Урок по экологии "Антропогенное воздействие на литосферу" : Экология

Цели урока:

  • Сформировать условия для усвоения учащимися основных видов антропогенного влияния на литосферу, видов эрозии почвы и их последствий.
  • Продолжить формирование умений работать самостоятельно, составлять схемы (опорные конспекты), правильно обобщать данные.
  • Продолжить формирование у учащихся отрицательного отношения к деятельности человека, наносящей ущерб окружающей среде.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Взаимные приветствия учителя и учащихся;  проверка отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку;   организация внимания.

II. Подготовка к усвоению нового материала

Сообщение темы урока (1 слайд, Приложение 2).

Вопрос: ребята, посмотрите на слайд и скажите, как вы думаете, какова цель нашего урока? (2 слайд, Приложение 2).

III. Изучение нового материала

Верхняя часть литосферы, которая непосредственно выступает как минеральная основа биосферы, в настоящее время подвергается все более возрастающему антропогенному воздействию.

Уже сегодня воздействие человека на литосферу приближается к пределам, переход которых может вызвать необратимые процессы почти по всей поверхностной части земной коры. В процессе преобразования литосферы человек (по данным на начало 90-х гг.) извлек 125 млрд. т. угля, 32 млрд. т. нефти, более 100 млрд. т. других полезных ископаемых. (3 слайд, Приложение 2). Распахано более 1500 млн. га земель, заболочено и засолено 20 млн. га. (4 слайд, Приложение 2).  Эрозией за последние сто лет уничтожено 2 млн. га, площадь оврагов превысила 25 млн. га. (5 слайд, Приложение 2). Высота терриконов достигает 300 м, горных отвалов — 150 м, (6 слайд, Приложение 2); глубина шахт, пройденных для добычи золота, превышает 4 км. (Южная Африка), нефтяных скважин — 6 км.

Широко распространено заблуждение, что в отличие от живых организмов, чутко реагирующих на техногенные воздействия, сама Земля может выдержать техногенные загрязнения и катастрофы (подземные ядерные взрывы, захоронение токсичных отходов, хищническую эксплуатацию недр и т.д.). Это глубоко ошибочное мнение приводит к бесконтрольному превышению предельно допустимых уровней техногенных воздействий на литосферу. Невзирая на запреты подземных ядерных испытаний, некоторые страны (Франция, Китай) все еще продолжают их проводить, тем самым совершая экологические преступления против всего человечества. (7 слайд, Приложение 2).
К стрессовым факторам литосферы еще относится создание свалок твердых бытовых отходов, загрязнение промышленными стоками подземных вод и вследствие этого сокращение запасов на Земле питьевой воды, а также механическое, термическое, электромагнитное и другие виды воздействий на верхние слои литосферы. (8 слайд, Приложение 2).
Количество коммунальных отходов, приходящихся за год на одного человека, в некоторых странах достигает огромных величин (табл. 1), а их утилизация представляет серьезную проблему во всем мире. В результате антропогенного воздействия Земля превращается в гигантскую свалку, литосфера испытывает необратимые экологические изменения, последствия которых катастрофичны. (9 слайд, Приложение 2).

Таблица 1. Количество коммунальных отходов, образующихся за год в некоторых странах

Страна

Общее количество
отходов в год,
млн. т

Количество отходов,
приходящихся
на 1 чел., т

Австралия 10,0 0,68
Великобритания 15,8 0,28
Италия 14,0 0,25
Канада 12,6 0,53
США 200,0 0,87
Франция 15,5 0,29
Япония 40,3 0,29

Если к 1985 году суммарная площадь суши, покрываемая всеми видами инженерных сооружений (здания, дороги, водохранилища, каналы и т.п.), составляла около 8%, то к 1990 году она превысила 10%, а к 2000 году может возрасти до 15%, то есть приблизиться к величине 1/6 площади суши Земли. Если же сюда прибавить площади, используемые на Земле под сельское хозяйство, то получится, что этими видами деятельности затронуто около половины суши (без Антарктиды). При этом надо иметь в виду, что поверхность и подземное пространство литосферы "осваиваются" очень неравномерно.

"Освоение" литосферы идет не только вширь, но и вглубь. Полезные ископаемые добываются все с большей глубины. Растет число шахт и карьеров глубокого заложения, увеличивается глубина буровых скважин (достигших отметки 12 км). Из-за недостатка площадей в городах человек все в большей степени осваивает и использует подземное пространство (метро, переходы, тоннели, хранилища, архивы). Наибольшее по масштабам техногенное воздействие человека на литосферу обусловлено, прежде всего такими видами деятельности, как горнотехническая (добыча и переработка полезных ископаемых), инженерно-строительная, сельскохозяйственная и военная. Все они действуют как мощный геологический фактор, меняющий лик Земли, состав, состояние и свойства литосферы.

Можно привести много примеров, раскрывающих масштабы техногенных воздействий на литосферу. Ограничимся некоторыми:  в настоящее время общая протяженность железных дорог на Земле составляет более 1400 тыс. км.,  то есть в 3,5 раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. И на всем этом протяжении нарушается почвенный покров, меняются геологические условия прилегающих к дороге территорий, возникают новые геологические процессы. Протяженность автомобильных дорог в мире еще больше. Вдоль автотрасс также происходит нарушение геологических условий. Подсчитано, что при прокладке 1 км. дороги нарушается около 2 га растительного и почвенного покрова.

Антропогенные воздействие на литосферу привело к изменению геофизических полей Земли — гравитационного, магнитного, электрического, радиационного, теплового. Они техногенно искажены в неблагоприятном для экологии человека и других организмов направлении.

Вопрос: скажите, какие виды воздействия человека на почву вы знаете?  (10 слайд, Приложение 2)

Основные виды антропогенного воздействия на почвы следующие:

  • Эрозия,
  • Загрязнение,
  • Засоление и заболачивание,
  • Опустынивание,
  • Отчуждение земель для строительства.

Задание: ребята, на столах у вас лежит текст «Виды эрозии» (Приложение 1). Выполните самостоятельно следующие задания по этому тексту (11 слайд, Приложение 2):

  1. Запишите определение «эрозия почв».
  2. Составьте схему «Виды эрозии»,  дайте определения  водной и ветровой эрозии.

IV. Закрепление нового материала

  • Какие виды загрязнения почв вам известны?
  • Что такое эрозия почвы?
  • Какие виды эрозии вы знаете?
  • Каковы последствия эрозии для почвы?
  • В чем опасность загрязнения почв?
  • Почему вблизи промышленных объектов и вдоль дорог загрязнение почв более сильное?
  • Каковы основные источники загрязнения почв в нашей местности?

V. Домашнее задание

1) Конспект в тетради.
2) Нарисовать листовку, призывающую к охране почв (по желанию).

Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Опять война, опять блокада…" :: "И видит Бог, есть музыка над нами" (музыкальные образы в поэзии Серебряного века). Литературно-музыкальный салон :: Классный час "Чай — аптека здоровья" :: Внеклассное мероприятие "Весна в природе" :: Внеклассное мероприятие "Права ребёнка" :: Афера по-английски ( Trespass Against Us ), 2015 :: Дом и дача/Освещение/Свет/Для детской/Бра / Favourite / Накладной светильник Filin 1935-2W ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD