Программа элективного курса "Экология, человек и окружающая природная среда" : Экология

Экология, человек и окружающая природная среда. История развития экологии человека и ее место в системе наук; взаимосвязь человеческих групп с окружающей средой.

Место человека в природе.

Взаимосвязь общества и природы.

Рациональное использование и охрана природных ресурсов. Перспектива чрезмерного и необдуманного использования природных ресурсов. Виды исчезнувших и исчезающих видов животных.

Энергетика и окружающая природная среда. Основные проблемы экологии, которые связанны с гидроэнергетикой, теплоэнергетикой, ядерной энергетикой.

Авария на Чернобыльской АЭС и ее влияние на окружающую природную среду и человека. Причины, масштабы, негативное влияние аварии на здоровье людей и состояние окружающей природной среды; последствия данной катастрофы.

Влияние транспорта на окружающую природную среду и организм человека. Основные виды заболевание в крупных городах, связанных с транспортом; влияние дорожной сети на прилегающие территории.

Практическая работа “Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта около школы”. Экологическая обстановке в районе среднего учебного заведения.

Влияние рекреаций на состояние природной среды. Вред, наносимый массовым туризмом природной среде.

Философия и этика взаимодействия общества и природы. Различные точки зрения и их главные положения о взаимодействии общества и природы.

География здоровья. Рекреационное районирование.

Семинар “Человек зависит от природы или природа от человека?”.

Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды

Факторы среды, влияющие на организм человека. Компоненты жизненной среды человека (природная, агротехническая, искусственная, социальная); воздействие очеловеченной природы на современного человека.

Влияние абиотических факторов на организм человека. Практическая работа “Выявление адаптивных возможностей организма человека”. Окружающая среда, макро– и микроклимат, взаимосвязь географического фона и неинфекционных и инфекционных болезней, роль природно-климатических факторов в адаптации организма.

Влияние биотических факторов среды на организм человека. Практическая работа “Составление индивидуального списка растений с учетом здоровья и эстетического восприятия”. Биотические факторы среды, виды взаимоотношений человека с растениями, животными и себе подобными, фитонцидные свойства растений.

Действие воздушной среды на организм человека. Основные химические загрязнители атмосферного воздуха и их влияние на организм человека.

Антропогенные факторы среды и их влияние на организм человека. Практическая работа “Влияние токсичный металлов на организм человека”. Основные виды антропогенных загрязнений окружающей среды, методы их экспрессионного анализа и способы защиты. Изучение влияния экотоксикантов на организм человека. Основные экотоксиканты окружающей среды и способы улучшения экологической обстановки в доме.

Семинар “Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды”

Урбоэкология

Урбанизация как глобальный исторических процесс. Факторы формирования городской среды. Урбоэкология и основные социально-экономические, экологические и биологические факторы большого города, влияющие на здоровье человека.

Экологические проблемы связанные с ростом городов. Последствия от антропогенного изменения природной среды.

Экологическая эстетика. Практическая работа “Озеленение своего района, в котором я хотел бы жить”. Эстетика, эстетическое загрязнение влияние его на эмоциональное состояние человека.

Биоритмы. Сбой околосуточных биоритмов. Практическая работа “Определение учащимися своего хронобиологического типа” Выявление хронобиологического типа: “Голубь”, “Сова”, “Жаворонок”.

Практическая работа “Определение длительности индивидуальной минуты”, “Определение фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов”. Определение фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов. Составление графика встреч, физической и интеллектуальной деятельности на ближайшие дни и недели с учетом предстоящих изменений физической, эмоциональной и интеллектуальной деятельности учащегося.

Семинар “Урбанизация. Ее плюсы и минусы”.

Питание. Экологические и гигиенические проблемы питания

Основы рационального питания. Рациональное питание и основные приоритеты и проблемы гигиены питания.

Продукты питания, их качественная характеристика. Практическая работа “Нахождение индекса “Е” на этикетках качественных товаров и определение вреда, которое они могут нанести человеку”. Основные пути и источники проникновения наиболее токсичных веществ из окружающей среды в организм человека, последствия экотоксикантов на организм человека, химические катастрофы.

Биологически активные добавки. БАДы, их эффективность и безопасность для здоровья человека.

Заболевания, обусловленные недостатком питания. Тест “Правильна ли ваша диета?”. Последствия недостатка пищи в организме человека; причины гипо- и авитаминозных состояний.

Питательные вещества, необходимые организму человека. Практическая работа “Определение обеспеченности витаминами А, В, С, Д, Е и микроэлементами организма человека”. “Энергетическая потребность”, районы для которых характерны заболевания обусловленные недостатком йода, магния, кальции, молибдена.

Семинар “Правильно ли мы выбираем продукты питания?”

Пищевые отравления. Источники, механизмы и факторы передачи возбудителей пищевых заболеваний.

Качество питьевой воды. Основные инфекционные заболевания, передаваемые через воду; города, в которых низкие гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды.

Органолептические исследования продуктов питания. Определение качества основных продуктов питания с помощью органолептических свойств.

Почва, как фактор передачи инфекционных заболеваний. Гигиеническое и экологическое значение почвы, основные инфекционные заболевания, в механизме передачи которых участвует почва.

Пищевые отравления немикробной этиологии. Основные причины отравлений ядохимикатами, грибами, пестицидами, нитратами и их профилактика.

Продовольственная проблема – глобальная проблема человечества. География производства продуктов питания и география их потребления; интенсивный и экстенсивный путь решения продовольственной проблемы.

Семинар “Стоит ли на сегодняшний день продовольственная проблема?”

Общие закономерности адаптивного процесса

Климатические адаптации. Практическая работа “Исследование реакций адаптаций организма к высоким температурам”. Среда обитания, классификация сред обитания человека в соответствии с широтой местности, результат внедрения человеческих сообществ в природные экосистемы, влияние климата на состояние здоровья.

Определение типа личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Выявить свой тип личности, сформировавшегося в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

Семинар “Адаптивные процессы”.

Социальные аспекты

Стресс как экологический фактор. Социально-демографические проблемы. Основные стрессогенные факторы среды.

Методики управления течением стрессовых реакций. Модель своего поведение в стрессовой ситуации.

Методы реадаптации и коррекции. Аутотренинг. Нетрадиционными методами реадаптации. Основы аутотренинга.

Семинар “Стресс и аутотренинг”.

Экологическое образование и воспитание

Экология и экологическая культура. Основные идеи, понятия, раскрывающие взаимодействие общества и природы.

Формирование ведущих идей и понятий о природе. Взаимосвязь общества и природы – одна из важнейших проблем человечества.

Охраняемые территории и объекты, их классификация и ранжирование. Основные группы охраняемых территорий и объектов.

Экологическое воспитание. Экологическое образование в контексте всеобщего образования.

Умение и навыки по изучению охраны окружающей среды. Ответственное отношение учащихся к окружающей природной среде.

Экологическая экскурсия по п.Харп. Влияние выработки руд на окружающую природную среду на примере предприятий “Конгорхром” и “Ямалзолото”. Состояние среды поселка в целом.

Семинары

  1. “Человек зависит от природы или природа от человека?”.
  2. “Абиотические, биотические и антропогенные факторы внешней среды”.
  3. “Урбанизация. Ее плюсы и минусы”.
  4. “Правильно ли мы выбираем продукты питания?”.
  5. “Стоит ли на сегодняшний день продовольственная проблема?”.
  6. “Адаптивные процессы”.
  7. “Стресс и аутотренинг”.
  8. “Экология, человек и окружающая природная среда”.

Практические работы

  1. “Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта около школы”.
  2. “Выявление адаптивных возможностей организма человека”.
  3. “Составление индивидуального списка растений с учетом здоровья и эстетического восприятия”.
  4. “Влияние токсичный металлов на организм человека”.
  5. “Озеленение своего района, в котором я хотел бы жить”.
  6. “Определение учащимися своего хронобиологического типа”.
  7. “Определение длительности индивидуальной минуты”.
  8. “Определение фазы физического, эмоционального и интеллектуального циклов”.
  9. “Нахождение индекса “Е” на этикетках качественных товаров и определение вреда, которое они могут нанести человеку”.
  10. “Определение обеспеченности витаминами А, В, С, Д, Е и микроэлементами организма человека”.
  11. “Исследование реакций адаптаций организма к высоким температурам”.

Тест

  1. “Правильна ли ваша диета?”.

Литература для учителя

  1. Ардюков В.П. Уровни загрязнения воздуха городов системы глобального мониторинга окружающей среды в сравнении с критическими значениями воздуха//Метеорология и гидрология, 1992. - № 7.
  2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др., Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать? – М.: 1997 год.
  3. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. – М.: 1991 год.
  4. Гортинский Г.Б., Яковлев Г.П. Целебные растения в комнате. – М.: 1992 год.
  5. Данилова Н.Н., Крыльва А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – М.: 1997 год.
  6. Губарева Л.И.,. Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека практикум для вузов. - М.: Владос., 2003 год.
  7. Губарева Л.И., Колесникова А.А. Циркасептальный ритм индивидуальной минуты и ее возрастная динамика // Циклы природы и общества. – Вып. 3-4 – Ставрополь: 1995 год.
  8. Мешечко Е.Н. Основы экологии. – Минск. “Экоперсперкива”.: 2002 год
  9. Орехов К.Н. Проблемы Экологии человека. – Ставрополь: 1998 год
  10. Прохоров Б. Б. Экология человека. Социально-демографические аспекты. – М.: 1991 год.
  11. Трушкина Л.Ю. Трушкин А.Г. Демьянов Л.М. Гигиена и экология человека. Учебное пособие 4-е изд.. Допущено МО РФ в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений. - М.: 2006 год.
  12. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология. – М.: 1990 год.
  13. Яншин А.Л., Мелуа А.И. Уроки экологических подсчетов. – М.: 1991 год.
  14. Ужегов Г.М. Биоритмы на каждый день. – М.: 1997 год.

Литература для учащихся

  1. Крирсунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология 9 класс. Учебник для общеобразовательгых учебных заведений. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ. – М.: “Дрофа”. 1997 год.
  2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. Учебник для 9 класса образовательных учреждений. Рекомендовано МО и профессионального образования РФ. – М.: Просвещение. 1997 год.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Создание презентации в MS PowerPoint :: Применение технологии портфолио на уроках информатики при изучении темы "Обработка текстовой информации". 5-й класс :: Графический редактор. 5-й класс :: Глобальная компьютерная сеть Internet :: Графический редактор Paint :: Злыдни, 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Системы хранения/Полки / Satin Furniture / Шкаф навесной ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD