Урок-семинар по теме "Экологические проблемы современности" : Экология

Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами современности

Задачи:

Оборудование: интерактивное программное обеспечение "Экологии 10-11", таблицы

Ход урока

Оргмомент (1 минута)

Вводное слово учителя: "На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему "Экосистема".

- Что называют экосистемой?

Вы знаете, что самой крупной экосистемой является биосфера. Человек - элемент биосферы. Все жизненные ресурсы - воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы - промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам. Об этих проблемах мы сегодня и будем вести рассказ. Постараемся обозначить экологические проблемы современности, выявить причины их возникновения, предложить пути решения этих проблем.

Работа с тетрадью + доска: В тетрадях записывается число и тема урока "Экологические проблемы современности"

Представляю вам экспертную группу ребят, которые изучали эти проблемы, используя дополнительную литературу, учебник, статистические данные и подготовили сообщения (представление ребят). По ходу их выступления вы в тетрадях делаете соответствующие задания.

Слово экспертной группе. Пожалуйста. (сообщение учащихся 21 минута)

Кислотные дожди Интерактивная Доска (ИД) слайд(1)
Нарушение (истощение) озонового экрана ИД(3), приложение 4
"Парниковый эффект" ИД(2)
Загрязнение гидросферы ИД(5), приложение 2
Истощение и нарушение почвы ИД(6) + таблица, приложение 3
Опустынивание ИД(7) + таблица, приложение 1
Проблема свалок таблица
Радиационное загрязнение ИД(4)
Сокращение видового разнообразия ИД(8), приложение 1
Рост численности народонаселения приложение 4

Таким образом, ребята обозначили проблемы и постарались объяснить их причины и последствия.

Какие же экологические проблемы стоят перед современным человеком? (записи в тетради)

  1. Загрязнение атмосферы. Кислотные дожди.
  2. Истощение озонового слоя
  3. "Парниковый эффект"
  4. Загрязнение гидросферы
  5. Загрязнение и разрушение почв
  6. Опустынивание
  7. Радиационное загрязнение
  8. Сокращение видового разнообразия живых организмов
  9. Рост численности народонаселения

Если не решать эти проблемы, то они могут привести к глобальному экологическому кризису или экологической катастрофе. Возникает закономерные вопросы "Что же необходимо сделать уже сейчас? Есть ли пути выхода из сложившейся ситуации?" Как вы думаете? Ваши предложения?

Диалог с учащимися. Предполагаемые ответы. Записи в тетради.

  1. Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Существуют ПДК и ПДВ (нормы выброса вредных веществ в окружающую среду) и если выбросы предприятия превышают ПДВ, накладывать штрафные санкции.
  2. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. (это позволяет экономить энергию, сырье, уменьшает загрязнение) 20 кг макулатуры сохраняет 1 крупное дерево, а 1 т - 0,5 га леса среднего возраста,. 1 т металлолома в качестве сырья для выплавки стали - дает экономию 10 млрд. рублей.
  3. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Ученые ФГТ дали образное название этим способам уменьшить загрязнение "удлини трубу" - рассеивание, разбавление; "заглуши трубу" - очистка, фильтры; "завяжи трубу узлом" - малоотходные технологии. Применение этой технологии позволило восстановить экосистемы Рейна, Сены, Темзы.
  4. Рациональное и полное использование ресурсов. Во время добычи нефти образуется попутный газ, который сжигают в факелах, а можно использовать как сырье для химической промышленности. Извлекать из руды все ценное (Норильск).
  5. Восстановление лесов. В Швеции эта проблема решена. За последние 100 лет площадь лесов там увеличилась вдвое, так как они сажали 50 деревьев на одного жителя в год.
  6. Захоронение радиоактивных отходов.
  7. Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер).
    ПЭС - Кислогубская + ИД(10) Ли-Рос.
    Солнечные - Кавказ, Япония; ветровые - Голландия, США, Россия (Астрахань ИД(10)); геоТЭС - Камчатка, Курилы, Исландия.
  8. Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. ИД(10) Москва - легкое метро.
  9. Регулирование роста численности населения. Китай - "второй ребенок - налог". Европа - выделение средств на ребенка.
  10. Создание сети заповедников и национальных парков. ИД - 9.
    В России - 89 заповедников; 29 национальных парков; 9 памятников природы.
    - А у нас в Московской области и в Шатурском районе есть охраняемые территории? (Приокско-Террасный заповедник, национальный парк "Лосиный остров", в Шатурском районе 20 заказников)
  11. Изменить свое отношение к природе от покорения к сотрудничеству, то есть выполнить один из законов Барри Коммонера "Природа знает лучше"
  12. Воспитывать в себе благоговение ко всему живому.

Все наши предложения выполнимы сегодня? Как вы думаете? (Да)

Заключительное слово учителя: Поэтому сегодня необходимо каждому экологическое образование и сознание. Экологическое сознание означает чувство ответственности за природу перед обществом и перед самой природой. Оно не приходит сразу, его надо воспитывать в себе и окружающих.

А закончить наш семинар мне хочется словами из "Экологического манифеста": "Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!".

Домашнее задание: записи в тетради, стр. 191-198, параграфы 59, 71-75 "Экология России."

Выставление оценок

Литература.

  1. Миркин "Экология России", учебник.
  2. Интерактивное программно-методическое обеспечение "Экология 10-11 класс".
  3. Хрестоматия.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Эпоха и герои" :: Тема урока: "Два проявленья стихии одной…" (по лирике Ф.И. Тютчева) :: "Воспрянем, дух Руси храня!" Тема Родины в творчестве А.Блока, И.Талькова, В.Леушкина. Конспект урока в 11-м классе :: Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина "Мститель" :: Урок по курсу литературы в 7-м классе. А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель" :: The Nightingale (), 2019 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул Kris Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD