Экология и здоровье : Экология

Экология и здоровье : Экология

Пояснительная записка.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по биологии – выявление средствами предмета биологии направленности личности ее профессиональных интересов. Для того чтобы у учащегося была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным. Содержание курсов по выбору не должно дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс по биологии, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными, нестандартными вопросами.

Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по биологии, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9 класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с биологией.

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных тем по биологии, а также изучение некоторых тем выходящих за их рамки. Поэтому считаю включение предметно-ориентированного элективного курса «Экология и здоровье человека» в систему предпрофильной подготовки учащихся по биологии целесообразным. Этот курс дополняет базовую программу, не нарушая ее целостности.

В современной экологической обстановке, научные знания помогают лучше организовать свой здоровый образ жизни, правильно работать и отдыхать. Познание своего организма часть представлений о единстве природы, неразрывной связи человека с окружающей средой. Человек входит в систему экологических взаимосвязей и страдает оттого, что их нарушает. Курс позволяет понять, что благополучие человека зависит от социальных и природных факторов.

Цель курса: расширить представления учащихся о взаимосвязи окружающей среды и здоровья человека в системе предпрофильной подготовки.

Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся знаний и понятий об основах экологии.
  2. Развитие внутренней мотивации учения, и интереса к познанию биологии.
  3. Ознакомление с понятиями здоровый образ жизни, здоровье, факторами, влияющими на здоровье человека.
  4. Раскрытие роли спорта для сохранения здоровья.

Применять знания:

  • о взаимосвязи организма с окружающей средой;
  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.

Обосновывать: влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека.

Формы контроля:

  • обучающие самостоятельные работы;
  • защита проектов;
  • итоговое собеседование по вопросам курса.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

  1. Наблюдение.
  2. Исследование.
  3. Написание и защита реферата.

Темы рефератов:

  1. Физические нагрузки в жизни современного человека.
  2. Рациональное питание в школе
  3. Вещества, загрязняющие экосистемы.
  4. Воздействие загрязняющих веществ на организм человека.

Занятия: 9 часов.

Аудиторные занятия (9 часов): лекции 3, семинары 4, зачет 2.

Учебно-тематический план.

№ п/п Тема Количество часов Лекции Семинар Зачет
1 Введение 1 1    
2 Экология человека как наука 3 1 2  
3 Образ жизни 4 1 2 1
4 Итоговое занятие 1     1
  Всего 9 3 4 2

Содержание курса.

Тема 1. Введение (1 час).

1.1. Лекция. Человек и биосфера. Воздействие человека на биосферу. Экологическое мышление.

Учение о биосфере В. И, Вернадского. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности человека. Развитие экологического сознания населения для оценки последствий любой деятельности человека, связанной с вмешательством в природную среду.

Тема 2. Экология как наука (3 часа).

2.1. Лекция. Определение понятия экология, здоровье, здоровый образ жизни, Факторы среды, влияющие на здоровье человека.

Экология – наука о связях живых организмов с окружающей средой. Окружающая среда. Здоровье и здоровый образ жизни. Факторы среды влияющие на здоровье человека – наследственность, абиотические факторы (вода, температура, свет); биотические факторы.

2.2. Семинар. Токсические вещества и классификация соединений по токсичности воздействия на человеческий организм. Ограниченность самозащиты организма.

Комплекс неблагоприятных факторов окружающей природной среды, которые могут вызывать функциональные изменения в организме человека (химическое загрязнение атмосферы, геохимические аномалии) и болезни, связанные с ними заболевания – уровая болезнь, зобная болезнь, интоксикация при избытке селена. 6 групп химически опасных веществ по характеру взаимодействия. Вредные химические вещества CO2, CO, окислы азота, фтористый водород, ртуть, углеводороды, бензол, акролеин, альдегиды, канцерогенные вещества. Ионизирующее излучение.

2.3. Семинар. Пути поступления токсичных веществ в организм человека.

Поступление токсичных веществ в организм человека через органы дыхания, с пищей, водой. Воздействие токсичных веществ на кожу. Защита от шумового загрязнения.

Тема 3. Образ жизни (4 часа).

3.1. Лекция. Образ жизни как фактор здоровья человека наряду с наследственностью и окружающей средой.«Не забывайте что купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими усилиями» Поль Брэг. Законы Б. Коммонера.

3.2. Семинар. Заболевания систем органов человека (органов кровеносной системы, пищеварительной, выделительной, органов дыхания) под воздействием факторов окружающей среды.

Заболевания органов кровеносной системы. Правильное питание, физическая нагрузка – непременное условие здорового сердца и всего организма.

Органы дыхания – правильное дыхание, борьба с загрязнением воздуха, борьба с болезнетворными бактериями. Вред курения. Воздействие никотина на организм человека и его последствия.

Заболевания органов пищеварительной системы «отравленная» пища, правильное питание, алкоголь и никотин, их влияние на органы пищеварительной системы.

3.3. Семинар. Спорт и его роль для укрепления здоровья человека.

Роль физических упражнений для сохранения здоровья. Взаимосвязь между двигательной активностью и его умственным развитием. Платон, Аристотель, Сократ о влиянии движений на организм.

Правильная дозировка нагрузки на организм. Гигиена, здоровый образ жизни – основа здорового организма.

3.4. Зачет по основным понятиям курса.

Итоговое занятие (1 час).

Зачет. Защита реферата, проекта.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Литература для учителя:

  1. Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.
  2. Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г.
  3. Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.
  4. Сапин М. Р. и др. Анатомия человека: книга для учителя и студентов. -М.: Просвещение, 1996 г.
  5. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. М.: Просвещение, 1992 г.
  6. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Под ред. Л. В, Баль. -М.: Владос, 2003 г.
  7. Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.
  8. Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.

Литература для учащегося:

  1. Зверев. И. Д. Человек. Организм и здоровье. -М., Вента-Граф, 2000 г.
  2. Рохлов В. С. и др. Биология. Человек. Институт непрерывного образования. -М., 2000 г.
  3. Маш Р. Д. Человек и его здоровье. Мнемозина. -М., 2000 г.
  4. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. -М.: Просвещение, 1992.
  5. Шелтон Г. Естественное сочетание пищи. - Киев, 1993 г.
  6. Батуев А. С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. -М.: Просвещение, 1996 г.
Читать еще:


Новые материалы:

20 самых полезных сочетаний быстрых клавиш для Windows :: Пуленепробиваемый жилет толщиной... в два слоя атомов. Теперь это возможно! :: Почему свинья - мое самое любимое животное :: На Солнце продолжает твориться что-то непонятное :: Использование информационных технологий в предметной области "Иностранный язык" :: Экшен-парк ( Action Point ), 2018 ::
Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include(/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/artismebel.ru/www/sitemap/list7.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 45
Первому игроку приготовиться ( Ready Player One ), 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD