Городская экосистема : Экология

Тема: Городская экосистема.

Цель: Изучить экологические проблемы городской среды на примере своего города (Альметьевск).

Задачи:

1) Образовательная: сформировать представления об особенностях городской среды, урбанизации, основных экологических проблемах города и путях их решения.

2)  Развивающая: развитие таких личностных психологических особенностей, как внимание, мышление, речь, наблюдательность, любознательность, выработка поисковых, исследовательских и творческих навыков и умений.

3) Воспитательная: ответственное отношение студентов к городской среде в процессе разнообразной педагогически организованной деятельности.

4) Самообразовательная: умение наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приёмами работы со справочной литературой и другими источниками знаний.

Оборудование и ТСО: Мультимедиа, оборудование для демонстрационного опыта (фарфоровая чашка, горелка).

Основные понятия и термины: Городская экосистема, урбанизация, экологические проблемы.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок с использованием мультимедиа.

Личностная значимость: Получить больше информации по интересующей проблеме, показать  своим товарищам свободное владение материалом, умение публичного выступления.

Источники информации:

1) Основные: Степановских А.С. «Экология» с. 405, с. 602; Миркин Б.М. «Экология» с. 121-127.
2) Дополнительные: экология в таблицах, периодические издания, справочная литература, Интернет.

Если город дает человеку кров, то красота города даёт человеку душу.
(О.А. Швидковский)

Ход занятия

Учитель: Я рада сегодня видеть вас снова на занятии по географии, и это одно из занятий на котором мы будем использовать мультимедиа. По мере просмотра фильма «Знаки беды» вы должны определить, какие же экологические проблемы возникают в связи с развитием городов и увеличением антропогенной нагрузки на природную экосистему.

Вы стоите на опушке леса, поют птицы, шелестят листьями деревья ласкающие взор, успокаивающие душу, вносящие умиротворение и покой в наше сердце.

Современный город - средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает.

Для современного этапа развития мирового сообщества характерен процесс урбанизации, т.е. повышение доли городского населения и усиления влияния городов на биосферу.

В современном городе экологическая среда неблагоприятна для жизни человека, что отрицательно сказывается на его здоровье. И поэтому вопросы экологии города (урбаноэкологии) – важнейший раздел прикладной экологии. Главная её задача – примирение этих заведомо неравновесных систем с биосферой в процессе «коэволюции» с ней человека, что является одним из условий построения общества устойчивого развития.

В современной экологии территория города с его населением рассматривается как гетеротрофная антропогенная экосистема.

Для городской экосистемы характерны:

- неравновесность, т. е. невозможность достижения экологического равновесия;
- постоянное накопление твёрдого вещества за счёт резкого превышения его ввоза в город над вывозом.

Города являются «паразитами биосферы», которые потребляют огромное количество кислорода, воды и других ресурсов, а продуцируют только углекислый газ и загрязнения окружающей среды.

Современная урбанизация носит «взрывной» характер, ее порождением являются гигантские агломерации городов с населением свыше 10 млн. человек – мегаполисы, которые югославский профессор Н. Царич оценил как «…самое худшее и чудовищное явление, которым в мирное время может быть угнетено население». Как протест против тенденции роста мегаполисов появилась популярная концепция – гипотеза о так называемом экосити – идеальном экологическом городе.

Человек сам создаёт сложные урбанистические системы, преследуя благую цель – улучшить условия жизни, создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни. (Слайды 1-5, Приложение)

В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов изменения окружающей среды. Именно с нею связано ¾ общего объёма загрязнения. Это и не удивительно. Если учесть, что города занимают 2-3% площади земной суши, но и в них концентрируются почти половина населения мира и основная часть производства. Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и агломерации, которые выступают едва ли не в роли главного источника загрязнения.

В настоящее время в городах проживает уже 60% населения планеты (в России – 67%), ожидается, что в ближайшие десятилетия эта доля возрастет до 80%.

Вопрос: Какие основные экологические проблемы возникают в связи с ростом городов? (Слайд 6)

1. Загрязнение атмосферы.
2. Загрязнение выхлопными газами автомобилей.
3. Шумовое загрязнение.
4. Проблема бытового мусора и бытовых стоков.

Познакомимся с небольшими исследованиями по каждому виду загрязнений, и по ходу рассказа вы должны заполнить таблицу:

Экологическая проблема

Причины возникновения

Пути решения

 

 

 

 

 

 

С загрязнением атмосферы городской среды как  главного фактора пагубного влияния на здоровье человека познакомит выступление ученика с сообщением.

Почему нельзя сжигать твёрдый мусор? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите следующий опыт.

Демонстрационный опыт «Загрязнение воздуха»

Материалы и оборудование: Свеча, спички, фарфоровая чашка.

Ход опыта: Зажечь свечу и спросить учащихся о том, что они видят (пламя и потоки горячего воздуха, иногда дымок). Подержать над пламенем около минуты чистую фарфоровую чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки 2-3 см). На дне чашки появится копоть. После остывания предложить рассмотреть и потрогать ее. Копоть – вещества, образующиеся в результате сгорания топлива (в данном случае – парафина и стеарина, из которых сделана свеча), именно они оседают на поверхности зданий, листьях растений, попадают в лёгкие человека.

Вопрос: Вы познакомились с одной из главных проблем, каковы же причины её возникновения и пути решения?

О том, какой вред приносят автомобили, выделяя выхлопные газы в окружающую среду города, нам расскажет ученик.

Вопрос по таблице.

Одним из главных факторов дискомфорта в городе является шумовое загрязнение. (Слайды 7, 8)

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов; так, в возрасте до 27-ми лет на шум реагируют - 46% людей, в возрасте 28-37-ми лет – 57%, в возрасте 38-57-ми лет – 62%, а в возрасте 58-ми лет и старше – 72%. Данное обстоятельство должны учитывать  молодые люди, когда слушают дома популярную музыку, смотрят телепередачи, видеофильмы и т.д.

Важнейшим аспектом городской экологии является решение проблемы бытового мусора.

«Если город даёт человеку кров, то красота города даёт человеку душу» (О.А. Швидковскийй)

(Слайд 9)

Изучая город или его районы, в первую очередь говорят о его выразительности и индивидуальности. Когда мы думаем о запоминаемости архитектурного облика, то, естественно, прежде всего, обращаемся к тем особенным чертам, которые отличают данный город от других. Своеобразие города зависит от индивидуальных черт стиля жизни населения, его обычаев, празднеств и т.д. (Слайды 10, 11)

Но процесс урбанизации ведёт к тому, что видеосреда многих наших городов становится противоестественной: страдает не только эстетическая сторона, но и возникает угроза физиологическим механизмам зрения.

Причина этих нежелательных процессов – увеличение доли так называемых гомогенных (голые стены, монолитное стекло, глухие заборы, асфальтовые покрытия, гладкие крыши домов и т.п.) и агрессивных полей (большое число одинаковых и равномерно размещённых на поверхности элементов – окна на стене дома, плитки на тротуаре или стене и др.) (Слайды 12, 13)

Отрицательное воздействие гомогенных полей заключается в том, что на голой стене глазу не за что «зацепиться» и в головной мозг поступает недостаточно информации, при встрече с агрессивным полем происходит подобный процесс, но с избытком информации – глаз «не уверен», какой элемент на агрессивном поле он фиксирует. В этом можно видеть проявление общеэкологического принципа Либиха - Шелфорда, когда как избыток, так и недостаток какого-либо ресурса (в данном случае – информации) выступает в качестве фактора ограничивающего развитие популяции. Всё это отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и в конечном итоге – на общем самочувствии человека. (Слайды 14, 15)

По представлениям академика Филина В.А., то, что раньше называлось «архитектурным излишеством», на самом деле было положительным фактором, который делал декор зданий более разнообразным и уменьшал «видеозагрязнение». (Слайды 16–18)

Вопрос: Что понимается под «видеозагрязнением»?

Под «видеозагрязнением» понимается насыщение городской архитектуры элементами строений, которые служат причиной появления у человека раздражительности и даже агрессивности.

Вопрос: Из-за чего возникла проблема «видеозагрязнения»?

1) Острый недостаток жилья.
2) Нехватка ресурсов.
3) Продолжающийся монополизм однотипного строительства.
4) Строительство частных домов достаточно пышное и разнообразное, но также без учёта общей видеосреды.

Вопрос: Что должно учитывать новое строительство для формирования видеосреды города?

1) Разнообразить поверхности используемых железобетонных конструкций.
2) Привлекать архитектуру малых форм.
3) Избегать однотипности в жилой и промышленной застройке.
4) Красить в разные цвета стены домов.
5) Широко использовать озеленение, которое играет важную роль в повышении комфортности городской среды. (Слайды 19, 20)

Практическое задание: Из предложенного перечня видов деревьев и кустарников выберите те, которые наиболее подходят для озеленения нашего города.

Итог: включить в план строительства.

А какие экологические проблемы волнуют больше всего наших жителей города. (Определение рейтинга экологических проблем.)

Выступление представителя департамента экологии города Альметьевск и Альметьевского района

Задачей городской экологии является, с одной стороны, создание относительно комфортных условий для жизни человека внутри этой экосистемы, а с другой – защита от городских экосистем, окружающих их естественных и сельскохозяйственных экосистем, а также ограничение «расползания» городов, когда эти «раковые опухоли» охватывают все новые и новые живые ткани биосферы.

Как протест против тенденции роста мегаполисов появилась популярная концепция - гипотеза о так называемом экосити – идеальном экологическом городе. «Экосити» - это город, который находится в равновесии с окружающей средой и выражает девиз авторов концепции: «Назад к природе». В таком городе все здания невысокие, много зелени, транспорт экологичен, энергия расходуется экономно. Значительная часть сооружений переносится под землю, что высвобождает место для дополнительных гектаров зелёных насаждений. (С.141. Миркин)

Вопрос: Возможно ли строительство такого экосити?

Что нового, интересного и полезного мы сегодня изучили на занятии? В чём заключается задача городской экологии?

Составить синквейн «Городская среда».

Домашнее задание (Слайд 21)

1) Попробуйте спроектировать город будущего – экологичный город.
2) Дайте подробную характеристику вашему району как одному из компонентов урбосистемы нашего города.
3) Если бы вас сейчас назначили главой администрации нашего города, то что бы вы хотели изменить в первую очередь?
4) Найти информацию о развитии промышленности нашего города.

Читать еще:


Новые материалы:

Активные формы обучения как одно из направлений реализации принципа регионализации образования на уроках географии :: Организация и проведение урока с использованием информационно-коммуникационных технологий по теме "Знакомьтесь, Азиатская Россия" :: Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии :: Интегрированный урок (география +физика) "Свойства вод мирового океана". 7-й класс :: Урок природоведения "Форма Земли. Глобус — модель Земли" :: Институт Роузвуд ( The Institute ), 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Прямые столы / Mebelson / Стол компьютерный Челси MDC-05 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD