Методическая разработка по открытому уроку "Особо охраняемые природные территории Челябинской области" : Экология

Целью написания методической разработки является систематизация материала по теме открытого урока и его применение преподавателями кафедры биологии и экологии. Сегодня, как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в больше степени являются экологическое образование и воспитание.

Введение

Современная дидактика в основном сохраняет разработанную К.Д. Ушинским классификацию уроков, но несколько уточняет ее. Основными типами уроков, которые проводятся и характеризуются определенными методическими особенностями, являются следующие:

а) уроки смешанные, или комбинированные;

б) уроки изложения нового материала;

в) уроки закрепления изученного материала;

г) уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;

д) уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В практике преподавания преимущественное положение занимают смешанные, или комбинированные урок. Свое название такие уроки получили в связи с тем, что при их проведении сочетаются и как смешиваются (комбинируются) различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков и т.д.

В структуре комбинированного урока выделяют следующие элементы: организация и опрос студентов, мотивация и актуализация, изложение нового материала и его закрепление, итог урока и домашнее задание.

Дидактические цели и требования к комбинированному уроку гораздо шире, чем к урокам других типов, поскольку цели данного урока очень разнообразны и как нельзя лучше позволяют изучить вопросы темы: “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” по дисциплине “Экологические основы природопользования”, которая имеет практическое значение в профессиональной деятельности студентов.

Методика проведения урока

1. Первым элементом структуры комбинированного урока является организация – которая позволяет настроить группу на активную работу в течение урока. Суть организации урока состоит в психологическом настрое студентов на рабочий лад, возбудить у них внимание и активное отношение к познавательной деятельности. В ходе организации проводят проверку готовности группы и кабинета к работе, записи в журнале с отметкой присутствующих и фиксируют тему урока в хронологической последовательности согласно учебного плана.

2. Вторым элементом урока является опрос студентов - выявление уровня знаний студентов по пройденному ранее материалу, проверка домашнего задания. Как следует из принципов сознательности, систематичности и прочности обучения, в учебной работе нельзя двигаться вперед, пока учащиеся не усвоили пройденного материала. В этом смысле работа над пройденным материалом на уроке, проверка и оценка знаний учащихся выступает как весьма важный этап смешанного (комбинированного) урока. При опросе можно использовать методы контроля знаний, которые стали традиционными: уплотненный, письменный, устный, машинный, безмашинный, фронтальный, программированный. Тема прошлого нашего занятия “Рациональное использование и охрана растительного и животного мира” (приложение 1).

Опрос студентов организую так, чтобы максимально вовлечь студентов в работу. Для этого применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что студенту предлагаются вопросы, на каждый из которых дается четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача студента - выбрать правильный ответ. Перед началом опроса заранее оговариваются условия, а также напоминают, что исправления не принимаются, тем самым приучая их к аккуратности, своевременности выполнения задания, внимательности, четкости в работе - черты, которые необходимы каждому творчески работающему специалисту. После письменного опроса, проводят самопроверку работы, что позволяет быстро и эффективно проверить ответы студентов.

3. Актуализация – подготовка студентов к восприятию нового материала и увязки его с ранее пройденными темами. “Понять что-то новое всегда означает связать его с тем, что уже известно, включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире круг знаний и жизненный опыт ребенка и чем ближе новое к системе имеющихся ассоциаций, тем более оно находит в знаниях опору и тем скорее будет понято”. (Матюхина М.В., 1970). Для проведения актуализации используют фронтальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:

1. Природные ресурсы – понятие, примеры?

2. Флора и фауна – понятие, примеры?

3. Каково прямое влияние человека на растительный и животный мир?

4. Каково косвенное влияние человека на растительный и животный мир?

5. Эндемик – понятие, примеры?

6. Реликт – понятие, примеры?

4. Следующий этап урока – мотивация. Мотивация – метод активного привлечения студентов к процессу обучения за счет интересного, не трафаретного изложения, за счет создания проблемных ситуаций, обращения к жизненному опыту студентов, демонстрации фрагментов кино и диафильмов.

По словам К.Д. Ушинского “Учение, лишенное всякого интереса, убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет”.

В качестве мотивации используются слова В.И. Даля, который пишет “заповедовать лес – запретить в нем рубку; это делается торжественно: священник с образами, или даже с хоругвями, обходит его при народе и старшинах” и запрещают въезд на известное число лет”. Один из подвижников природоохраны Ж.Дорст определил суть слова “заповедный”. “У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но, в конечном счете, природу может спасти только его любовь”. И в завершении мотивации студент – читает стихотворение, посвященное родному краю (приложение 2).

5. Изложение нового материала начинают с сообщения темы и целей урока. Тема урока “Особо охраняемые природные территории Челябинской области”

Цели урока:

  • Учебная - сформировать понятие об ООПТ и способствовать усвоению знаний об особо охраняемых природных территориях Челябинской области
  • Воспитательная - воспитание любви к природе, к родному краю
  • Развивающая - продолжить развивать речь, мышление.

Необходимо указать связь междисциплинарную и внутридисциплинарную. Междисциплинарная связь темы установлена с дисциплинами “Земледелие с основами почвоведения” и “Защита растений”, внутридисциплинарная связь темы прослеживается в теме “Использование и охрана растительного и животного мира”.

Изложение нового материала начинают с постановки изучаемых вопросов, то есть с раскрытия плана изучения нового материала.

1. Заповедники Южного Урала

а) Ильменский государственный заповедник

б) Восточно-Уральский государственный заповедник

в) Аркаим

2. Заказники Южного Урала

Троицкий ботанический заказник

3. Национальные парки Южного Урала

4. Памятники природы Южного Урала

В ходе изложения материала необходимо пользоваться учебно-наглядными пособиями. Наглядности применяют как прием по повышению эффективности изучения материала, что активизирует познавательную деятельность студентов, вносит элемент яркости в структуру урока, позволяет в нужный момент сконцентрировать внимание на тех или иных фактах, явлениях для их глубокого раскрытия, а также осуществить многие другие педагогические действия, способствующие прочному и осознанному усвоению студентами учебного материала. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации, демонстрации учебных пособий, который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом. Познавательный процесс требует включения в овладении знаниями различных органов восприятия. К.Д.Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. “Паук, - отмечал он, - потому бегает так изумительно верно по тончайшим нитям, что держится не одним когтем, а множеством их: оборвется один, удержится другой”. Развивая эту мысль далее, он подчеркивал: “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче потом вспоминаются”. По его мнению, наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. Указанное положение классической дидактики сохраняет свое научное значение и для современного обучения. Наглядные пособия можно использовать на всех этапах урока.

На уроке были использованы таблицы, выставка литературы, посвященная особо охраняемым природным территориям Челябинской области, раздаточный материал, который включает в себя: карта ООПТ Челябинской области, фотографии животных и растений Ильменского государственного заповедника, заказников, национальных парков, памятников природы, презентация национального парка “Таганай”.

Часть вопросов было заранее предложено отдельным студентам и они по ним написали сообщения. Оценивать этих студентов будет экспертная группа по специально разработанному плану (приложение 3). Новый материал студенты фиксируют в таблицу в рабочих тетрадях, что позволит студентам успешно закрепить знания, полученные на уроке (приложение 4).

Первый вопрос включает в себя изучение трех заповедников, которые находятся на территории Челябинской области. Перед тем как рассказать о каждом заповеднике студенты находят их по карте “Рисунок1” . Один из первых заповедников, который появился на Урале, был Ильменский государственный заповедник имени В.И. Ленина. Про этот заповедник рассказывает студент, который написал сообщение (приложение 5). В ходе доклада студент использует демонстрационный материал, который лежит на каждой парте “Рисунок 2”. Во время рассказа экспертная группа оценивает докладчика. В процессе доклада остальные студенты заполняют таблицу по ходу изложения. Про остальные заповедники рассказывает преподаватель, который также обращается к раздаточному материалу.

Второй вопрос посвящен заказникам. Преподаватель обращает внимание студентов, что в Челябинской области около 30 заказников и их месторасположение они могут посмотреть по карте.

Преподаватель рассказывает про Троицкий ботанический заказник, единственный на Урале, который охраняет растительность ковыльной степи и уникальные типы почв.

Третий вопрос – посвящен национальным паркам. Преподаватель раскрывает понятие национального парка. Студенты находят национальные парки по карте. Про национальные парки Челябинской области рассказывают студенты (приложение 6), (Презентация Таганай).

В четвертом вопросе дается понятие памятники природы. Преподаватель рассказывает, какие существуют памятники природы. И свой рассказ посвящает гидрологическим памятникам природы. Обращается к демонстрационному материалу и рассказывает про знаменитые озера Челябинской области.

После изложения материала целесообразно выявить полноту и ясность усвоения материала.

6. Закрепление всего материала по данной теме преподаватель проводит несколькими приемами: в форме игрового момента, решение задач, работа по справочнику, в форме фронтального опроса. В педагогике данный элемент считается важным, который показывает степень усвоения изучаемого материала. Закрепление нового материала проводилось в форме фронтального опроса.

Вопросы

1. Дайте определение заказника?

2. В чем отличие заповедника от заказника?

3. Чем отличаются заповедники от национальных парков?

4. Назовите, что может быть памятником природы?

7. Итог урока проходит в форме рассказа, где подводятся результаты работы группы на уроке, его достигнутые цели, дается комментарий полученным оценкам. Дается слово экспертной группе, которая сообщает итоги “Кто лучше доложил свое сообщение”.

Была запланирована и проведена в качестве резерва времени Викторина (самый, самая, самое..). Что позволило выявить хороший уровень изучения нового материала. На каждый положительный ответ студент получал жетон. В конце викторины подвела итог, у кого больше жетонов, тот и выиграл.

Вопросы викторины

1.Самым минеральным местом в области являются….. (Ильмены);

2. Самая чистая вода в озерах . (оз.Тургояк, оз.Зюраткуль, оз. Увильды);

3. Младший брат Байкала …. (оз.Тургояк);

4. Уральская Рица ….. (оз. Зюраткуль);

5. Самые глубокие озёра (оз. Увильды, оз. Кисегач, оз.Тургояк);

6. Самое обширное по водному зеркалу озеро … (оз. Увильды);

7. Самый крупный зверь наших мест ….(Лось);

8. Самый, самый старейший заповедник …..(Аркаим);

9. Самое высокогорное озеро на Урале…..(оз.Зюраткуль)

10. Самая древняя стоянка человека каменного века найдена на берегу  (оз.Зюраткуль).

8. Домашнее задание выдается в форме творческой работы (выписать из учебника “Особо охраняемые природные территории Челябинской области” понятия, что такое курортные зоны, зеленые зоны, водоохранные зоны рек, озер, водохранилищ.

  • Фото 1
  • Фото 2

Список используемой литературы.

1. Бондаренко, В.Д. Культура общения с природой. - М.: Агропромиздат, 1987. – 174 с.

2. Харламов, И.Ф. Педагогика: / Учебное пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512 с.

3. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. / - М.: Ассоциация “Профессиональное образование”, 1999.- 904 с.

4. Моисеев, А.П., Николаева М.Е. / Природы и мы.- Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1980.- 184 с.

5. Охрана природы Южного Урала / Областной экологической альманах, 2005 г.

Читать еще:


Новые материалы:

Развитие умения находить в предложении грамматическую основу. 2-й класс :: Масстер-класс "Словотворчество" :: Притяжательные прилагательные :: Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев" :: Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи". 5-й класс :: Губка Боб 3 ( SpongeBob SquarePants 3 ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-05-Д2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD