Интегрированный урок по экологии и обществознанию в 8-м классе "Взаимоотношения человека с природой" : Экология
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Интегрированный урок по экологии и обществознанию в 8-м классе "Взаимоотношения человека с природой" : Экология

Цель урока: Показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, отрицательно воздействуя на природные процессы, что привело мир к экологическому кризису.

Обучающая: сформировать представление о воздействии человека на природу.

Развивающая: развить навыки работы с различными источниками знаний, развить умения работы в группах, учить учащихся публично высказывать свое мнение.

Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности, а также ответственности каждого за причастность к мировым проблемам в контексте угроз современному обществу.

Тип урока: интегрированный экологии и обществознания.

Вид урока: Систематизация и обобщение знаний, формирование ключевых компетенций в предметах социогуманитарной направленности:

Учебные компетенции: Связывать воедино и использовать отдельные компоненты знания.

Социально-личностные компетентности:

  • Находить связи между настоящими и прошлыми событиями.
  • Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.

Исследовательские компетентности:

  • находить и обрабатывать информацию;
  • использовать альтернативные источники данных;
  • представлять и обсуждать материалы разного вида и типа в аудиториях, работать с документами.

Коммуникативные компетентности:

  • выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
  • дискутировать и защищать свою точку зрения;
  • выступать публично, вступать в дискуссию;
  • читать карту, графики, диаграммы, таблицы данных;
  • литературно выражать свои мысли.

Организаторская деятельность и сотрудничество:

  • организовывать личную работу;
  • принимать решения, нести ответственность;
  • устанавливать и поддерживать контакты;
  • справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры;
  • сотрудничать в команде и находить рациональные пути решения проблем.

Термины урока:

  • Экологический кризис.
  • Экосистема.
  • Модернизация.
  • Экологическое равновесие.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровье.
  • Красная книга.
  • Биосфера.
  • Толерантность.
  • Антропогенные факторы.

Материалы к уроку:

  1. Рабочие листы учащихся.
  2. Правовые документы, регламентирующие деятельность человека в плане решения глобальных проблем человечества.
  3. Учебники обществознание 8-9. Л.Н.Боголюбов. М.: Просвещение. 2009.
  4. Экология человека. М.З.Федорова. М.: Вентана-Граф. 2005.
  5. Биосфера и человечество. И.М.Щвец. Вентана-Граф. 2004.
  6. Экология. М.: Вентана-Граф. 2001 год.

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Ноутбук.
  4. Фломастеры и бумага для создания кластера.

Зрительный ряд:

  1. Книжная выставка по глобальным проблемам человечества.
  2. Журнал “Экология” и газеты “Экология”.

Плаката и высказывания.

“Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”.

Надпись на пирамиде Хеопса

“Жить счастливо и жить согласно с природой одно и тоже”.

Сенека

“Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значимо для всех”.

И.В. Гете - немецкий поэт, ученый

“Природа побеждается только подчинением ей...”.

Ф. Бэкон - английский философ

“Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”.

М.Ганди - индийский политический деятель

“Экономическое развития общества в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню”.

РИО 92

“Необходим переход человеческого общества от экономической к эколого-экономической системе”.

М.Стронг

  1. Музыкальный слайд-фильм “Разговор с Богом”.
  2. Слайды презентации по глобальным проблемам.
  3. Презентация “Влияние человека на природу” (показывается под песню “Расскажите птицы” А.Пугачевой, автор слов и композитор И.Николаев).

Подготовительный этап урока:

  1. Определение темы для проведения интегрированного урока.
  2. Разработка программы и плана работы, подготовка тем для выступлений учащихся, необходимый наглядный материал, слайд-фильмы.
  3. Формирование и определение круга проблем для дискуссии. Проведение консультационных занятий учащихся с педагогами.
  4. Разработка правил выступлений и доведение их до сведения учащихся.
  5. Назначение выступающихся.

Ход урока

Организационный момент:

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учитель экологии: Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, обществознания, экологии рассмотрим глобальные проблемы человечества и найдем пути их решения. Показ слайдов “Влияние человека на природу”

Учитель истории: Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”

Постановка проблемы: Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на Земле?

Учитель экологии: Давайте попробуем узнать, что же он натворил и как исправить его ошибки. Тема нашего урока “Взаимоотношения человека с природой”. Вы работаете в группах, каждая группа получает свое индивидуальное задание- исследование, результаты, которых вы представите публично на ораторской трибуне. На вашу работу отводится 20 минут. Оценивание работ будет проводиться по рабочим листам группы - учителем, капитаном и самооценкой.

Работа групп по направлениям:

Лингвисты – найти и дать определения терминам, которые появились с связи с влиянием человека на природу и составить глоссарий на доске. Приложение №1

Историки – изучить информационный материал, обсудить и проанализировать полученную информацию, составить логическую цепочку по слайдам о влиянии человека на природу. Публично представить результаты работы в виде презентации. Приложение №2

Экологи – выявить влияние человека на природу на разных этапах развития человечества и экологические проблемы современности и наметить пути их решения. Приложение №3

Учитель экологии: Подведение итогов проведем афишированием работ групп, вспомнив требования к выступлению. (Показ слайда-требования к выступлению)

Итог урока:

Мы пришли к выводу, что человечество находится у роковой черты. Давайте вместе найдем пути выхода из экологического кризиса. Свои предложения выхода из экологического кризиса оформим записью на плодах яблока. Напишите на них свои предложения и повести их на дерево познания, при своих ответах используете термины глоссария группы лингвистов. Предполагаемые ответы: (Принятие законов, позволяющих защитить окружающую среду, Международное сотрудничество, ответственность каждого за причастность к экологии окружающего мира, модернизация производства, экологическое равновесие, экологическая культура)

Решение каждой группы озвучиваются учащимися.

Учитель истории: По сути речь идет о необходимости управления, но не природой, а взаимодействием общества и природы, взаимодействием человека с человеком.

По словам Н.Ф. Реймерса “управлять люди будут на природой, а прежде всего собой”. Необходимо создать общество, характеризуемое совокупностью системы знаний и умений, рациональной природопользовательской деятельностью, а также уважительным, гуманистическим отношением ко всему земному, к человеку и к окружающей среде.

Завершение урока – просмотр музыкального слайда “Интервью с Богом”

Рефлексия и озвучивание оценок по работе групп. Задание на дом.

Приложение №1. Рабочий лист группы лингвистов.

Найдите в справочной литературе, учебниках определения терминам, которые появились в связи с влиянием человека на природу и составить глоссарий на доске.

Термины Ф.И. уч-ся, которые работали Самооценка Оценка капитана Оценка учителя.
Толерантность        
Антропогенные факторы        
Биосфера        
Красная книга        
Здоровый образ жизни        
Здоровье        
Экологическое равновесие        
Экологический кризис        
Экосистема        
Модернизация        

Приложение №2. Рабочий лист группы историков.

Изучите информационный материал о влиянии человека на природу по приготовленным слайдам, обсудите и проанализируйте полученную информацию. Составьте логическую цепочку слайдов, обратив внимание на основные открытия в области науки, техники, цивилизации. Публично представьте результаты работы в виде презентации. Дайте к ней краткое пояснение.

Приложение №3. Рабочий лист группы экологов.

Работая с текстом учебников и дополнительной литературой, выявите влияние человека на природу на разных этапах развития человечества и экологические проблемы современности. Наметить пути их решения.

Периоды Характеристика влияние
человека на природу.
Ф.И.учащихся,
которые работали по вопросам
Cамооценка Оценка капитана Оценка учителя
Античность          
Средние века          
Настоящее время          

Ответьте на вопросы

1. Перечислите основные экологические проблемы современности?

2. Каковы основные пути решения экологических проблем?

Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6

Читать еще:

Новые материалы:

Глаголы-исключения :: Математика в 1-м классе. Понятия "длиннее", "короче", "одинаковые по длине" :: Русский язык. "Правописание. Учимся писать согласные в корне слова" :: Урок русского языка во 2-м классе по теме "Однокоренные слова. Корень слова" :: Программа курса дополнительного образования "Юный корреспондент. Телевизионный репортаж" для учащихся 6–11-х классов :: Похищение ( Kidnap ), 2017 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru