Курс "Лицейская экология" : Экология

Курс "Лицейская экология" : Экология

Основная цель курса лицейской экологии: повышение уровня экологической грамотности и культуры учащихся средней школы, используя более полную интеграцию экологии с экономической географией; воспитание подрастающего поколения школьников в духе патриотизма.

Основные задачи курса:

  • Пополнить запас знаний учащихся по курсу естественно цикла наук.
  • Познакомить с современным видением экологических и экономических проблем своей страны и всего мира.
  • Заинтересовать учащихся глобальными проблемами всего человечества.
  • Изучить возможные варианты, пути и способы сохранения окружающей среды .
  • Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами в области экологии; с документами и международными организациями, занимающимися проблемами охраны окружающей среды.
  • Перейти от теоретических знаний к практическим действиям, приняв активное участие в экологических школьных проектах.
  • Знакомить учащихся с новейшим направлением в развитии страны - нанотехнологиями России.

Отличительной особенностью нашего лицея, существующего уже 20 лет, можно считать его эколого-экономическую направленность.

Преподаватели Московского Государственного Областного Университета вместе с преподавателями нашей школы-лицея готовят учащихся 9-11-х классов к успешному поступлению на экономический факультет вуза по специальностям: менеджмент управления, государственное и муниципальное управление, управление персоналом.

Основное внимание в лицейской программе уделяется изучению математики, экономики, географии и экологии.

Школьный курс экономической географии России в 9 классе, пожалуй, самый насыщенный, но отводится недостаточное количество часов на рассмотрение всех отраслей народного хозяйства страны, а рассказать ребятам хочется о многом.

Когда мне предложили читать лекции по экологии в 9-х классах, задумалась о том, как построить программу так, чтобы материал был нужным, интересным, чтобы темы школьной программы по экономической географии можно было интегрировать в занятия по экологии лицейской программы, с целью более полного и глубокого осмысления материала.

Хочу поделиться своими наработками за несколько лет.

В построении данного курса и в работе над школьными проектами нам с ребятами очень помогли, да и сейчас помогают журналы: « Экологическое образование», «Экология и жизнь», которые идут в ногу со временем, печатают материал, волнующий каждого россиянина, гражданина своей страны, а учителям оказывают конкретную помощь в работе с подрастающим поколением ( спасибо редакционному коллективу этих журналов за актуальность тематики, публикуемых ими статей).

Также хочу отметить пособие, которое очень своевременно оказалось у меня в руках: «География России – эколого-экономические аспекты» под редакцией А.А. Лобжанидзе, в нем ставится важный вопрос «Экология и экономика: враги или друзья?», вопрос, заставляющий думать, размышлять, сопоставлять, анализировать. Вот на него с девятиклассниками мы уже который год пытаемся найти ответ: много рассуждаем, спорим, выражаем свое видение экологических и экономических проблем ( больше всего, конечно, нас волнуют проблемы своей страны ), благо времени хватает, т.к. занятие длится академический час.

Наш (потому, что это совместное творчество учителя и учащихся) курс лицейской экологии состоит из двух разделов:

1. Общие экологические аспекты экономики России и Мира.
2. Экологические проблемы регионального уровня ( экономических районов, национальных округов, краев, областей или городов). Не оставляем мы без внимания и проблемы малых уголков нашей Родины.

Первый раздел программы начинаем с самой важной темы: «Повестка дня» на XXI век» – Концепции устойчивого развития т.к. только этот путь призван обеспечить будущее для всех нас. Мы с ребятами знакомимся с Декларацией «По окружающей среде и развитию», а также другими документами Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, читаем первое опубликованное издание Центра «За наше общее будущее» – «ПРОГРАММУ ДЕЙСТВИЙ».

Подробно знакомимся с Декларацией прав Земли «Хартия Земли» – основным документом, официально принятым Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 2003 году как основу по распространению идей устойчивого развития.

При обсуждении вопросов экономического развития страны и экологической характеристики Россия всегда сравнивается с другими государствами мира и каждому из нас хочется, чтобы это сравнение было в нашу пользу. Мы приходим к выводу, что сохранение окружающей среды, в последние годы, стало приоритетной задачей для всего мира, и России в том числе. Так в 1996 году в качестве национальной экологической политики страны была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Сегодня интересы экономики и экологии переплетаются как никогда ранее и ,Россия уверенно берет курс на экономическое могущество и экологическую чистоту страны, поэтому рассматривая тему: « Россия на пути к устойчивому развитию», говорим о том, какие проблемы экономического и экологического характера стояли после распада СССР, какие задачи наша страна должна решать сегодня. Новая Россия все более глубоко вступает в мировое сообщество, поэтому страна широко вовлечена в решение глобальных экологических проблем:

  • Рациональное использование земельных ресурсов
  • Сохранение биологического разнообразия
  • Борьба с уничтожением лесов
  • Защита и рациональное использование океанов и другими проблемами.

Но для того, чтобы поставленные задачи были решены, необходима серьезная законодательная экологическая база, данный вопрос рассматривает в теме « Российское экологическое законодательство». Насколько оно совершенно?

В России никогда не было сильной государственной экологической политики, поэтому страна не имела необходимой нормативно-правовой базы, сегодня она только создается. Рассматриваем основные принципы и правила охраны окружающей, читаем Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды».

На лекциях мы знакомимся и с новыми понятиями в нашей жизни, такими как «Экологический менеджмент», «экологический мониторинг», «экологическое страхование», «экологические стандарты», без них современную экономику представить уже невозможно, задаемся вопросом «Почему сегодня предприятиям выгоднее выпускать экологически чистую продукцию?» …Приходим к выводу, что сама жизнь, время заставляет выпускать продукцию экологически сертифицированную, только она может быть конкурентноспособной на мировом рынке.

Подробно рассматриваем темы:
1. «Основные экономические и социальные функции природы», т.к. грамотный учет ценности природы в экономике является важнейшим приоритетным направлением в экологической политике страны.
2. «Классификация загрязнений» – в школьном курсе учащимся дается понятие только экологической классификации природных ресурсов, мы же классифицируем ресурсы еще и с природной (генетической) точки зрения, а также даем их хозяйственную классификацию.
3. Тема «Использование и охрана недр» заставляет ребят задуматься о бережном расходовании минеральных и энергетических ресурсов, рациональном их использовании. Когда приводятся таки статистические данные как :« при добыче в мире ежегодно теряется меди – 600 тыс. т; свинца – 300 тыс. т; цинка – 500 тыс. т, только за счет «выдувания» угольной пыли при перевозке угля теряется в среднем 1,2 т на каждый железнодорожный открытый полувагон» – каждый человек задумывается как природа беззащитна перед людьми, а человек чаще всего ведет себя по отношению к ней безответственно.

Сильнейшее отрицательное давление на природу оказывают энергетика, отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, сельское хозяйство, многие виды транспорта. Важно знать, каким образом можно снизить нагрузку на природу, какие энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии уже нашли свое место в народном хозяйстве страны, какие пока находятся в стадии разработки.

Во втором разделе курса большое внимание мы уделяем региональной экологической политике. Рассматриваем районы острых экологических ситуаций в России, будь то районы крайнего Севера, Поволжья, Дальнего Востока; экологические проблемы городов России, состояние водных бассейнов (Волги, Байкала, Каспийского моря, Онежского озера). Учащиеся говорят о тех уголках страны, которые им близки и дороги, выполняют творческую работу « Откуда мы родом», готовят сообщения о своей малой Родине. Пожалуй, самая большая личная заинтересованность читается в глазах ребят при рассмотрении данного раздела, особенно когда речь идет об экологической ситуации нашего города или Подмосковья.

Мы живем в одном из самых больших и красивых городов мира, но экологическая ситуация Москвы оценивается как кризисная. Это означает, что ухудшение окружающей природной среды достигло остроты, угрожающей нашему здоровью. Мы учимся и работаем на территории Басманного района ЦАО г. Москвы, самого неблагоприятного, с экологической точки зрения, округа города.

Стала ли Москва одной из первых столиц проводить в России в жизнь идеи устойчивого развития? Разработаны ли «Основные направления политики Москвы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности» на уровне города, округов? Что делается в Басманном районе для улучшения проживания населения? Что конкретно можем сделать мы для того, чтобы наша среда обитания была комфортна для проживания и обучения?

На эти вопросы нам хотелось найти ответ, так пришла мысль начать работу над экологическим проектом. Вот уже несколько лет работаем над темой: «Экологические проблемы Басманного района». Основное направление для себя выбрали следующее – Идеи устойчивого развития во дворе, районе, школе. Ребята изучают состояние окружающей их среды (изучаем сад им.Баумана, состояние наших дворов и улиц, нашей школы и пришкольной территории ( в проекте « Школа как экосистема»), знакомимся с перспективами развития района, с изменением его экологической обстановки за последние годы, проводим свой экологический мониторинг, социологические опросы среди населения и учащихся, стараемся определить качество окружающей нас среды и пытаемся изменить ее к лучшему. Очень многое зависит от каждого из нас, и я твердо убеждена, что начинать нужно с себя.

Часто с ребятами мы обсуждаем вопрос об экологическом сознании россиян:

  • Как изменилось отношение людей к данной проблеме за последние годы?
  • На какое место по значимости ставят россияне экологические проблемы страны?
  • Насколько все мы экологически культурны?
  • Какова наша гражданская позиция?
  • Считаем ли мы, что от каждого из нас зависит решение пусть небольших конкретных проблем?

Ответы звучат разные, мы высказываем свое мнение , спорим, соглашаемся или нет, но не остаемся равнодушными.

В новом учебном году думаю предложить своим ученикам новый материал к обсуждению.

На международном форуме по нанотехнологиям наш президент сказал: « наша посткризисная экономика должна базироваться на инновационных технологиях, а не на сырьевых возможностях России, сколь бы безграничны они ни были». Хочу познакомить своих учеников с предприятиями, которые уже сегодня стремятся сохранить экологическую безопасность страны, например, предприятие «Лукойл – Западная Сибирь» – запущена новая пятилетняя экологическая программа; «Газпромнефть – Хантос» – внедрены передовые технологии утилизации буровых отходов; Стерлитомакский «Каустик» – построена уникальная система управления отходами; «Иркутскэнерго» – действует программа переработки золошлаковых метериалов, к счастью таких примеров се413ня по стране можно привести много, надеюсь, моим ученикам будет интересен этот материал.

Учительский состав нашей школы ищет новые формы образовательно-воспитательной работы с учащимися, приобщая ребят к безопасному и здоровому образу жизни в городской среде. Считаем, что задача – повышение уровня экологической грамотности и культуры школьников – является первостепенной на сегодняшний день!

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Игровой проект "Зеленая планета" :: "Зачем нужно учить уроки. Мои первые отметки". Сценарий родительского собрания для 2-го класса :: Причины нарушения дисциплины :: Литературно-музыкальная композиция "Песни, опалённые войной" :: Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: "Удивительное в камне" :: Притяжение, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Мебель для телевизора/Тумбы под телевизор / ITech / Стеллаж под ТВ K108B ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD