Путешествие по экологической тропе… : Экология

Путешествие по экологической тропе… : Экология

Это виртуальное путешествие по экологической тропе (в условиях кабинета), как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания, а так же работать в группах. В ходе мероприятия необходимо способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к природе, пониманию ее эстетического значения.

Вопросы разные по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить. Задания ориентированы на учащихся среднего звена. В зависимости от возраста участников и времени, отводимого на мероприятие вопросы можно изменять и дополнять.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
будь сердцем чуток.
Не оскверняй ее святынь.
С.Смирнов

Добрый день, уважаемые ребята! Я приветствую всех собравшихся на этом занятии, посвященному 88-летию со Дня образования Республики Коми. Это занятие необычное - оно экологическое. Нам предстоит с вами совершить заочное путешествие по экологической тропе, в условиях кабинета.

А что такое экологическая тропа?

(Ответы: Экологическая тропа – Это специально оборудованная территория – “кабинет” в природе, где создаются условия для выполнения системы заданий учащимися в природном окружении. Маршрут выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт.)

Перед вами маршрут экологической тропы, на котором показаны семь станций (или этапов). Наша задача пройти по всем станциям.

Как вы уже поняли каждая группа будет экскурсоводом на своем этапе.

У каждой группы есть своя визитная карточка, на которой указаны название, девиз и инструкция по выполнению заданий на данном этапе и “пакет документов”, которыми вы можете воспользоваться, если испытывайте затруднения при ответах на вопросы.

Ребята, в течение примерно пяти минут, вам нужно подготовить и провести мини-экскурсию для своих одноклассников (на три минуты).

Первый этап “Почвоведение. Полезные ископаемые”

Инструкция:

Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ, используя вопросы 1–2, выполните задание 3. Если вы затрудняйтесь самостоятельно ответить на вопросы, используйте “пакет документов”.Свое выступление обязательно закончите девизом.

  1. Рассмотрите какие типы почв показаны на рисунках? Какая из них возможна в исследуемом районе экологической тропы? Почему вы так решили?
  2. Какие полезные ископаемые добывают на территории Республики Коми?
  3. Предложите группам рассмотреть коллекцию горных пород и определить по внешним признакам их названия.

Девиз: “Почва – первоисточник многих наших богатств. Берегите ее!”

Пакет документов для “Почвоведов”

На территории Республики Коми преобладают тундровые, подзолистые и дерново-подзолистые почвы, почвообразующими горными породами являются глина, суглинки, пески, супески.

На территории Удорского района, и конкретно, на данном этапе экологической тропы мы видим преобладание подзолистой почвы. Они имеют светло- серый цвет, похожий на золу, отсюда и их название.

Образуются подзолистые почвы на песчаных, супесчаных и суглинистых горных породах. Содержащийся в них перегной легко вымывается водой, поэтому плодородный слой этих почв нетолстый.

Растения, растущие на подзолистых почвах, испытывают недостаток минеральных солей. Деревья на них растут хорошо, так как с помощью своих длинных корней добывают питательные вещества из больших глубин.

Охрана почв.

Почва столь же необходима для жизни людей, как вода и воздух. Без нее не могли бы существовать растения, без растений – животные.

Почва – первоисточник многих наших богатств. На плодородной почве выращивают большие урожаи. Но почва может разрушаться. Особенно это заметно на лесных вырубках. Вода и ветер причиняют ей много вреда. Происходит вымывание питательных веществ, уменьшается количество перегноя.

Защита почвы от разрушения:

  • нельзя уничтожать леса;
  • нельзя обнажать на больших площадях землю, лишая ее естественного растительного покрова;
  • на лесных вырубках необходима своевременная посадка деревьев.

В этом деле можете оказать большую помощь и вы, ребята.

Республика Коми богата полезными ископаемыми. В ее недрах сосредоточена большая часть химических элементов периодической системы Менделеева.

Большинство полезных ископаемых, добываемых в Коми, это – горючие полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, природный газ, горючие сланцы. Кроме них следует выделить поваренную соль, известняки, глины, пески, гравий и другие горные породы, используемые в строительстве.

Группа ребят из Косланской СОШ ездила на Урал и привезла коллекцию горных пород.

А знаете ли вы еще какие-нибудь полезные ископаемые, которые добывают на территории Республики Коми? Немногие из них представлены в ваших коллекциях. Как они называются?

Почвоведы (ребята) показывают и определяют по внешним признакам их названия. Остальные “специалисты” находят их у себя.

  • боксит
  • бурый уголь
  • каменный уголь
  • слюда (мусковит)
  • известняк
  • мергель
  • халькопирит (медный колчедан)
  • каменная соль
  • кварц
  • бурый железняк

Молодцы! Вы хорошо осведомили нас о почвах и полезных ископаемых.

Учитель: Леса занимают большую часть Республики Коми. Поэт М.Н.Лебедев в стихотворении “ Земля Коми” писал:

Я иду Землею Коми –
Древняя тайга кругом.
Лес такой могуч, огромен –
Есть ли где в краю другом?
Ввысь вершину надо мною
Стройная взнесла сосна.
Она летом и зимою
И красна, и зелена…

Лес – одно из чудес света. Сколько в нем тайн, сокровищ и открытий! Сегодня мы с вами приоткроем дверь и войдем в него.

Второй этап “Лесопользование”

Инструкция: Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ, используя вопросы 1–3, выполните задание 4. Если вы затрудняйтесь самостоятельно ответить на вопросы, используйте “пакет документов”. Свое выступление обязательно закончите девизом.

  1. Какие леса преобладают на территории Республики Коми?
  2. Что может являться причиной гибели леса?
  3. Как может отразиться дальнейшее уничтожение лесов на территории нашего района и Республики Коми на окружающей среде?
  4. Проведите викторину для своих одноклассников.

Викторина:

  1. Древесину какого дерева используют для изготовления спичек? (Осины.)
  2. Как используется древесина ели? (Идет на производство бумаги, мебели.)
  3. Что такое живица? Как ее используют? (Смола, для производства скипидара.)
  4. Из какого дерева строят колодцы? Почему? (Из лиственницы, сотни лет не гниет в воде.)

“– Ты бывал в таежной чаще?
Видел чудо из чудес –
наш дремучий, настоящий,
Без конца и края, лес?

Пакет документов для “Лесоводов”

Более трети площади республики занимают еловые леса, а значительную – сосновые. После пожаров или вырубок на месте еловых и сосновых лесов растут березовые и осиновые леса.

На небольших площадях еловых и сосновых лесов растет лиственница сибирская. В настоящее время принимаются меры по сохранению этих ценных пород деревьев: их выращивают в лесопитомниках.

Причиной гибели леса могут быть лесные пожары, массовая вырубка больших площадей леса, вытаптывание и др.

Поскольку леса дают человеку кислород, древесину, лекарственное сырье, грибы и ягоды, нормализуют климат, фильтруют стоки, попадающие в реки, укрепляют берега рек, то

уничтожение лесов лишит жителей нашего района и Республики Коми в целом всех этих благ.

Запасы лесных богатств в Коми – 2,4 млрд кубометров.

Площадь, покрытая лесом, 37 млн га.

Состав леса по породам: ель – 60,8%, сосна – 24%, береза – 9,8%, осина – 3,4 %, лиственница – 1,2%, другие породы – 0,8 %.

Знаешь ли ты?

– Гектар леса обеспечивает воздухом, обогащенным кислородом, 30 человек. На нем вырастает в год до 500 кг съедобных грибов.

– Человек каждые 4 часа из 10 дышит кислородом, восстановленным лесом.

– 1 гектар леса поглощает за час столько углекислого газа, сколько его выделит за это время 220 человек

– Лесной воздух содержит в 40-70 раз меньше болезнетворных микробов, чем городской.

В нашей республике есть крупнейший лесопромышленный комплекс по переработке древесины “Монди Бизнес Пейпа”.

На сыктывкарской бумаге издательство “Просвещение” выпускает учебники, а издательство “Детская литература” – книги.

Каждая четвертая книга в стране печатается на сыктывкарской бумаге.

Молодцы! Вы нам предоставили довольно таки много интересных и полезных фактов. Спасибо!

Учитель:

Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая…
Но мы любили, дети,
Ее – она ведь первою была
Для нас и, значит
Лучшею на свете…
С.Викулов

Третий этап “Гидрология”

Инструкция:

Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ, используя вопросы 1-3, выполните задание. Если вы затрудняйтесь самостоятельно ответить на вопросы, используйте “пакет документов”. Свое выступление обязательно закончите девизом.

  1. На какие группы подразделяются рыбы, обитающие в реке Мезень?
  2. Какие растения заселяют прибрежную часть реки?
  3. Кого называют биоиндикаторами?
  4. Выполните задание: установите соответствие между организмами- биоиндикаторами и степенью загрязнения водоема:

а) обитатели чистых водоемов:
б) обитатели загрязненных водоемов:

  • личинки ручейников
  • пиявки
  • двустворчатые моллюски
  • личинки мошки
  • речной рак
  • личинки стрекоз
  • малощетинковые черви

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них на веки
студеная и вкусная вода.
Э.Огнецвет

Учитель: Наша Республика Коми богата водными ресурсами. Общая длина рек составляет 84 тысячи километров, что в два раза превышает длину экватора.

– Какие крупные реки РК вам известны? (Вычегда, Сысола, Луза, Печора, Мезень.)

Пакет документов для “Гидробиологов”

Название Куда впадает Общая длина в км Длина в пределах Республики Коми
Печора Баренцево море 1809 1590
Вычегда Северная Двина 1130 915
Мезень Белое море 966 538
Вашка р.Мезень 605 498
Луза р.Юг 574 574

В далекой тайге, с Тиманского кряжа начинает свой путь Мезень – река с чистой и прозрачной водой. Впадает она в Белое море. Самый крупный приток ее – Вашка.

В водоемах нашей республики обитает 48 видов рыб. В Мезенском бассейне преобладают карповые.

Местные виды рыб – виды, постоянно обитающие в водоеме, не уходят в моря (щука, речной окунь, плотва, карась, налим). Промысловое значение имеет хариус (он любит прозрачную, чистую воду, места с каменистым дном).

Полупроходные – занимают промежуточное положение между местными и проходными. Кормятся в приустьевых участках морей, для нереста заходят в низовье реки Мезень (лещ, сиг, нельма).

Проходные – совершают нерестовые миграции из морей в реки и из рек в моря. . Особенно ценится семга. Семга заплывает в Мезень из Северного Ледовитого океана.

В водоемах нетрудно отыскать различных водных беспозвоночных. Различные группы беспозвоночных и позвоночных организмов приурочены к водоемам с определенным уровнем загрязненности.

Биоиндикаторы – группа особей одного вида или сообщества, по наличию, состоянию и поведению которых судят о естественных и антропогенных изменениях в среде.

В прибрежной части реки можно видеть заросли калужницы болотной, различные осоки, хвощи и другие растения. В водоеме растут частуха подорожниковая, стрелолист обыкновенный, а в более глубоких местах – кувшинки и кубышки.

Нетрудно отыскать и моллюска- прудовика, жука – плаунца, вертячку и ручейника. Живут у водоема и лягушки. В стремительном танце кружатся над рекой стрекозы.

“Вода – это та живая кровь, которая создает жизнь, где ее не было”. (Академик А.И Карпинский)

Учитель: Прежде, чем перейти к следующему этапу, вам, ребята необходимо отгадать загадки –

Зверька мы узнаем с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом? (Белка.)

Совершенно верно, это белка. Мы подошли к четвертому этапу “Зоология”.

Четвертый этап “Зоология”

Инструкция:

Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ, ответив на вопрос 1, выполните задание 2. Если вы затрудняйтесь самостоятельно ответить на вопросы, используйте “пакет документов”. Свое выступление обязательно закончите девизом.

  1. Перечислите зверей и птиц, обитающих в лесах нашей местности и выберите животных, охраняемых в Удорском районе. Охраняемые животные: филин, синица, медведь, лиса, кречет, лось, скопа, заяц – беляк, орлан – белохвост, бобр.
  2. Прослушайте запись голосов птиц вместе с одноклассниками. Каких птиц вы узнали по голосам? (Воробей, ворон, глухарь, кукушка, пеночка – теньковка, перепел, рябчик, тетерев, сова.)

Пакет документов для “Зоологов”

Красив и могуч лесной великан лось. Питается он летом листьями и молодыми ветками деревьев, травой, а зимой – корой осины, рябины.

Крупный и сильный зверь – бурый медведь. Время от первых снегов до наступления весны он проводит в спячке.

Много пушных зверей. Они имеют промысловое значение.

В густых лесах живет белка. Питается семенами хвойных пород деревьев, грибами. В поисках пищи белки могут перекочевывать с места на место на сотни километров.

Очень ценный промысловый зверек – горностай. Летом у него мех шоколадного цвета, а зимой белого, только кончик хвоста – черный.

Куница – хищный зверь. Питается полевыми мышами, рябчиками, глухарями, тетеревами. Любит яйца птиц, ягоды.

Росомаха – крупный хищник, весит 20-30 кг. Это свирепый зверь. Жертвами росомахи бывают даже лоси.

Разнообразен мир птиц. Самая крупная птица наших лесов – глухарь. Имеет промысловое значение, но в связи с рубкой леса глухарей из года в год становится все меньше.

Тетерев для токования выбирает светлые сухие места, преимущественно сосновые боры.

Рябчик назван так за свою пеструю окраску.

Водоплавающие птицы: утки, гуси, лебеди – останавливаются у нас на реках и озерах во время весенних и осенних перелетов.

Дятлы, сойки, клесты, кедровки, синицы – это всем известные обитатели нашей тайги.

Известно ли вам?

– Молоко зайчихи содержит до 23% жира, что в 6–7 раз больше, чем в коровьем молоке.

– Каждый волк съедает за год одну тонну мяса.

– За месяц гусеница съедает в 6 тысяч раз больше корма, чем она сама весит.

– Семья скворцов во время гнездованья съедает 9 000 майских жуков и их личинок.

– За летний день семья синиц уничтожает более 1,5 тысяч насекомых.

– Одна сова съедает за лето тысячу серых полевых мышей.

Учитель: На пути к станции “Антропология” образовалась огромная свалка. Как вы думаете, что там можно увидеть? (Ответы: банки, металлолом и т.д.)

Бутылки и банки бросаем в походе,
Не разлагается мусор в природе.
Пришли через год на полянку
И обнаружили свалку.

Пятый этап “Экология”.

– А что означает “экология”?

Инструкция: Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ об антропогенном влиянии человека на окружающую среду. Если вы затрудняйтесь самостоятельно ответить на вопросы, используйте “пакет документов”. Свое выступление обязательно закончите девизом.

Пакет документов для “Экологов”

Отходы (по агрегатному состоянию) бывают:

  • жидкие;
  • твердые;
  • газообразные;

Основные виды отходов:

  1. Бытовые.
  2. Сельскохозяйственные.
  3. Строительные.
  4. Промышленные.

Таблица

“Масштабы антропогенного воздействия на биосферу за год”

Извлечение из биосферы Поступление в биосферу
Ископаемые – 100 млрд т Химические вещества – 100 тыс. наименований
Металлы – 800 млн т Синтетические материалы – 60 млн т
  Минеральные удобрения – 500 млн т
  Пестициды - 5 млн т
  Металлы – 50 млн т
  Жидкий сток – 500 млрд куб. м
  Твердые отходы – 17,4 млрд т
  Углекислый газ – 20 млрд т
  Оксид серы (4) – 150 млн т

Свалки промышленного и бытового мусора занимают большие площади. В составе мусора могут оказаться ядовитые вещества, такие, как ртуть или другие тяжелые металлы, химические соединения, которые растворяются в дождевых и снеговых водах и затем попадают в водоемы и грунтовые воды. Могут попасть в мусор и приборы, содержащие радиоактивные вещества.

Для уменьшения отрицательного влияния промышленных свалок на экологические условия окружающей среды, мусор сортируют по степени вредности. Наиболее вредные отходы вывозят далеко за пределы жилой зоны и там хранят в бетонированных мусоросборниках. Бытовой мусор поступает на мусороперерабатывающие заводы.

Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, требуется от двух до десяти лет, консервная банка- более 90 лет, фильтр от сигареты –100 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, пластмасса – 500 лет, стекло – более 1000 лет. Вспомните об этом, прежде чем бросить в лесу старый полиэтиленовый пакет или бутылку.

Какой вред могут принести оставленные в лесу бутылки, стекло? (сконцентрировав пучок солнечных лучей, могут быть источником пожара).

Ребята, мы сегодня с вами рассмотрели лишь отрицательное влияние человека на окружающую среду, (причиной тому является нехватка времени.) А какое положительное влияние оказывает человек на окружающую среду? (Открывает заповедники, заказники, нац. парки и т.д.). Совершенно верно! Молодцы.

Шестой этап “Растительный мир”

Учитель:

Давай пройдемся медленно по лугу
И “Здравствуй” скажем каждому цветку.

Я должен над цветками наклониться
Не для того чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С.Вургун)

Богат и разнообразен растительный мир нашей местности. Во всем этом разнообразии нам поможет группа ботаников.

Инструкция:

Представьте, что вы экскурсовод. Составьте рассказ, используя вопросы 1-3. Свое выступление обязательно закончите девизом.

  1. Определите, какие растения представлены на гербариях? Предложите определить их своим одноклассникам. Расскажите о пользе этих растений.
  2. Определите виды деревьев по их коре.
  3. Каким деревьям принадлежат эти шишки?

Девиз:

“Люби лес, люби природу,
Ты вечно будешь мил народу”.
Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Седьмой этап “Биоэтика”

Учитель:

Мы рубим лес, устраиваем свалки.
Но кто же под защиту все возьмет?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

Инструкция:

Согласны ли вы с предложенными правилами поведения в лесу? Ответы обоснуйте.

  1. Если у вашего знакомого намечается праздник, то обязательно нарвите ему огромный букет цветов. Чем пышнее будет букет, тем лучше!
  2. Собирая грибы выдерните их с корнем. Мухоморы можно распинать, так как они никому не нужны, потому что ядовиты.
  3. Чтобы не скучать при сборе ягод, возьмите с собой магнитофон, включите его на всю мощь. Ведь лес – это подходящее место, где можно громко послушать музыку.
  4. Если вдруг удастся поймать лягушку или ящерицу, обязательно положите ее в банку, а дома удивите своих родных своей находкой.
  5. Если замерзли, среди деревьев разожгите огромный костер чтобы согреться.
  6. Отправляйтесь в лес на автомобиле. Это очень удобно: быстро и на берегу реки можно его помыть.
  7. Если встретите растение, которое занесено в Красную Книгу, то аккуратно его срежьте, а не рвите; затем засушите и сделайте гербарий. Ведь не каждому удается увидеть его. Вам просто повезло!

Девиз:
“Никакой комфорт самой современной квартиры не заменит человеку обыкновенной лесной поляны”.

Ребята! Вот мы и завершили наше путешествие по экологической тропе. Я очень надеюсь, что данное мероприятие не оставило вас равнодушными.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый. Другого нам не дано. А завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня.

Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век!
На земле уж белых пятен нету,
Черные, сотрешь ли, человек!

Читать еще:


Новые материалы:

Добро пожаловать в Лондон :: Игры при обучении немецкому языку в начальных классах :: Урок английского языка во 2-м классе "На гастролях" :: Урок на тему "Do we like doing the same thihgs?" :: Опыт применения метода проектов в преподавании информатики и информационных технологий в средней школе :: SuperАлиби ( Alibi.com ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Кресла, Стулья, Пуфы/Пуфы / Вентал / Пуф ПФ-2 красный ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Урок окружающего мира на тему Когда придет суббота и когда наступит лето?

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тест по экономике для 10–11-х классов общеобразовательного учреждения с социально-экономическим профилем

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD