Программа элективного курса "Экология особи" (9-й класс) : Экология

Пояснительная записка.

Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы.

Примитивными экологическими знаниями обладает любой, даже далекий от науки экологии, человек. Они накапливаются у него с увеличением жизненного опыта. Этот процесс можно ускорить, введя в школьные программы такой предмет, как экология. В настоящее время в большинстве школ предмет экология просто отсутствует. Поэтому возникла необходимость ввести данный курс.

Цель курса: расширить и углубить знания по экологии, развивать экологическое мышление.

Задачи курса: познакомить с основными понятиями и закономерностями экологии, прививать любовь к природе и вовлекать в природоохранную деятельность, развивать интерес к предмету, подготовить к участию в олимпиадах и сдаче экзаменов, познакомить с профессиями биолога и эколога, инженера-эколога.

Актуальность введения связана с возрастающим воздействием человека на окружающую среду и возникновением глобальных экологических проблем.

Теоретические вопросы предусматривают рассмотрение основных закономерностей, их действие в различных экосистемах. Дети научатся учитывать экологические правила в повседневной жизни. Кроме теоретических вопросов включены практические задания, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного получения и использования знаний экологии, расширение познавательного интереса.

Формы и методы: лекции, уроки самостоятельной работы с литературой и раздаточным материалом, ролевые игры, собеседование, использование комиксов, написание рефератов.

Методы оценки: тестирование, решение экологических задач, выполнение творческих заданий.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия экологии,
  • формулировку законов и правил,
  • правила и нормы поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять экологические взаимодействия,
  • применять информацию об экологических ситуациях,
  • обнаруживать закономерности в природе.

Программа рассчитана на 17 часов.

Тематический план.

№ п/п Тема Кол-во часов

1

1. Введение. Предмет и задачи экологии. Связь с другими науками.

2. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа 1.

 2

2

Факторы среды, аутэкология.

1. Температура ее воздействие на организм.

2. Практическая работа 2.

3. Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды.

4. Практическая работа 3.

5. Совместное действие факторов.

6. Практическая работа 4.

 6

3.

Экологическая ниша.

1. Пищевая специализация животных. Трофические группы организмов и пищевые цепи.

2. Конкуренция у растений и животных.

3. Акклиматизация, ее польза и вред. Практическая работа 5.

 3

4.

Межвидовые отношения.

1. Отношения типа «хищник-жертва».

2. Паразитизм и приспособленность к нему. Паразитоиды и суперпаразиты. Биологические способы борьбы с вредителями с/х.

3. Мутуалистичекие отношения.

3

 

5

Некоторые экологические закономерности.

1. Соотношение поверхности и объема.

2. Закон минимума. Закон толерантности.

3. Заключительное занятие - конференция.

3

 

Содержание тем и разделов.

1. Введение -2 ч.

Предмет и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа 1 - знакомство с жизненными формами растений и животных.

2. Факторы среды, аутэкология -6 ч.

Температура, ее воздействие на организм. Приспособления организмов к высоким и низким температурам. Терморегуляция организма физическая и химическая. Практическая работа 2 - экологические группы растений по отношению к свету и к температуре.

Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды животными и растениями. Практическая работа 3 - экологические группы растений по отношению к воде и к почве. Совместное действие факторов. Безводье и бескормица. Соленость и температура. Соотношение холода и ветра, жара и ветра. Практическая работа 4 - основные экологические группы животных и специфика адаптации животных к обитанию в основных средах жизни.

3. Экологическая ниша - 3 ч.

Пищевая специализация - хищные, растительноядные, всеядные животные. Трофические группы организмов и пищевые цепи. Конкуренция за пищу, за место у животных. Конкуренция у растений. Действие ингибиторов и фитонцидов, их использование при выращивании сельскохозяйственных культур. Акклиматизация, ее польза и вред. Практическая работа 5 - решение экологических задач.

4. Межвидовые отношения - 3 ч.

Отношения типа «хищник-жертва». Необходимость хищников в природе. Приспособления организма к защите от хищника. Окраска тела, яды, быстрые ноги, рога, шипы и острые зубы. Паразитизм. Отличия паразита от хищника. Разнообразие паразитов и приспособленность к образу жизни. Паразитоиды и суперпаразиты. Биологические способы борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве. Мутуалистические отношения. Совместное питание, очистка от паразитов, защита от врагов, общность территории.

5. Некоторые экологические закономерности - 3 ч.

Соотношение поверхности и объема (правило Бергмана, правило Аллена, правило мехового покрова). Закон минимума (закон Либиха). Закон толерантности (закон Шелфорда).

Список литературы.

  1. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001.
  2. Былова A.M. Шорина Н.И. Экология растений. М. Изд. Центр «Вентана-граф» 2002.
  3. Ердаков Л.Н. Экология, учебное пособие для 5-8 классов. Томск 2004.
  4. Ердаков Л.Н. Чубыкина Н.Л. Экология, учебное пособие для 10-11 классов. Новосибирск 1996.
  5. Ердаков.Л.Н. Экология для зеленых. Иркутск 1998.
  6. Ердаков Л.Н. Чернышева О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Ч 1. Новосибирск 1996.
  7. Ердаков Л.Н. Свиньин В. Енушевич Т. Экология для детей, учение о среде обитания. Томск 2004.
  8. Жигарев И.А. Понаморева О.Н. Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 класс. М 2002.
  9. Зверев А.Т. Зверева Е.Г. Экология 7-9. М. 1999.
  10. Фадеева Е.О. Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания. Практикум 9, 10-11 классы. М. 2002.
  11. Чернова Н.М, Галушин В.М. Константинов В.М. Основы экологии 9 класс. М. 1995.
Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий летнего развлечения "Праздник Карандаша" :: Обобщающий урок "История Дня святого Валентина" :: Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Parents and children: teenagers at any time" ("Родители и дети: подростки во все времена") :: Модульный урок по французскому языку в 7-м классе "Voici le sport" :: Англицизмы в современном русском языке :: Техасская резня бензопилой: Кожаное лицо ( Leatherface ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы под телевизор / МСТ / Тумба под ТВ Лион 19 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD