 3-х кратной повторяемости.

Материал для опытов был отобран на расстоянии от 0,5 до 100 метров от улицы Народной, где наиболее оживлённое движение. Для определения свинца использовали наиболее распространённые и доступные способы качественного определения свинца, в результате которых образуются плохо растворимые соли

Слайд17.

Таблица . Содержание свинца в исследуемых почвах.

Выводы:

В пробах был обнаружен свинец, дававший реакцию только с S?? следовательно его приблизительная концентрация равна 10?14 моль/литр

Чем больше расстояние от дороги, тем меньше осадка выделится в результате опыта.

При наличии растительных посадок свинец задерживается и его количество резко сокращается

В настоящее время с обострением экологической обстановки особую актуальность приобретает вопрос сохранения и рационального использования почвенного плодородия. Почва, являясь важнейшим компонентом биосферы, занимает центральное место в улучшении экологической ситуации на планете. Поэтому забота о плодородии почвы - это не только забота о повышении продуктивности земледелия, но, прежде всего о сохранении оптимальной экологической ситуации на Земле.

В условиях усиления антропогенной нагрузки ослабевают санитарно-гигиенические функции почвы, что может привести к ухудшению экологической обстановки.

Слайд18-21.

В связи с этим целью нашей работы являлось изучение состава микробиоценоза почвы. В основе принципа биологической диагностики почв лежит представление о том, что почва как среда обитания составляет единую систему с населяющими ее популяциями разных организмов. В зависимости от сочетания природных факторов, определяющих почвообразовательный процесс, разные почвы различаются по составу своей биоты, направленности биохимических превращений и содержанию тех химических компонентов, которые являются продуктами этих превращений или их агентов.

Микрофлору почвы оценивали методом посева на агаровой пластине при экспозиции в течении семи дней при температуре 25 градусов.

Протеазную активность почв оценивали методом аппликации на фотоплёнке. Результаты обрабатывали с помощью фотоувеличителя и люксметра.

Вывод:

Микробиоценозы имеют сходный состав и включают актиномицеты, бактерии, водоросли.

Протеазная активность почвогрунта выше, чем в естественных и парковых почвах.

Наименьшая протеазная активность обнаружена в образцах №2 и №3.

В состав микробиоценоза почвы входят бактерии (доминирующая группа), актиномицеты, дрожжи, плесневые грибы, водоросли, простейшие. Протеазная активность почв не зависит от структуры и образования почв. Она отражает биологическую активность почвенных организмов и является показателем плодородия почв. Грибы, как гетеротрофные организмы, нуждаются в притоке из внешней среды как минеральных, так и органических веществ. Как правило, в биогеоценозах грибы выполняют функцию редуцентов, разлагая растительные остатки и обеспечивая их частичную минерализацию и гумификацию.

завершающим звеном биологического круговорота веществ. Поэтому их угнетение приведет к тому, что круговорот веществ в природе не будет до конца завершен.

Следовательно, для снижения уровня загрязнения почв необходимо:

  1. Ограничить территорию мест складирования мусора, необходимо сортировать мусор, а, наиболее опасный хранить в специально отведенных местах.
  2. В связи с необходимостью уборки листьев нужно: с одной стороны минеральная подкормка почвы, с другой стороны строгий контроль за состоянием автомобилей с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ.
  3. Необходимо среди младших школьников вести разъяснительную работу (с демонстрацией опытов) с целью разъяснения, что уплотнение почвы губительно для живых организмов.

При разбивке газонов и создании дорожек необходимо учитывать наиболее удобные пути передвижения людей.

Учитель Земля - наш дом, изучать его интересно, путешествовать по ней удивительно увлекательно. Больше знать о Земле полезно всем, на ней живущим. Ибо знать - значит спасти животный, растительный мир и человека от опасности кислотных дождей, от вредных веществ и радиации. Применять в своих отношениях с растениями и животными, почвами и травами, водой и воздухом только самые гуманные, мягкие, человеческие приемы общения.

Следующая группа учащихся анализировала состояние зеленых растений в микрорайоне школы и определяла антропогенное воздействие.

Слайд 22.

РАСТЕНИЯ - МОИ СОПЛАНЕТЯНЕ

1 ученик Растения в городе необходимы, чтобы приспособить городскую среду для жизни человека. Чем зеленее город, тем менее пагубно сказывается на здоровье человека промышленное загрязнение. Зеленые насаждения выполняют самые различные функции, главнейшими из которых являются: оздоровление воздушного бассейна города и улучшение микроклимата. Растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, понижают температуру окружающего воздуха в жаркую погоду за счет испарения влаги, снижают уровень городского шума, запыленность, загрязненность воздуха. Это защита и от ветров. А также растения выделяют фитонциды - особые летучие вещества, способные убивать болезнетворные микробы. Растения исключительно благотворно влияют на нервную систему человека. С учетом того, что основным загрязнителем воздуха в городе является автотранспорт, нами был проведен простой, но показательный эксперимент с помощью обычного лейкопластыря, который легко собирает пыль с листьев деревьев. Кусочки лейкопластыря соприкасались с листьями деревьев, посаженных у дороги, были сильно загрязненными. По мере удаления от шумных и пыльных улиц, листья деревьев были гораздо чище.

2 ученик. На улице Народной для озеленения высажены липы. Деревья находятся в угнетенном состоянии с плохо развитыми кронами. Признаки угнетения наиболее заметны летом. Листья лип запыленные, желтеющие, с бурыми пятнами. Поверхность почвы, в школьном парке покрытая травой и опавшими листьями, защищает корни от зимней непогоды, а голая и втоптанная, переуплотненная земля под липами около дороги говорит о возможности повреждения корней в результате иссушения или вымораживания. Зимой тротуары посыпают солью, попадание которой на газон тоже может повреждать растения.

Возможно, на состояние растений оказывают влияние и тяжелые металлы, содержащиеся в почве.

Слайд 23.

Стволы лип покрыты лишайниками, и надо отметить, что они имеют неплохое проективное покрытие. Чем ближе к автодороге, тем оно ниже. У дороги лишайники практически не встречаются

Слайд 24-26.

3 ученик

Для выяснения нами были проведены исследования, целью которых было изучение влияния солей свинца на прорости овса.

Анализ данных показывает, что всхожесть семян самая большая в опыте №1 контрольного образца и практически такая же в образцах №4 и №5 (клумба и школьный парк). Наименьшая в варианте №2, где для полива был использован раствор соли свинца, и незначительно отличается в образце №3 (проба была взята у остановки ул. Народная).

Проростки в вариантах со свинцом и в образце № 3 имеют максимальную среднюю длину стебля, в то же время отличаются низким средним весом, что говорит об угнетенном состоянии растений. Таким образом, можно сделать вывод, что свинец отрицательно влияет на растения.

4. Вывод.

Город это среда, которую уже на протяжении нескольких тысячелетий создаёт для себя человек. Проблемы качества городской среды и сохранения здоровья человека в ней всегда стояли достаточно остро. Зеленые насаждения в городе улучшают микроклимат городской территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почвы, стены зданий и тротуары. Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов.

Один из важнейших физических параметров окружающей среды - визуальный. Цветовое решение - оказывает значительное воздействие на зрение и на психическую реакцию.

Следует отметить особенности визуальной среды, которые могу повлиять на самочувствие человека. Гомогенная видимая среда - это однородная среда, в которой совсем отсутствуют видимые элементы или их количество резко снижено. К сожалению, в городе гомогенных видимых полей достаточно много; их создают торцы зданий, построенных из панелей большого размера, фасады зданий из стекла, бетонные стены и заборы, асфальтовые покрытия.

Нам кажется интересным мнения о необходимости использования городских крыш для озеленения.

Слайд 27-29.

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

People in space. 4-й класс :: Организация издательской деятельности в БОУ "Петропавловский детский дом" :: Литературная игра "Умники и умницы" по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" для учащихся 8–11-х классов :: Урок зарубежной литературы по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера". 6-й класс :: Урок-игра по английскому языку по теме «Старая Русса. Город десяти веков». 6-й класс :: Удача Логана ( Logan Lucky ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Шкафы/Шкафы прямые / Merdes / Тумба комбинированная СБ-30/6 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет! - Хелси и Смарт

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD