Разработка темы "Экологические группы рыб" с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов : Экология

Разработка темы "Экологические группы рыб" с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов : Экология

Педагогическая практика постоянно сталкивается с тем, что дети существенно различаются друг от друга по таким характеристикам, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, запоминания, узнавания, актуализация знаний, скорость мыслительной деятельности, а также по динамическим особенностям эмоционально-волевой сферы. Исследования учёных показывают, что это обусловлено природными факторами - основными свойствами нервной системы. Я, как педагог, не имею права игнорировать эти природные особенности. В отношении учебной деятельности школьников всё это означает, что все психически здоровые дети могут учиться в школе, успешно развиваться, однако, это осуществимо при условии, если каждый умеет использовать в учёбе сильные стороны своих психофизиологических особенностей и компенсировать за их счёт стороны возможных отрицательных проявлений. Только в этом случае основные свойства нервной системы не будут влиять на школьную успеваемость и на уровень умственного развития.

Необходимость одновременно работать с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типами памяти, свойствами нервной системы, сформированности умений и навыков, умению учиться ставит меня в сложные условия, требующие индивидуального подхода к обучающимся.

Известно, что в физико-математическом классе учатся дети с лабильной и сильной нервной системой. Для них характерен высокий уровень владения мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, которые опосредуют знания учащихся. Они легко и быстро усваивают материал, отличаются способностью к его широкому обобщению, гибкостью мыслительных процессов, умением находить несколько обоснованных способов решения задач и свободным переключением с одной умственной операции на другую. Для них характерен творческий поиск в разрешении проблемы.

Учащиеся естественно-научного класса несколько отличаются от детей физико-математического класса. У них империческое мышление и они действуют методом проб и ошибок. Они овладевают основным объемом знаний, предусмотренных программой. У них среднее проявление нервной системы между лабильностью и инертностью. Им трудно вычленять исходные данные, у них бывают затруднения в решении мыслительных задач. Для успешного усвоения материала этим учащимся требуется тренировочная работа. Они выделяют главное существенное в изучаемом материале лишь после выполнения упражнений под руководством учителя. Учащиеся этого класса умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного, к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы. У этих детей быстрая утомляемость, долгая врабатываемость, поэтому требуется переключение с одного вида деятельности на другую.

В гуманитарном классе оказываются чаще всего правополушарные дети. Это, как правило, леворукие учащиеся. Они очень творческие, креативные, нестандартномыслящие. Эти обучающиеся очень эмоциональны и легко возбудимы. При работе с ними необходим учёт индивидуальных особенностей и личностный подход, а также свобода творчества.

Учёт индивидуальных особенностей всех учащихся целой параллели классов предполагает знания психологических особенностей каждого. Хорошо знать своих учеников - значит дать им возможность проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить веру в свои силы.

Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов

Тема урока: "Основные экологические группы рыб"

Цели:

  • Образовательные (обучающие) - продолжить формирование творческих способностей и развитие познавательной активности обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей; проверить усвоение материала на основе творческих заданий.
  • Развивающая - продолжить развитие умений и навыков самообразования учащихся.
  • Воспитательная - продолжить воспитание творческой самоответственной личности, стремящейся к самоорганизации.

Задачи:

Образовательные:

  • Выявить характерные черты основных экологических групп рыб.
  • Познакомиться с представителями экологических групп рыб, расширяя и углубляя знания учащихся.
  • Продолжить формировать у учащихся умения выделять главное и отбирать нужный материал.

Развивающие:

  • Развитие навыков работы в группе (парах) и основ творческой деятельности.
  • Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, и правильно формировать свои мысли в процессе обобщения изученного.

Воспитательные - учитывая различные способности обучающихся (организаторские, художественные, технические и др.) создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.

I вариант урока для физико-математического класса

Ролевая игра "Квартальный отчет научно-исследовательских лабораторий"

Цель: разработать и презентовать проекты об основных экологических группах рыб и их представителях.

План подготовки проекта(за 10-14 дней до презентации) Презентация проекта
1) Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, её целях и задачах, правилах и ходе.

2) Создание 5 творческих групп (на добровольной основе 1,2,3,4 группы) для выполнения кооперативно-групповой работы.

1 группа - "Лаборатория по изучению донных (бентосных) рыб".

2 группа - "Лаборатория по изучению проходных рыб".

3 группа - "Лаборатория по изучению пресноводных нектоновых рыб".

4 группа - "Лаборатория по изучению нектоновых рыб солёных водоёмов".

5 группа - комиссия учёных (формирование этой группы под руководством учителя из сильных учеников).

3) Задание для 1,2,3,4 групп - разработать проект - отчёт с 3 запланированными ошибками и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.)

Задание для комиссии учёных - владеть материалом темы, чтобы суметь проанализировать и исправить отчёты научно-исследовательских лабораторий.

4) Самостоятельное разделение ролей: в группах 1,2,3,4 - руководитель научно-исследовательской лаборатории, 2 ихтиолога,1-2 технических специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам (художники); в группе 5 - председатель комиссии - почётный академик, 4 профессора (по каждой группе рыб)

5) Самостоятельная разработка проекта в группах.

1) Организационный момент: выступление учителя, целеполагание, представление участников игры в ролях, принятие регламента.

2) Ход игры

1. Вступительное слово почетного академика -1 мин.

2. Выступление с отчетом лаборатории по изучению донных рыб -5 мин.

3. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по донным рыбам -2-3 мин.

4. Выступление с отчетом лаборатории по изучению проходных рыб -5 мин.

5. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по проходным рыбам -2-3 мин.

6. выступление с отчетом лаборатории по изучению пресноводных нектоновых рыб-5 мин.

7. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по пресноводным нектоновым рыбам -2-3 мин.

8. Выступление с отчетом лаборатории по изучению нектоновых рыб солёных водоёмов -5 мин.

9. Анализ и исправление ошибок в отчете профессором по нектоновым рыбам солёных водоёмов -2-3 мин.

10. Заключительное слово почетного академика: анализ работы комиссии -3-4 мин.

3) Заключительное слово учителя.

II вариант урока для гуманитарного и естественно-научного класса

Ролевая игра "Научно-теоретическая конференция по данным исследований экологических ихтиологических экспедиций"

Цель: разработать и презентовать проекты об основных экологических группах рыб и их представителях.

План подготовки проекта (за 10-14 дней до презентации) Презентация проекта
1) Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, ее целях и задачах, правилах и ходе.

2) Создание 4 творческих групп на добровольной основе для выполнения кооперативно- групповой работы

1 группа - исследователи донных 9бентосных) рыб

2 группа - исследователи проходных рыб

3 группа - исследователи пресноводных нектоновых рыб

4 группа - исследователи нектоновых рыб солёных водоёмов.

3) Задание: каждой группе разработать проект-доклад и подкрепить его фактическими материалами (рисунки, фотографии, слайды, видеоролики и т.д.), создать и использовать значки рыб для географической карты в целях иллюстрации экспедиционных исследований, подготовить по 1-2 вопроса для другой группы по их рыбам.

4) Самостоятельное разделение ролей: руководитель экспедиции, 2 ихтиолога, 1-2 специалиста по подводным видео- и фотосъёмкам, 1 географ.

5) Самостоятельная разработка проекта в группах.

1) Организационный момент: вступительное слово учителя, целеполагание, представление участников игры в ролях, принятие регламента - 2-3 мин.

2) Ход игры

1. Доклад исследовательской экспедиции по донным рыбам (сопровождается фактическими видео- , фото- и др. материалами + географ на географической карте по ходу доклада крепит значки рыб, о которых звучит информация) - 5-6 мин.

2. Прения - 2-3 мин (команды других экспедиций задают вопросы по прозвучавшему докладу).

3. Доклад исследовательской экспедиции по проходным рыбам - 5-6 мин.

4. Прения - 2-3 мин.

5. Доклад исследовательской экспедиции по пресноводным нектоновым рыбам - 5-6 мин.

6. Прения - 2-3 мин.

7. Доклад исследовательской экспедиции по нектоновым рыбам солёных водоёмов - 5-6 мин.

8. Прения - 2-3 мин.

3) Заключительное слово учителя.

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (математика + литературное чтение) на тему: "Литературное путешествие в страну цифр" :: Урок математики с использованием ИКТ по теме "Сложение и вычитание с переходом через 10" :: Урок трудового обучения в 4-м классе по теме "Мозаика из обрывных кусочков цветной бумаги. Изготовление вазы для сменного букета" :: Урок литературного чтения по теме «В.А. Осеева. "Волшебное слово"» :: Разработка урока по чтению во 2-м классе ("Растрепанный воробей" К.Г. Паустовского) :: Про любовь. Только для взрослых, 2017 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list33.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Охотник с Уолл-стрит ( The Headhunter's Calling ), 2016 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD