Урок по экологии "Организмы и среды их обитания" (9-й класс) : Экология

Цель: повторить материал 1 главы

Задачи: уметь применять на практике полученные знания; уметь делать выводы и обобщать.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Вид урока: урок-упражнение

Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Требования согласно программе:

Ученик должен

  • иметь представление: о распространении организмов в биосфере, о работах В.И.Вернадского (“Учение о биосфере”)
  • знать понятия:“Водная среда”, “Наземно-воздушная среда”, “Почвенная среда”, “Средообразующая деятельность организмов”, “Экологические факторы”, “ Экологическая ниша”, “Экологические ресурсы”.

Междисциплинарные связи: география

Внутридисциплинарные связи: биология, ботаника, зоология, анатомия.

Обеспечение занятия: оборудование- презентация “Организмы и среды их обитания”

Ход урока.

1. Организационный момент.

  • приветствие;
  • подготовка аудитории к работе;
  • наличие учащихся;

2. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы, цели занятия

Для чего нужны знания об основных средах жизни? Как можно применить эти знания?

3. Актуализация знаний.

Тема: Основные среды жизни.

План

  1. Распространение жизни в биосфере
  2. Водная среда
  3. Наземно-воздушная среда
  4. Почвенная среда
  5. Организмы как среда обитания
  6. Средообразующая деятельность организмов
  7. Экологическая ниша
  8. Экологические ресурсы
  9. Соответствие между организмами и средой обитания.

4. Подведение итогов.

Анкетирование (устно или письменно):

  1. Какие вопросы изученной темы показались вам наиболее интересными и познавательными?
  2. Какие вопросы вызвали затруднение в понимании?
  3. Какие ваши знания по данной теме нуждаются в дополнительной доработке?
  4. По каким вопросам вам хотелось бы получить дополнительные сведения, научную информацию?

5. Сообщение домашнего задания. Повторить материал главы №1, готовиться к зачету.

Эпиграф (мотивация учебной деятельности)

Распространение жизни в биосфере

  • Что изучает экология?
  • Кем и когда был введен в употребление термин “экология”?
  • Экология. Почему это слово, еще совсем недавно известное лишь специалистам-биологам, в настоящее время приобрело всеобщую известность?
  • Кто был создателем учения о биосфере?
  • В каких же средах распространена жизнь в биосфере?

Водная среда

  • Какие приспособления выработались у организмов к обитанию в водной среде?
  • Задача: Почему именно в водной среде обитают самые крупные и тяжелые животные?

Наземно-воздушная среда

  • Назовите основные особенности организмов-обитателей наземно-воздушной среды
  • Задача: Почему органы опорно-двигательной системы животных и опорной системы растений имеют наивысшее развитие в наземно-воздушной среде?

Почвенная среда

Эксперимент: Если смешать воду,песок,глину,неорганические (суперфосфат и калийная соль) и органические удобрения (торф), будет ли эта смесь почвой?

ИГРА “Устами младенца”

Организмы как среда обитания

Какую роль играют дикие и домашние животные в распространении паразитов человека?

Средообразующая деятельность организмов

  • Задача: На степном участке высадили несколько тысяч сеянцев дуба. Через несколько десятков лет деревья поднялись на большую высоту, кроны их разрослись и сомкнулись. Укажите, какие изменения произошли на участке, где человек изменил (искусственным насаждением) только растительный компонент?
  • Приведите примеры различных экофакторов.

Экологическая ниша

На рисунке представлена фигура, изображающая экологическую нишу одного из видов креветки по температуре и солености.

  • Какая это ниша?
  • Какова оптимальная температура и соленость для данного вида?
  • Что такое экологическая ниша?

Экологические ресурсы

Какой ресурс и как его используют данные растения?

Соответствие между организмами и средой обитания.

  • Назовите какой среде и какой экосистеме соответствуют данные жизненные формы?
  • Как животные реагируют на сезонные изменения климата?
  • Почему теперь уже каждый год появляются сообщения в СМИ о том, что не дожидаясь весны, просыпаются медведи и ежи, появляются подснежники и другие эфемеры, распускаются почки? Все это происходит среди зимы. Каковы причины данных явлений?

Эпиграф (анализ)

Читать еще:


Новые материалы:

Альдегиды: строение, свойства, получение, применение (базовый уровень) :: Тема урока: "Алюминий, его свойства и применение" :: Обобщающий интегрированный урок (химия + география) по теме "Геохимическое путешествие". 8-й класс :: Строение и свойства серной кислоты :: План-конспект урока по теме "Оксиды. Классификация. Получение и свойства". 8-й класс :: Лего. Фильм 2 ( The Lego Movie Sequel ), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Стулья детские / Астек-Элара / Стул SF-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD