Воздействие солнечных лучей на кожу : Экология

Цель урока: расширить представления учащихся о роли солнечного света на кожу, на живой организм.

Задачи урока:

  • Образовательная: формирование у учащихся знаний о солнечной энергии, о закаливании организма, о здоровом образе жизни.
  • Развивающая: продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания на практике,
  • Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к обучению, привитие навыков коммуникативного общения, развитие культуры речи, творческой инициативы.

Оборудование:

  • план защиты проекта (Приложение 1)
  • ватман, файлы с заданием, маркеры, ножницы, листы А4;
  • мультимедийное оборудование, компьютерные презентации (Приложение 2; Приложение 3).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие. Класс делится на 4 группы.

II. Мотивация

Слова учителя: Кожа – самый большой и наиболее доступный орган человеческого тела, мы видим его, осязаем, чего не скажешь, например, о печени. Кожа нуждается в постоянном уходе. На кожу самое большое влияние оказывает солнце.
Ребята, давайте вспомним из курса биологии строение кожи (Приложение 2. Слайд 2)
А какие функции выполняет кожа?

Ответы учащихся: Кожа, покрывающая все тело человека, выполняет ряд функций: защитную, чувствительную, секреторную и выделительную. Она участвует в регуляции температуры тела и образовании витамина D.

Слова учителя: А какова площадь кожного покрова у взрослого человека и масса кожи?

Ответы учащихся: Площадь кожного покрова у взрослого человека в среднем равна 1,5-2 м, и ее масса достигает 2-3 кг.

Слова учителя: А что относят к производным кожи?

Ответы учащихся: К производным кожи относят: волосы, ногти, потовые, сальные и молочные железы.

III. Проверка знаний учащихся

Слова учителя: Солнечные лучи относят к факторам неживой природы, активно влияющим на организм человека. Долгое время сильный загар воспринимался как показатель здоровья кожи. Сейчас у медиков и косметологов отношение к интенсивному воздействию солнечных лучей на кожу неоднозначное. Так, давайте все же выясним, чем опасны и полезны солнечные лучи?

Послушаем сообщение.

Сообщение ученика (сопровождается компьютерной презентацией Приложение 3):

«Солнечная активность определяет уровень солнечной радиации и температуру окружающей среды. Существуют ультрафиолетовые, видимые и инфракрасные лучи. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи человек невооруженным глазом увидеть не может. (Слайд 2).
Основное действие инфракрасных лучей на организм – тепловое. Они нагревают поверхность кожи, вызывая расширение капилляров, что ведет к общему покраснению кожного покрова. Тепловое воздействие повышает температуру тела, усиливает потоотделение и учащает пульс. Интенсивный солнечный свет может приводить к помутнению хрусталика. Чаще это заболевание встречается в жарком поясе Земли. Помутнение хрусталика возможно у стеклодувов и рабочих железопрокатных заводов, которые смотрят в огонь и на расплавленную стеклянную массу. (Слайд 3).
Видимые лучи обеспечивают зрение. Психологи считают, что видимый свет способен воздействовать на организм человека: зеленый цвет – нейтральный, красно-желтые оттенки бодрят, сине-фиолетовые – успокаивают. Поэтому для неуравновешенных людей желательно синее освещение, а для вялых – красное. (Слайд 4).
Ультрафиолетовые лучи обладают большой биологической активностью. В умеренных дозах их действие полезно. Повышается тонус центральной нервной системы. Под их действием образуется витамин D и усиливается обмен веществ. Ультрафиолетовые лучи губительны для микроорганизмов. (Слайд 5).
Часть людей на земном шаре живет в условиях недостатка естественных солнечных лучей, т. е. солнечного голодания. Это жители Крайнего Севера и Заполярья, где бывают длительные, полярные ночи. (Слайд 6).
Работники подземного и безоконного производств трудятся без естественного освещения. В крупных городах солнечный свет экранируется загрязнением атмосферы, пылью, дымом, газами. Проникновение ультрафиолетовых лучей в помещение уменьшают: двойные рамы в 5-6 раз, тюлевые шторы в 1,2 раза. Поэтому необходимо следить за чистотой окон, уровнем освещенности и проветриваемости помещений. (Слайд 7).
В первую очередь от солнечного голодания страдают дети, у которых существует риск возникновения заболевания рахита. Поэтому необходимо принимать витамин D и регулировать пребывание на солнце. (Слайд 8).
Ультрафиолетовые лучи могут и отрицательно воздействовать на организм: вызывать ожоги, появление пигментных пятен и повреждения глаз. Солнечные ожоги приводят к болевым ощущениям, покраснению, припухлости и повышению температуры. Избыточное ультрафиолетовое облучение стимулирует перерождение клеток кожи в злокачественные образования. (Слайд 9).
Среди людей рак кожи развивается при сниженном содержании пигмента меланина. На Гавайских островах рак кожи у представителей негроидной расы встречается в 42 раза реже, чем у европеоидной. В Казахстане коренные жители болеют раком в 10 раз реже, чем приезжие. Сильное ультрафиолетовое облучение ведет к высыханию кожи, преждевременному образованию морщин и старению». (Слайд 10).

Слово учителя: (Рассказ учителя сопровождается компьютерной презентацией Приложение 2).

Эксперимент профессора дерматологии Сэма Шустера (Слайд 3); убедительно доказал, что солнечные лучи старят кожу. Были взяты четыре небольших образца кожи: по одному со спины и предплечья восьмидесятилетнего человека и аналогичные кусочки кожи юноши. Коллаген в коже спины старого человека соответствовал (с учетом естественного процесса старения) коллагену в обоих образцах кожи молодого человека. Однако коллаген в коже предплечья старика был разрушен в гораздо большей степени. Единственным объяснением этого различия может быть то, что предплечье находилось под воздействием солнечных лучей в течение 80 лет, в то время как спина была закрыта одеждой. Этот эксперимент стоит вспомнить, когда вы соберетесь раздеться на пляже и позагорать. Но осмотрительное отношение к принятию солнечных ванн способствует сохранению и укреплению здоровья.

IV. Работа с материалом

Командам выдается задание (с помощью картинок, рисунков) – составить мини-проект и защитить его по плану (Приложение 1). Темы мини-проектов: «Здоровая кожа», «Больная кожа», «Фотосинтез», «Закаливание». На работу дается 10 минут. Затем каждая команда у доски представляет свой проект.

V. Закрепление

Слово учителя: Для того, чтобы ваша кожа была здоровой и красивой, старайтесь выполнять правила и рекомендации пребывания на солнце:

  • Необходимо знать, какая у вас кожа. Каждый человек имеет свой предел пребывания на солнце. Бессмысленно и вредно пытаться превысить его. Люди со светлой кожей могут получить солнечный ожог даже после непродолжительного пребывания на солнце. У них никогда не будет темно-коричневого загара, как бы осторожно и настойчиво они ни загорали. Даже темнокожие люди могут получить ожог, если превысят предел инсоляции. Если вы знаете по опыту, что даже после краткого пребывания на солнце вы покрываетесь волдырями, будьте особенно осторожны и смазывайте кожу защитными кремами с высоким защитным фактором.
  • Не старайтесь загореть сразу. Даже люди с довольно темной кожей не должны первоначально находиться на солнце более получаса. Люди же со светлой кожей должны ограничиться 5 минутами. В дальнейшем время пребывания на солнце можно увеличивать на 10-15 минут каждый день.
  • Избегайте полуденного солнца (с 11.00 до 15.00); ультрафиолетовое излучение наиболее интенсивно в это время.
  • Оптимальное время для загара в средней полосе – с 9 до 11 ч, на севере – с 10 до 12 ч, на юге – с 8 до 10 ч. (Слайд 4)

VI. Рефлексия

Слова учителя: Ребята, сегодня на уроке вы расширили свои представления и знания о роли солнечного света на кожу, на живой организм. Вам предлагается составить синквейн. (Слайд 5).

Команды составляют синквейн по теме своих проектов и зачитывают. На работу дается 5 минут.

VII. Задание на дом

Слова учителя: Ребята, цель нашего урока достигнута. Записываем домашнее задание: §19, ответить на вопросы после параграфа. (Слайд 6).

(Учитель выставляет оценки за урок.)

Урок закончен, до свидания.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок изобразительного искусства в 3-м классе на тему "Красота в умелых руках" :: Конспект открытого логопедического занятия. Тема: "Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация букв Е-Ю в слогах, словах, предложениях и тексте" :: Урок изобразительного искусства, 1-й класс. Тема урока: "Народные игрушки" :: Русский язык в 4-м классе. Тема: "Правописание суффиксов глаголов" :: Использование проблемного метода при обучении русскому языку :: Экшен-парк ( Action Point ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Комоды и Тумбы/Тумбы / Merdes / Тумба комбинированная Домино СБ-40/1 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD