"Пищевые отношения обитателей Байкала" : Экология

Цели:

  1. Способствовать повышению экологических знаний у учащихся.о своеобразии животного мира Байкала.
  2. Познакомить учащихся с круговоротом органических веществ и энергии в о.Байкал
  3. Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы;
  4. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным, эстетический вкус

Задачи:

  1. Создать условия для усвоения материала.
  2. Провести беседу с учащимися о пищевой цепи.
  3. Познакомить учащихся с круговоротом органических веществ и энергии в о. Байкал, обитателями о.Байкала

После занятия ученик:
Должен знать теоретические основы круговорота веществ и энергии (на примере о. Байкал):
– Должен иметь представление пищевых связях обитателей Байкала.
– Должен овладеть теоретическими основами круговорота веществ и энергии.
– Уметь применить знания в игре “Пищевые отношения обитателей Байкала”.

Рекомендации по использованию:

Данное занятие рекомендуется провести на факультативных занятиях по основам экологии с учениками 6–7-х классов или в качестве внеклассного занятия по Байкаловедению.

Оборудование:
Карта озера Байкал <Рис. 1>
Рисунок “Пищевые связи озера Байкал” <Рис. 2>
Схема подводной части озера с нанесенными стрелками пищевых связей <Рис. 3>
Байкальское домино
Компьютер и диск “Животный мир Байкала”

Материалы: листы бумаги А4, фломастеры, картинки с изображением обитателей Байкала, магнитики.
У каждого ученика 2 тетради (для записи беседы и словарь).

План урока.

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Сообщение нового материала – 13 минут.
  3. Самостоятельная работа учащихся – 25 минут.
  4. Подведение итогов урока – 5 минут.

Ход урока

1. Организационный момент.
Педагог проверяет готовность детей к уроку, наличие необходимых материалов и тетрадей.

2. Сообщение нового материала.
На доске записываем тему занятия: Пищевые отношения обитателей Байкала
Иллюстративный материал – карта Байкала и схема подводной части озера.

Информация для учителя:
Вода в озере Байкал является одним из главных компонентов биосферы и природной средой обитания живых организмов. Обитатели озера привлекают внимание многих любителей природы. Изучение Байкала и его обитателей дает возможность познать уникальность экологической системы Байкала.

Рис. 1

Педагог показывает слайд животного мира Байкала.

В настоящее время в воде Байкала проживает более 60 видов и подвидов рыб, более половины из них эндемики. (На доске записываем слово – эндемик)
Особую роль играет планктон (водоросли и ракообразные).
Большая часть организмов, обитающих в Байкале, участвует в естественном процессе очистки воды. Например, губки фильтруют воду, потребляют бактерии и другие мелкие организмы задерживают в своем теле взвешенные частицы и поглощают загрязняющие вещества. Водоросли и планктон насыщают байкальскую воду кислородом.
Сегодня мы познакомимся с обитателями озера, узнаем чем они питаются. Каким образом поддерживается круговорот веществ. Узнаем, чем опасны загрязнения воды.
Пищевая связь – это связь возникающая, когда один вид питается другим. Все живые организмы связаны между собой и образуют цепи питания. Цепь питания – это цепочка видов растений и животных, взаимосвязанных между собой.
Для учителя – Рисунок “Пищевые связи озера Байкал” без обитателей озера с пустыми кружками.

Рис. 2

Приложение 1

Звенья этой цепи объединены, каждое звено является началом другой. Карточки с изображениями обитателей Байкала прикрепляем в схеме при помощи магнитиков.
Различают 2 типа цепей:
1-й тип – Пастбищная цепь, в основе лежат растения, которые поедаются животными. Биологическая асса производится планктонными водорослями. Водоросли (1) используют солнечный свет, интенсивно размножаются и служат кормом для рачков (2) и (3), образуя биомассу (посмотрите на рисунок).
В Байкале два основных рачка. Рачок – эпишура (2) – растительноядный, является основным видом пищи для омуля. от личинки до взрослой рыбы. Еще один рачок – макрогектопус (3) заселяет воду в придонном слое. Рачков поедают рыбы: голомянка (6) , омуль (4), бычок (5), и нерпа.
Эпишура – планктонный рачок, отфильтровывает и поедает живые клетки водорослей и бактерии, очищает воду.
2-й тип – Детритная цепь, в основе которой органические вещества от разложения потребляются бактериями и животными. Микроорганизмы (бактерии и грибы) разлагают отмершие организмы, черви (10) и загрязняющие вещества. Гаммариды (10) питаются остатками животных и растений. не дают загнивать воде, очищая воду. Детритная цепочка (красная стрелка) начинается с отмерших организмов (8), частичек органического вещества, фекальных комочков животных (детрит) которые опускаются на дно Байкала в виде “детритного дождя”. Такие соединения называются биогены (12), они необходимы для жизнедеятеьности водорослей. На дне обитают гаммариды (10), черви-грунтоеды – пожиратели детрита. Перемешиваясь биогены поднимаются в верхние слои, они служат питательными веществами для водорослей. Водоросли в свою очередь, используя биогены и солнечный свет, интенсивно размножаются и служат кормом для эпишуры.

(Переход к схеме)

Рис. 3

Приложение 2

Итак: пищевая цепь в о.Байкал образована несколькими видами фитопланктона, растительными рачками, рыбами – омулем, голомянкой , бычками, байкальской нерпой.
Так замыкается круговорот органического вещества и энергии в озере Байкал.
Эти цепи образуют круговорот вещества и энергии в природе.
Обращаемся к учащимся – Рассмотрите рисунок пищевой цепи в озере Байкал и схему круговорота органического вещества и энергии в озере Байкал

3. Самостоятельная работа учащихся.
Работа в группе по 2 человека.
Оборудование – лист голубого цвета, карандаши, карточки с рисунками обитателей Байкала, клей, ластик, линейка.
Задание 1
Группа должна составить схему пищевой цепи обитателей Байкала,
разместить карточки с изображением обитателей озера на листе ватмана.
(Учитель проверяет исполнение)
Задание 2
Группа рисует стрелки от карточек с изображением обитателей, которые питаются ими.
(Учитель проверяет исполнение)
Задание 3
Каждая группа должна защитить свою схему и объяснить одну из пищевых связей и объяснить почему они объединили этих двух обитателей?
Запись в словарик:
Эндемик.. Трофическая цепь Пищевая связь
Планктон – водоросли. Рачки: Эпишура и Макрогектопус
Гаммариды
А теперь, поиграем в “Байкальское домино”

Рис. 4

Приложение 3

Байкальское домино (игра)
Цель игры
: закрепление и проверка усвоения понятий по теме “Пищевые отношения обитателей о. Байкал”.
Развитие внимания, памяти и логического мышления школьников.
Оборудование: Из плотной бумаги вырезаются карточки домино, с одной стороны, которых написаны экологические понятия на тему “Пищевые связи в озере Байкал”, а с другой – изображение очков домино.
Правила игры: Такие же, как в традиционном домино, но выставить карточку участник может лишь тогда, когда правильно определит понятие, содержание которого записано на обороте. В случае ошибки участник пропускает ход.

Понятия на карточках домино: Экосистема, трофическая цепь, солнечный свет, планктон, водоросли, рачки, эпишура, дно, биологический круговорот, рыбы, нерпа, макрогептус, человек, отмершие организмы, бактерии, живые комочки, разложение детрита, гаммариды, минеральные вещества, детритная цепь, биотическая среда, эндемик, биогены.

4. Закрепление изученного.
Проверим знания :

  1. Что такое пищевая цепь?
  2. Из каких основных элементов состоит круговорот веществ и энергии?

Литература

  1. Анищенко А.В. и др. Экологические экскурсии по Южному Байкалу. Иркутск. И. Прикладные технологии. 2001.
  2. Байкальские уроки. Методические материалы ГОУ ДОД ОСЮН. Иркутск. 2006 г.
  3. Барсукова В.С. Играя, обучаемся. Библиотека ИСАР – Сибирь. г. Новосибирск. 2001 г.
  4. Биология (Словарь – справочник) Под редакцией Павлова И.Ю. М. Зевс. 1997 г.
  5. Живая природа Байкала . Учебное пособие (под ред. Шиленкова В.Г.).Иркутск. 2002 г.
  6. Жигарев. И.А. Основы экологии 10(11)класс. Сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа. 2002 г.
  7. Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., Знание. 1986 г.
  8. Ласунов Р.Ю. Обитатели водоемов. определитель. М. Рольф. 199 9г.
  9. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер.с англ. 2000г.
  10. Основы экологии. учебник под редакцией Черновой Н.М. Дрофа. 2001 г.
  11. Поздняков В.Я. Экономика природопользования. Учебник. М. 2003 г.
  12. Чернова Н.М. Учителю биологии об основах экологии. (Учебно-методическое пособие). Лекции. Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 г.
  13. Чижевский А.Е. Экология. (Хочу все знать).И. АСТ. 2005 г.
  14. Щукин И. Экология. Учебник для вузов. И. Феникс. 2004 г.
  15. Энциклопедия Байкала. Флора и фауна. Диск СД.
  16. Энциклопедия Байкала. Легенды Великого озера. СД – диск.
  17. Журнал “Волна”. 2006 г.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "Дружба – это…" :: "Огонь – друг, огонь – враг" :: Сценарий последнего звонка "Юбилейный круиз «Высший пилотаж»" :: "Земля и небо Владимира Солоухина" (литературная гостиная) :: Сценарий школьного праздника "Пятьдесят лет первому полету человека в космос" :: Аритмия (), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner 1200М Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD