Пищевые цепи. Потоки энергии : Экология

Пищевые цепи. Потоки энергии : Экология

Тип занятия: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с трофическими уровнями организации экосистем и основными закономерностями их взаимодействия.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «пищевые цепи», «поток энергии в экосистеме», с трофическими уровнями организации экосистем и основными закономерностями их взаимодействия.
  2. Воспитание эстетического восприятия природы, экологической культуры.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-практический; репродуктивный, частично-поисковый, интерактивный информационный.

Возраст: 11-12 лет.

Время: 2 часа по 40 мин.

Оборудование:

  • компьютер;
  • дидактическая разработка в виде компьютерной презентации;
  • иллюстративный материал;
  • фигуры животных и растений для работы на доске, магниты;
  • таблицы с обозначениями трофических уровней.

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости, постановка целей и задач занятия.

Цель нашего занятия – познакомиться с понятием цепей питания и распределением энергии в экосистемах.

Чтобы нам было интереснее, давайте представим, что в нашем «Созвездии» построили космический корабль, и мы снаряжаем научно-исследовательскую экспедицию. Но в космосе нет ни воды, ни воздуха, ни еды. Итак, что нужно будет взять с собой? (Варианты детей.)

А где взять воду? А где взять кислород для дыхания? А где взять пищу?

Нельзя ли нам взять поменьше таких запасов, иначе людям в корабле не хватит места. Выход есть – если бы мы могли очищать использованные воду и воздух, самим в космосе выращивать фрукты для еды, брать где-то мясо и молочные продукты и т.д. Иными словами, нам нужно построить экосистему, такую, как у нас дома, на Земле. И в этом нам поможет «наука о доме», то есть, экология.

2. Проверка усвоения пройденного материала.

А еще на нашем корабле есть компьютерный центр (демонстрация). Он не позволит нам участвовать в подготовке экспедиции, если у нас недостаточно нужных экологических знаний, если мы не знаем, что такое экосистема.

Педагог обращается к компьютеру. (Приложение)

Слайд: «Для получения разрешения на подготовку экспедиции вам необходимо получить доступ. Пройдите тест».

(Учащиеся отвечают на вопросы теста.)

Тест:

  1. Что такое экосистема?
  2. Кто такие продуценты?
  3. Какие организмы относятся к консументам?
  4. Кто такие редуценты?
  5. Что такое фотосинтез?

(Педагог принимает ответы, указывает на возможные неточности в ответах, помогает их устранить. По окончании проверки пройденного материала, устанавливает на компьютере.)

Приложение. Слайд: «Тест пройден. Вы получили доступ на создание экосистемы».

3. Изучение нового материала.

Давайте решим, каких животных мы включим в экосистему? (Варианты детей.)

Допустим, в нашей искусственной экосистеме мы хотим выращивать зайцев. А еще мы заведем птиц, например, перепелок. Еще  – бабочек (работа на доске). Давайте вспомним, к какой группе организмов они относятся? (Консументы.)

(Педагог прикрепляет соответствующую табличку под названиями животных).

А если мы заведем волка? Чем он будет питаться? (Зайцами, перепелками, лосями...)

К какой группе организмов относится волк? (Консумент.) (Прикрепление таблички.)

Ученые, чтобы не возникло путаницы, травоядных животных называют консументами 1 порядка или, фитофагами, а хищных животных – консументами 2 порядка, или зоофагами (прикрепление соответствующих табличек на доске под названиями животных). Давайте запишем это в тетрадях, наших бортовых дневниках.

Но смогут ли эти живые организмы изолированно существовать на космическом корабле в герметичном отсеке? (Ответы детей – нет.)

Давайте проверим на бортовом компьютере, как будет развиваться наша экосистема в условиях космического корабля.

Слайд: Дано – экосистема, состоящая из животных – зайцев, перепелок, бабочек, волков.

Вопрос: Может ли такая экосистема существовать?

Слайд: Ответ. Такая экосистема не может существовать, так как в ней присутствуют только консументы.

В экосистеме обязательно должны быть продуценты, консументы, редуценты. Их необходимо объединить в пищевые цепи.

Ну, эти группы животных нам знакомы.

Но что такое пищевая цепь? Запросим справочный центр (обращение к компьютеру).

Слайд: Пищевые цепи (цепи питания) – это пути передачи веществ и энергии в экосистеме.

Действительно, ребята, все организмы в любых экосистемах связаны пищевыми, или как их еще называют, трофическими, отношениями. Пища – это источник энергии для организмов. Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества, таким образом, переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Ребята, давайте запишем в тетради определение понятия «пищевые цепи», которое дал нам компьютер. (Работа в тетрадях).

Ребята, что же является источником энергии для животных? (Корм.)

Итак, чем будут питаться волки в нашей экосистеме? (Зайцами, перепелками.)

Работа учащихся на доске: выстраивание табличек в последовательности пищевых взаимоотношений.

Рисунок 1

Перепелки могут еще питаться бабочками, но не только. А чем питаются зайцы? И бабочки? (Растениями.)

Вот каких живых организмов нам не хватает на космическом корабле. Итак, заведем на корабле растения, и наша схема будет выглядеть так:

Рисунок 2

Слайд с изображением детритофагов.

Значит и в нашу искусственную экосистему необходимо включить редуцентов – например, личинок мух, грибы, дождевых червей, мокриц, жуков-могильщиков и подобных организмов (работа на доске).

Рисунок 3

Какие бы они не были разнообразные, пищевые цепи всегда включают себя определенные трофические уровни. Их сейчас нам покажет компьютер.

Слайд: Обобщенная схема цепи питания:

Продуцент – консумент 1 порядка – консумент 2 порядка – редуцент.

Иногда в трофической цепи бывают даже консументы 3 порядка – хищники, поедающие хищников. Например, в цепи трава - бабочка-перепелка - волк – жук-могильщик, волк является консументом 3 порядка, потому что консументом первого порядка здесь является бабочка, точнее, гусеницы, а консументом 2 порядка – перепелка (работа со схемой).

Как видите, одно и то же животное в разных пищевых цепях может занимать разные трофические уровни!

Еще один факт, который нам надо узнать – это виды цепей питания.

Давайте обратимся к компьютеру

Слайд: Виды цепей питания (детритные и пастбищные).

Мы с вами рассматривали пастбищный цепи питания, они начинаются с растений. Детритные цепи питания включают в качестве первого звена мертвое органическое вещество – детрит. Давайте рассмотрим примеры детритных и пастбищных цепей питания.

Слайд: Примеры детритных цепей питания.

Слайд: Детритные и пастбищные цепи питания.

Вернемся к схеме пищевых отношений нашей искусственной экосистемы. Вот какой вид примет схема, если мы включим в нашу экосистему еще одного хищника – лисицу и еще одного редуцента – личинок падальных мух.

Рисунок 4

Давайте запросим у компьютера определение понятия пищевые сети и запишем его в тетрадь.

Слайд: Пищевые (или трофические) сети – отражение пищевых взаимоотношений в экосистеме, совокупность всех ее пищевых цепей. (Работа в тетради.)

Все звенья в пищевой сети строго уравновешены между собой. Если равновесие нарушается, то может произойти деградация экосистемы – ее вырождение. Пищевая сеть прочнее, чем изолированные друг от друга цепи.

Ведь если в цепи ТРАВА – ЛОСЬ – ВОЛК – ЛИЧИНКА МУХИ исчезнет звено ЛОСЬ, сможет ли существовать эта цепь? (Нет.)

А в условиях трофической сети звено ЛОСЬ может быть заменено звеньями ЗАЯЦ или ПЕРЕПЕЛКА. Поэтому чем больше в экосистеме звеньев, тем она устойчивее. Поэтому в нашей искусственной экосистеме необходимо иметь по несколько видов для каждого трофического уровня. Все компоненты экосистемы находятся в состоянии обмена веществ и энергии. Что же является источником энергии для Земли – Солнце. А для экосистемы нашего космического корабля? (Также – Солнце.)

Превращения энергии в экосистеме состоят в накоплении растениями солнечной энергии и ее преобразовании в химическую энергию, которая передается с одного трофического уровня на другой.

Слайд: Распределение потока энергии в трофических цепях.

Часть энергии при этом расходуется на процессы жизнедеятельности (дыхание, терморегуляция, двигательная активность), часть рассеивается в окружающей среде. Учеными установлено, что при переходе от одного трофического уровня к другому теряется 90 % энергии, что и объясняет небольшую длину пищевой цепи (обычно 4-6 звеньев).В природе лишь 10 % энергии пиши переходит во вновь построенное вещество тела животного следующего трофического уровня.

Оказывается это непросто – создать искусственную экосистему, нужно знать многие экологические закономерности.

Итак, давайте подведем некоторый итог. Для того, чтобы искусственно создать экосистему необходимо, подобрать организмы таким образом, чтобы они составляли пищевую сеть. В нашу модель экосистемы включены …(перечисление организмов из схемы на доске). Источник энергии – Солнце, для чего часть обшивки космического корабля мы можем сделать прозрачной. Для жизни растений и редуцентов, мы возьмем некоторое количество почвы и перегноя. Впоследствии, если мы все правильно рассчитали, почва у нас будет образовываться в результате жизнедеятельности организмов. А теперь давайте сделаем запрос бортовому кораблю, может ли использоваться на корабле экосистема, созданная по нашей модели.

Слайд: Экосистема по данной модели может существовать. Но, согласно закону 10 %, необходимо рассчитать, сколько экземпляров живых организмов каждого вида нужно взять на корабль, так, чтобы осуществлялся сбалансированный круговорот веществ и поток энергии.

4. Закрепление.

Итак, основу модели мы построили. Но, оказывается, нужно овладеть другими экологическими знаниями – о круговороте веществ и энергии. Об этом мы поговорим на следующем занятии. А теперь давайте проверим, хорошо ли мы освоили материал нашего занятия. И в этом снова поможет компьютер.

Слайд: Тест, комментарии педагога по выполняемой работе.

Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо поработали.

5. Обобщение, вывод.

Наша планета подобна огромному космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения. Самый основной источник энергии на планете в целом и в любой ее экосистеме – это солнечная энергия, которую могут усваивать и накапливать в своем теле растения. Она передается дальше по цепям питания, при этом на каждое звено переходит не более 10 % ее. Каждое звено цепи питания важно для экосистемы. Если одно из звеньев исчезнет, цепь разрушается. Искусственно создать экосистему сложно, нужно познать многовековую мудрость природы. Поэтому необходимо беречь окружающую среду, знать и уважать законы ее организации.

Домашнее задание.

Постройте на отдельной странице тетради трофическую сеть экосистемы реки или озера. Такая схема поможет нам изучить тему следующего занятия – круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

До встречи на следующем занятии.

Информационные источники:

  1. Зверев А.Т. Экология / А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. - М.: Дом педагогики., 1999, - 336 с.
  2. Криксунов Е.А. Экология / Е.А. Криксунов и др. - М.: Дрофа, 1995, - 240 с.
  3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии: Растения / Д.И. Трайтак. - М: Просвещение, 1996, - 191с.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М: Просвещение, 1981, - 255 с.
  5. Шилов И.А. Экология / И.А. Шилов. М.: Высшая школа, 1997, - 512 с.
Читать еще:


Новые материалы:

Жизненный и творческий путь А.М. Горького. 11-й класс :: Урок-исследование: "Жизненные гарантии человека по рассказу В. Набокова "Облако, озеро, башня" :: Использование компьютерной презентации на уроках ППО – эффективное средство обучения в школе I вида :: Урок литературы по теме "…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Изучение биографии Ф.М. Достоевского) :: Урок по теме: "Строение атома. Химическая связь" :: ЛЕГО Ниндзяго Фильм ( The LEGO Ninjago Movie ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Mebelson / Стол обеденный Гермес 2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD