Урок по экологии "Антропогенное воздействие на литосферу" : Экология

Урок по экологии "Антропогенное воздействие на литосферу" : Экология

Цели урока:

  • Сформировать условия для усвоения учащимися основных видов антропогенного влияния на литосферу, видов эрозии почвы и их последствий.
  • Продолжить формирование умений работать самостоятельно, составлять схемы (опорные конспекты), правильно обобщать данные.
  • Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к деятельности человека, наносящей ущерб окружающей среде.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Взаимные приветствия учителя и учащихся;  проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку;   организация внимания.

II. Подготовка к усвоению нового материала

Сообщение темы урока (1 слайд, Приложение 2).

Вопрос: ребята, посмотрите на слайд и скажите, как вы думаете, какова цель нашего урока? (2 слайд, Приложение 2).

III. Изучение нового материала

Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию.

Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. В процессе преобразования литосферы человек (по данным на начало 90-х гг.) извлек 125 млрд. т. угля, 32 млрд. т. нефти, более 100 млрд. т. других полезных ископаемых. (3 слайд, Приложение 2). Распахано более 1500 млн. га земель, заболочено и засолено 20 млн. га. (4 слайд, Приложение 2).  Эрозией за последние сто лет уничтожено 2 млн. га, площадь оврагов превысила 25 млн. га. (5 слайд, Приложение 2). Высота терриконов достигает 300 м, горных отвалов — 150 м, (6 слайд, Приложение 2); глубина шахт, пройденных для добычи золота, превышает 4 км. (Южная Африка), нефтяных скважин — 6 км.

Широко распространено заблуждение, что в отличие от живых организмов, чутко реагирующих на техногенные воздействия, сама Земля может выдержать техногенные загрязнения и катастрофы (подземные ядерные взрывы, захоронение токсичных отходов, хищническую эксплуатацию недр и т.д.). Это глубоко ошибочное мнение приводит к бесконтрольному превышению предельно допустимых уровней техногенных воздействий на литосферу. Невзирая на запреты подземных ядерных испытаний, некоторые страны (Франция, Китай) все еще продолжают их проводить, тем самым совершая экологические преступления против всего человечества. (7 слайд, Приложение 2).
К стрессовым факторам литосферы еще относится создание свалок твердых бытовых отходов, загрязнение промышленными стоками подземных вод и вследствие этого сокращение запасов на Земле питьевой воды, а также механическое, термическое, электромагнитное и другие виды воздействий на верхние слои литосферы. (8 слайд, Приложение 2).
Количество коммунальных отходов, приходящихся за год на одного человека, в некоторых странах достигает огромных величин (табл. 1), а их утилизация представляет серьезную проблему во всем мире. В результате антропогенного воздействия Земля превращается в гигантскую свалку, литосфера испытывает необратимые экологические изменения, последствия которых катастрофичны. (9 слайд, Приложение 2).

Таблица 1. Количество коммунальных отходов, образующихся за год в некоторых странах

Страна

Общее количество
отходов в год,
млн. т

Количество отходов,
приходящихся
на 1 чел., т

Австралия 10,0 0,68
Великобритания 15,8 0,28
Италия 14,0 0,25
Канада 12,6 0,53
США 200,0 0,87
Франция 15,5 0,29
Япония 40,3 0,29

Если к 1985 году суммарная площадь суши, покрываемая всеми видами инженерных сооружений (здания, дороги, водохранилища, каналы и т.п.), составляла около 8%, то к 1990 году она превысила 10%, а к 2000 году может возрасти до 15%, то есть приблизиться к величине 1/6 площади суши Земли. Если же сюда прибавить площади, используемые на Земле под сельское хозяйство, то получится, что этими видами деятельности затронуто около половины суши (без Антарктиды). При этом надо иметь в виду, что поверхность и подземное пространство литосферы "осваиваются" очень неравномерно.

"Освоение" литосферы идет не только вширь, но и вглубь. Полезные ископаемые добываются все с большей глубины. Растет число шахт и карьеров глубокого заложения, увеличивается глубина буровых скважин (достигших отметки 12 км). Из-за недостатка площадей в городах человек все в большей степени осваивает и использует подземное пространство (метро, переходы, тоннели, хранилища, архивы). Наибольшее по масштабам техногенное воздействие человека на литосферу обусловлено, прежде всего такими видами деятельности, как горнотехническая (добыча и переработка полезных ископаемых), инженерно-строительная, сельскохозяйственная и военная. Все они действуют как мощный геологический фактор, меняющий лик Земли, состав, состояние и свойства литосферы.

Можно привести много примеров, раскрывающих масштабы техногенных воздействий на литосферу. Ограничимся некоторыми:  в настоящее время общая протяженность железных дорог на Земле составляет более 1400 тыс. км.,  то есть в 3,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. И на всем этом протяжении нарушается почвенный покров, меняются геологические условия прилегающих к дороге территорий, возникают новые геологические процессы. Протяженность автомобильных дорог в мире еще больше. Вдоль автотрасс также происходит нарушение геологических условий. Подсчитано, что при прокладке 1 км. дороги нарушается около 2 га растительного и почвенного покрова.

Антропогенные воздействие на литосферу привело к изменению геофизических полей Земли — гравитационного, магнитного, электрического, радиационного, теплового. Они техногенно искажены в неблагоприятном для экологии человека и других организмов направлении.

Вопрос: скажите, какие виды воздействия человека на почву вы знаете?  (10 слайд, Приложение 2)

Основные виды антропогенного воздействия на почвы следующие:

  • Эрозия,
  • Загрязнение,
  • Засоление и заболачивание,
  • Опустынивание,
  • Отчуждение земель для строительства.

Задание: ребята, на столах у вас лежит текст «Виды эрозии» (Приложение 1). Выполните самостоятельно следующие задания по этому тексту (11 слайд, Приложение 2):

  1. Запишите определение «эрозия почв».
  2. Составьте схему «Виды эрозии»,  дайте определения  водной и ветровой эрозии.

IV. Закрепление нового материала

  • Какие виды загрязнения почв вам известны?
  • Что такое эрозия почвы?
  • Какие виды эрозии вы знаете?
  • Каковы последствия эрозии для почвы?
  • В чем опасность загрязнения почв?
  • Почему вблизи промышленных объектов и вдоль дорог загрязнение почв более сильное?
  • Каковы основные источники загрязнения почв в нашей местности?

V. Домашнее задание

1) Конспект в тетради.
2) Нарисовать листовку, призывающую к охране почв (по желанию).

Читать еще:


Новые материалы:

Информационные технологии на уроках окружающего мира в начальной школе :: Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну сказок" :: Урок математики по теме "Число и цифра 5" :: Название площадей и улиц г. Курска: история и современность :: Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся :: На глубине 6 футов ( 6 Below: Miracle on the Mountain ), 2017 :: Шкафы-купе / MOON TRADE / Шкаф-купе Премьер Модель 520 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи"

Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.

Задания для проведения школьной олимпиады по химии для учащихся 8–10-х классов

В работе представлены задачи для проведения школьного тура олимпиады по химии для обучающихся 8–10-х классов. Олимпиада может включать заочный и очный туры. Задания должны быть разнообразными по содержанию и типу. Уровень сложности заданий должен быть доступен для большинства школьников, но по своей форме задания должны отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а в ответах на них должны допускаться приемы решений, которые не являются стандартными.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD