Программа "Экологическое краеведение" для 5-го класса : Экология

Пояснительная записка

Данная программа, является продолжением курса экологии начальной школы, ориентированна на создание системы непрерывного экологического образования школьников.

Цель: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения учащихся в окружающей природной среде.

Задачи:

  • интерпретация теоретических понятий и законов экологии;
  • изучение природы родного края, редких и исчезающих видов;
  • реконструкция правильного поведения в природе.

Программа курса “Экологического краеведения” рассчитана на 34 часа в год в 5 классе (1 час в неделю). В программе названы учебные темы, для каждой из них перечислены подлежащие изучению вопросы. Указаны основные требования к усвоению знаний и умений. Программа ориентированна на деятельностный подход в обучении, что обеспечивается включением в нее ряда практических работ, экскурсий. Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

  1. Введение в экологию, среда обитания – 10 часа.

Экология - наука о связях организмов со средой обитания. История экологии. Методы познания природы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание и др. Характеристика четырех сред обитания, выявление приспособленности организмов к среде. Знакомство с водоемами нашего края.

Практические работы.

  1. Изучение приспособленностей организма к среде обитания на примере организмов местной флоры и фауны.

Экскурсия “Осенние явления в природе”

II. Экосистемы нашего края – 16 часов.

Понятие экосистемы, биогеоценоза, природного сообщества. Понятие пищевых цепей, пространственной организации экосистем, ярусности, развитие экосистем, сукцессии, поддержание устойчивости экосистем. Знакомство с видами биотических связей в природе. Понятие об агроэкосистемах, знакомство с природными сообществами Ивановского края. Солнце – источник энергии на Земле. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на процессы жизнедеятельности. Аккумулирование энергии Солнца живыми организмами. Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении живых организмов пищей и кислородом. Животные и их роль в ограничении числа растений. Природа - единое целое.

Практические работы.

  1. Описание экосистемы смешенного леса.
  2. Знакомство с культурными растениями Ивановской области.
  3. Выявление биотических связей в сообществах.

III. Влияние человека на природу – 8 часов.

Изучение влияния человека на природу прямого и косвенного. Понятие об охраняемых территориях, Красной книге, редких и исчезающих видах. Знакомство с охраняемыми территориями нашего края, редкими и исчезающими видами флоры и фауны.

Тематическое планирование по экологическое краеведению 5 класс (34 часа)

Тема 1. Введение в экологию, среда обитания(10 часов).

Что изучает экология?

  1. Среда обитания, факторы среды.
  2. Водная среда, водоемы Ивановской области.
  3. Наземно-воздушная среда.
  4. Почвенная среда.
  5. Организменная среда.
  6. Практическая работа №1 “Описание приспособлений организма к среде обитания”
  7. Экскурсия “Осенние явления в природе”.
  8. Обобщение знаний.
  9. Проверочная работа №1

Тема 2. Экосистемы нашего края(16 часов)

  1. Понятие об экосистеме, природном сообществе, биогеоценозе.
  2. Цепи питания.
  3. Пространственная организация экосистем.
  4. Биотические связи в природе.
  5. Развитие и смена экосистем.
  6. Агроэкосистемы.
  7. Биоритмы.
  8. Поддержание устойчивости экосистем.
  9. Многообразие лесных сообществ родного края.
  10. Многообразие лугов края.
  11. Многообразие водных экосистем края.
  12. Практическая работа №2 “Описание экосистемы смешенного леса”.
  13. Практическая работа №3 “Знакомство с культурными растениями Ивановской области”
  14. Практическая работа №4 “Выявление биотических связей в сообществах”
  15. Обобщение знаний.
  16. Проверочная работа №2

Тема 3. Влияние человека на природу (8 часов).

  1. Влияние человека на природу.
  2. Красная книга.
  3. Виды охраняемых территорий.
  4. Редкие и охраняемые виды растений нашего края.
  5. Редкие и охраняемые виды животных нашего края.
  6. Практическая работа №5 “Изучение состояния озеленения помещений”
  7. Обобщение знаний.
  8. Проверочная работа №3.

Учащиеся должны знать:

цели и задачи экологического образования; основные понятия: среда обитания, биосфера, круговорот веществ, условия жизни живых организмов, Красная книга природы, охрана природы, экологическая культура; методы изучения экологии: наблюдение, описание, сравнение, измерение, ведение календаря фенологических наблюдений; роль живых организмов в формировании современных условий на Земле; необходимые условия для жизни живых организмов; влияние качества среды на здоровье человека; причины загрязнения окружающей среды; редкие и исчезающие виды растений и животных Ивановской области; правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

объяснять необходимость бережного отношения к природе; оценивать поведение человека в природе; приводить примеры, раскрывающие противоречивый характер взаимодействия человека с природой; оценивать экологическое состояние зеленых насаждений в городе; выявлять источники загрязнения городской среды; определять виды растений и животных Красной книги Ивановской области; работать с гербарным материалом

Библиографический список

  1. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений. Учебное пособие, 6 класс. М., Вентана – Граф, 2001.
  2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10-11 классов профильных школ. М., Просвещение, 1998.
  3. Зверев А.Т. Экология. Учебное пособие, 10-11 классы. М., ОНИКС,2007
  4. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология. Учебное пособие, 7-9 классы. М. Дом педагогики, 1999.
  5. Колбовский Е. Ю. Изучаем природу в городе. Ярославль. Академия развития, 2006
  6. Коробейникова Л.А.Практическая экология для школьников. Иваново. ИПК и ППК., 1995
  7. Литвинова Л.С., Жиренко О.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. М., 5 за знания, 2005
  8. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеографии. М., Просвещение, 1978.
  9. Пономарева И.Н. Экология. М., Вентана-Граф, 2001
  10. Природа Ивановской области. Ярославль, 1984
  11. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М., просвещение, 1995
  12. Сухова Т.С., Строганов Природа. Введение в биологию и экологию. Вентана-Граф. 2000
  13. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2005
  14. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебное пособие. 9-10 классы. М., Дрофа,2003.

См. приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности» :: Раскладной смартфон ZTE Axon M - будет выпущен в продажу с 17 ноября 2017! :: Как собрать ребенка в первый класс :: Зачем наши сограждане добровольно, с песнями и под камерой вживляют себе микрочипы? :: Вирус Коксаки — что это такое и как лечить :: Охранник ( Security ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мягкая мебель/Мягкая мебель / Ангстрем / Банкетка Адажио 910.02 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - ВМЭШ

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - ВМЭШ

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - ВМЭШ

Приемы самообезболивания родов

Сценарий новогоднего утренника (детский сад) - ВМЭШ

Сценарий новогоднего утренника (детский сад)

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - КиноАнализ

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD