Вопрос преподавания добычи полезных ископаемых в средней школе : Экология

Добыча полезных ископаемых:

Часто ли школьный учитель, живущий вдалеке от крупных мест добычи (например, в Москве или Санкт-Петербурге), может рассказать о ней своим ученикам на уроке природоведения (естествознания, "Окружающий мир")? Да, в школьной программе такой темы нет. Учителя начальной школы и географии, еще из вуза хорошо владеют информацией о полезных ископаемых и минералах, горных породах магматических, осадочных, метаморфических. Знаем об интрузивах, эффузивах и метаморфизме. А как добывают? Чем? C помощью какой техники?

В 8 классе на географии говорим о добыче нефти, газа, каменного угля, руды. Показываем карты залегания полезных ископаемых. Так и остается в памяти ученика информация об их "залегании" "где-то на карте", местоположении, но не добычи! В то же время, при добыче полезных ископаемых используется достаточно громоздкая и сложная в обращении техника, которую ни мы, учителя, ни наши ученики просто себе не представляем.

А что говорит нам образовательный стандарт? В программах начальной школы напрочь отсутствуют сведения о способах добычи полезных ископаемых. В лучшем случае имеются лишь фотографии или рисунки горнодобывающей техники. Начальный курс географии включает в себя лишь сведения о горных породах того или иного генезиса. В курсе географии России 8-9 классов говорится о добывающем комплексе. Однако, ни слова не упоминается о том, какие образом добываются нефть, каменный уголь, руды. В то же время именно в 8-9 классах впервые осуществляется профессиональная ориентация школьников.

Для чего еще необходимо учителю владеть информацией о современной нефте- и горнодобывающей технике? В настоящее время в стране имеет важное значение добывающий сектор экономики. Страна добывает нефть, газ, уголь, руды. Уже одно это представляет ценность для определения учащимися профиля обучения в старшей школе. Кроме материального фактора, следует отметить тесную связь экономики с географией и техникой, когда речь идет о технической и технологической сторонах вопроса в тех или иных регионах страны.

В связи с растущим вниманием страны к подготовке рабочих кадров, а также делением средней школы на базовую и профильную, возникает необходимость уже в 8-9 классах давать достаточно ясную перспективу учащимся, какую рабочую профессию, в том числе в сфере нефте- и горнодобычи, они смогут выбрать.

Как учитель на своем уроке может рассказать о нефте- и горнодобывающей технике? Это могут быть фотографии, видео, презентации. Шагающие и роторные экскаваторы, транспортеры, грузовые "БелАЗы", буровые вышки, насосы-качалки наверняка произведут впечатление на школьников. На мой взгляд, здесь лучше всего подойдет рассказ о машинах в их натуральную величину. В основу рассказа должны быть положены две технологии добычи твердых полезных ископаемых - подземная (в шахте и руднике) и открытая (в разрезе или карьере, дражная разработка). В случае нефти и газа – фонтанный и насосный способы добычи, различные виды бурения.

Вне стен школы это могут быть экскурсии, на которых особое внимание будет уделяться "реальной стороне жизни" - как люди работают, в каких условиях, в том числе материальных, в сколько смен, упоминаться о вредных производственных факторах.

В зависимости от региона, в котором находится школа и живут учащиеся, экскурсии могут проводиться на песчаный или известняковый карьер, на торфоразработку, карьер по выработке той или иной руды. Необходимо, чтобы карьер был действующим, была представлена работающая горнодобывающая техника. К сожалению, экскурсии в угольные и соляные шахты, на буровые вышки для учащихся недоступны. Организовать их сложно, увидеть все нужно своими глазами. А еще лучше самим поучаствовать в процессе добычи. Не всегда через рассказ экскурсовода ребята могут почувствовать "вкус" профессии. Однако, в ряде районов можно увидеть дражный способ добычи.

Экскурсию на песчаный карьер нужно начать с рассказа о происхождении песков, применении песков в стекольном производстве, строительстве. Затем перейти к технологии добычи песка. Обратить внимание учащихся на работу земснаряда. Как земснаряд выкачивает песок со дна водоема и собирает его в одном месте. Можно увидеть образующийся конус намытого песка. Как песок с помощью ковшового экскаватора загружается в самосвалы. Один самосвал отъезжает, подъезжает другой. Обратить внимание на вид мехлопаты (обратная, прямая). При добыче особо ценных кварцевых песков проводят вскрышные работы. Что они из себя представляют, где находятся отвалы. От внимания учащихся не уйдут рекреационные возможности песчаных пляжей отработанных и действующих карьеров. Неплохо провести экскурсию на мини-карьер по добыче песка, суглинка, глины.

Экскурсия на известняковый (гранитный, мраморный) карьер также начинается с экскурса в геологическое прошлое. С применения карбонатных и скальных пород в строительстве (щебень для бетонных плит, мощение дорог, железнодорожные насыпи, облицовка зданий), архитектуре (гранит, мрамор), медицине (гипс), металлургии (флюсы). Можно рассказать об истории разработки данного карьера. Поприсутствовать при очередном взрыве породы, пронаблюдать дальнейшую работу ковшового экскаватора и самосвала. Куда отвозят породу на самосвалах (дробильный завод, завод ЖБИ, к железнодорожной ветке). Внимание учащихся обязательно привлекут работа шагающего и роторного экскаваторов, проводящих вскрышные работы. Необходимо увидеть работу ковшового экскаватора на уступе карьера. Посмотреть свежий забой после отпалки.

Учащиеся обязательно увидят отвалы - горы выброшенной земли, исключенной из оборота. Небольшие озерца и болотца - источники эпидемиологичесокй опасности (развитие водорослей создает условия для выплода комаров, в том числе малярийных). Что отработанные части карьера, а то и весь карьер превращен в организованную, а тои несанкционированную свалку. В то время как известняковые карьеры, например, часто представляют собой стратиграфические эталоны, по которым можно изучать геологическое прошлое территории

Экскурсия на торфоразработки также интересна. Как образуется торф (в болотах и озерах), где используется (в сельском хозяйстве, в качестве топлива). Два способа добычи торфа - экскаваторный (его прошлое и настоящее) и фрезерный (все операции выполняет один комбайн). Рассказать о технологическом цикле фрезерной добычи торфа: подготовке эксплуатационных площадей, фрезеровании торфяной залежи, ворошении фрезерованного слоя, валковании высушенного торфа, уборке готовой продукции, штабелевании убранного торфа. Увидеть машины, задействованные на торфоразработке. Предположить дальнейшую судьбу добытого торфа на торфоперерабатывающем предприятии. Тут же можно задаться и проблемными вопросами. "Торф или газ в современных экономических условиях? Баланс экономики и экологии – возможен ли он?" "Добыча торфа и осушение болот или нетронутая природа в прошлом; обводнение торфяных участков или разумная торфодобыча в настоящем?" "Торфяные пожары: а торф ли виноват?

Экскурсия на "золотоносный" ручей позволяет на некоторое время превратиться в настоящих золотодобытчиков. И не где-то в Америке или Австралии 200-300 лет назад, а "у себя дома", "в своей родной деревне" за городом. Если, конечно, там имеется ручей или речка, в песке которых генетически имеются золотые песчинки. Экскурсия позволяет освоить технику "намывания" золота с последующим рассмотрением шлиха под микроскопом. Последовательность операций такова. В небольшом тазике последовательно промывают небольшие порции речного песка, пытаясь отмыть песок от глины ("отмыть золото"). В образовавшемся шлихе в камеральных условиях под микроскопом бывают видны черные частицы магнетита, красные гранатов, зеленые хлоритов, белые - кварцевого песка и слюды, и, если повезет, желтые частицы золота. Даже если золото и не будет обнаружено в шлихе, работа позволит еще раз на практике распознать эти минералы, уже не в виде обломков, гальки или крупных образцов породы, а в "микроварианте". Экскурсия является "экзотической" и запоминается надолго.

Ну и, конечно, говоря на уроке о горнопромышленном производстве и газонефтедобыче, не следует забывать об экологической составляющей. О том, что горнопромышленное производство начинается с нарушения земельных угодий. Эти нарушения особенно впечатляющи в открытых разработках. Появление взамен привычного ландшафта - техногенного "лунного" может привлечь внимание сталкера, но в повседневной жизни мало кому нравится. Что открытая добыча связана с формированием значительного по размерам отвального хозяйства. Пустые породы образуют отвалы. Значительные площади земель, в том числе пахотных, выходят из оборота. Процессы ветровой и водной эрозии на отвалах вызывают деградацию растущих близ карьеров лесов, В результате выбросов большого количества пыли падает урожайность сельхозугодий. Создаются неблагоприятные условия для проживания людей вблизи такого горнодобывающего предприятия. Что с горнодобывающим производством связывается поступление в природный кругооборот значительного количества техногенного вещества в виде горной массы, растворимых и летучих веществ - промышленных стоков, дымов и возгонов, а также высоких концентраций твердых металлов.

Страна добывает огромное количество нефти. В процессе нефтедобычи нередки аварийные ситуации. Большие массы нефти с суши поступают в моря по рекам с бытовыми и ливневыми стоками. Попадая в морскую среду, нефть оказывает губительное влияние на ее обитателей - растения, животных, микроорганизмы. Особую тревогу вызывает загрязнение нефтью внутренних водоемов (рек и озер), особенно при освоении запасов нефти в Западной Сибири.

Как видим, вопрос преподавания добычи полезных ископаемых в средней школе остается открытым. С одной стороны, он присутствует в темах школьных курсов. С другой стороны - существует необходимость его конкретизации.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий русского обряда перед свадьбой "Девичник" :: Усвоение нравственных норм :: Программа деятельности детского общественного объединения "Планета Детства" :: Интегрированная неделя изобразительного искусства и музыки :: Сценарий праздника, посвященного 8 Марта :: Погружение ( Submergence ), 2017 :: Мебель/Мебель для дома/Тумбы/Интерьерные тумбы / Etg-Home / Тумба Leontina ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD