Программа элективного курса "Экология особи" (9-й класс) : Экология

Программа элективного курса "Экология особи" (9-й класс) : Экология

Пояснительная записка.

Программа предназначена для организации предпрофильной подготовки в 9 классе общеобразовательной школы.

Примитивными экологическими знаниями обладает любой, даже далекий от науки экологии, человек. Они накапливаются у него с увеличением жизненного опыта. Этот процесс можно ускорить, введя в школьные программы такой предмет, как экология. В настоящее время в большинстве школ предмет экология просто отсутствует. Поэтому возникла необходимость ввести данный курс.

Цель курса: расширить и углубить знания по экологии, развивать экологическое мышление.

Задачи курса: познакомить с основными понятиями и закономерностями экологии, прививать любовь к природе и вовлекать в природоохранную деятельность, развивать интерес к предмету, подготовить к участию в олимпиадах и сдаче экзаменов, познакомить с профессиями биолога и эколога, инженера-эколога.

Актуальность введения связана с возрастающим воздействием человека на окружающую среду и возникновением глобальных экологических проблем.

Теоретические вопросы предусматривают рассмотрение основных закономерностей, их действие в различных экосистемах. Дети научатся учитывать экологические правила в повседневной жизни. Кроме теоретических вопросов включены практические задания, направленные на формирование умений и навыков самостоятельного получения и использования знаний экологии, расширение познавательного интереса.

Формы и методы: лекции, уроки самостоятельной работы с литературой и раздаточным материалом, ролевые игры, собеседование, использование комиксов, написание рефератов.

Методы оценки: тестирование, решение экологических задач, выполнение творческих заданий.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия экологии,
  • формулировку законов и правил,
  • правила и нормы поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять экологические взаимодействия,
  • применять информацию об экологических ситуациях,
  • обнаруживать закономерности в природе.

Программа рассчитана на 17 часов.

Тематический план.

№ п/п Тема Кол-во часов

1

1. Введение. Предмет и задачи экологии. Связь с другими науками.

2. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа 1.

 2

2

Факторы среды, аутэкология.

1. Температура ее воздействие на организм.

2. Практическая работа 2.

3. Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды.

4. Практическая работа 3.

5. Совместное действие факторов.

6. Практическая работа 4.

 6

3.

Экологическая ниша.

1. Пищевая специализация животных. Трофические группы организмов и пищевые цепи.

2. Конкуренция у растений и животных.

3. Акклиматизация, ее польза и вред. Практическая работа 5.

 3

4.

Межвидовые отношения.

1. Отношения типа «хищник-жертва».

2. Паразитизм и приспособленность к нему. Паразитоиды и суперпаразиты. Биологические способы борьбы с вредителями с/х.

3. Мутуалистичекие отношения.

3

 

5

Некоторые экологические закономерности.

1. Соотношение поверхности и объема.

2. Закон минимума. Закон толерантности.

3. Заключительное занятие - конференция.

3

 

Содержание тем и разделов.

1. Введение -2 ч.

Предмет и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Разнообразие форм организмов и вариантов местообитаний. Практическая работа 1 - знакомство с жизненными формами растений и животных.

2. Факторы среды, аутэкология -6 ч.

Температура, ее воздействие на организм. Приспособления организмов к высоким и низким температурам. Терморегуляция организма физическая и химическая. Практическая работа 2 - экологические группы растений по отношению к свету и к температуре.

Влажность среды, ее колебания. Способы запасания воды животными и растениями. Практическая работа 3 - экологические группы растений по отношению к воде и к почве. Совместное действие факторов. Безводье и бескормица. Соленость и температура. Соотношение холода и ветра, жара и ветра. Практическая работа 4 - основные экологические группы животных и специфика адаптации животных к обитанию в основных средах жизни.

3. Экологическая ниша - 3 ч.

Пищевая специализация - хищные, растительноядные, всеядные животные. Трофические группы организмов и пищевые цепи. Конкуренция за пищу, за место у животных. Конкуренция у растений. Действие ингибиторов и фитонцидов, их использование при выращивании сельскохозяйственных культур. Акклиматизация, ее польза и вред. Практическая работа 5 - решение экологических задач.

4. Межвидовые отношения - 3 ч.

Отношения типа «хищник-жертва». Необходимость хищников в природе. Приспособления организма к защите от хищника. Окраска тела, яды, быстрые ноги, рога, шипы и острые зубы. Паразитизм. Отличия паразита от хищника. Разнообразие паразитов и приспособленность к образу жизни. Паразитоиды и суперпаразиты. Биологические способы борьбы с насекомыми вредителями в сельском хозяйстве. Мутуалистические отношения. Совместное питание, очистка от паразитов, защита от врагов, общность территории.

5. Некоторые экологические закономерности - 3 ч.

Соотношение поверхности и объема (правило Бергмана, правило Аллена, правило мехового покрова). Закон минимума (закон Либиха). Закон толерантности (закон Шелфорда).

Список литературы.

  1. Балабанова В.В. Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Издательство «Учитель» 2001.
  2. Былова A.M. Шорина Н.И. Экология растений. М. Изд. Центр «Вентана-граф» 2002.
  3. Ердаков Л.Н. Экология, учебное пособие для 5-8 классов. Томск 2004.
  4. Ердаков Л.Н. Чубыкина Н.Л. Экология, учебное пособие для 10-11 классов. Новосибирск 1996.
  5. Ердаков.Л.Н. Экология для зеленых. Иркутск 1998.
  6. Ердаков Л.Н. Чернышева О.Н. Задачи и вопросы по экологии. Ч 1. Новосибирск 1996.
  7. Ердаков Л.Н. Свиньин В. Енушевич Т. Экология для детей, учение о среде обитания. Томск 2004.
  8. Жигарев И.А. Понаморева О.Н. Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ 10-11 класс. М 2002.
  9. Зверев А.Т. Зверева Е.Г. Экология 7-9. М. 1999.
  10. Фадеева Е.О. Бабенко В.Г. Экология. Организмы и среда их обитания. Практикум 9, 10-11 классы. М. 2002.
  11. Чернова Н.М, Галушин В.М. Константинов В.М. Основы экологии 9 класс. М. 1995.
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (Окружающий мир + музыка) по теме "Как прекрасна земля и на ней человек" :: "Я сердце оставил в горах". Памяти Юрия Визбора :: Урок: "Григорий Пономаренко – певец родного края" :: План-конспект урока музыки "Противостояние музыкальных образов в одном произведении". 7-й класс :: Графика в текстовом режиме языка программирования Turbo Pascal :: Дорога чести ( Road to Paloma ), 2014 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list0.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Тихое место (A Quiet Place), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016

В предыдущей части франшизы Вескер предал Элис в Вашингтоне, и героиня лишилась своих сверхъестественных способностей и стала уязвимой для врагов. Однако она не бросила бороться за выживание человечества. Вместе со своими старыми знакомыми Элис отправляется туда, где все начиналось – в Раккун Сити. Тем временем корпорация «Амбрелла» готовит последний сокрушительный удар по выжившим в апокалипсисе людям. Элис предстоит сразиться с ордами зомби и новыми монстрами-мутантами ради спасения остатков человечества.

Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Девочка / Жакеты и жилеты / 64122_OLG Жакет для девочки

Деловой стиль подчиняется ускоряющемуся ритму жизни и меняется вместе с нами. В школьной коллекции 2016 года мы предлагаем актуальный укороченный жакет приталенного силуэта с застежкой на пуговицы. Жакет прослужит не один сезон благодаря возможности регул...

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD