Видеоэкология : Экология

Что такое видеоэкология

В современном мире проблемы экологии приобрели экономическую значимость для всего человечества, но и визуальная среда оказывает не менее сильное воздействие на состояние чело-века. Термин “видеоэкология” был введен доктором биологических наук В.А.Филиным в 1989 году. Этот термин состоит из двух слов: “видео”- все то, что человек видит с помощью органа зрения и “экология”- наука о разных аспектах взаимодействия человека с окружающей средой. Видеоэкология является подотраслью экологии — науки о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Видеоэкология связана с такими науками, как экология, биология, физиология, архитектура, офтальмология, психология, а также со строительными технологиями, дизайном, математикой.

Визуальная среда – это все то, что окружает человека в его повседневной жизни, или все то, на что он смотрит. Это естественная среда (леса, горы, поля, водоемы, облака) и искусственная среда (производственные и жилые помещения, офисы, магазины, транспорт).

К сожалению окружающая человека среда резко изменилась, появилось множество негативных факторов, “загрязняющих” визуальную среду. “Загрязнителями” являются гомогенные и агрессивные поля – это голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, преобладание одинаковых элементов, например, ряды окон на плоских стенах высоких домов. Гомогенизация городской среды связана с применением панелей, стекол больших размеров, ДСП, пленок, пластика. В окружении гомогенных полей глаз не может полноценно работать, т.к. в такой среде глазу “не за что зацепиться”.

Визуальная среда — один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически не было. Более того, говоря словами поэта А. Белого, “душа пила из глаз алмазный ток окрест”. Процессы урбанизации полностью исключили возможность наслаждаться окружающей средой, а вместо “алмазного тока окрест” человек получил гомогенную и агрессивную среду, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число социальных проблем.

Что же делать в создавшейся обстановке? Прежде всего о проблеме видеоэкологии должны знать специалисты по экологии, архитекторы, художники, врачи, физиологи, психологи, а также законодательные и исполнительные органы государства. Видеоэкология должна стать феноменом массового сознания. Для того чтобы это случилось, видеоэкология должна занять соответствующее место в образовательном процессе. Предмет видеоэкологии должен преподаваться в архитектурных институтах, художественных училищах, школах.

Строение глаза

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему. Наличие двух глаз позволяет сделать наше зрение стереоскопичным (то есть формировать трехмерное изображение). Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв "правую часть" изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения - правую и левую - головной мозг соединяет воедино. Так как каждый глаз воспринимает "свою" картинку, при нарушении совместного движения правого и левого глаза может быть расстроено бинокулярное зрение. Попросту говоря, у вас начнет двоиться в глазах или вы будете одновременно видеть две совсем разные картинки.

Основные функции глаза: оптическая система, проецирующая изображение; система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга; "обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.

Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много), регулирует светопоток.

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.

Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.

Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв - при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Саккады

Российскими учеными было проведено исследование по регистрации движения глаза с помощью фотоэлектронного прибора. Действие прибора основано на регистрации отраженного светового потока от участков глаза с различным коэффициентом отражения (от радужки-склеры и радужки-зрачка). Электронная запись движения глаза имеет вид вертикальных тонких линий, которые получили название саккад (это слово в переводе с французского языка означает “хлопок паруса”). Эти линии напоминают электрокардиограмму сердца.

Верхняя запись – саккада (движение) правого глаза, нижняя – левого глаза. Отклонение луча вверх – движение глаза вправо, вниз – влево. А – амплитуда саккад, t – интервал между саккадами.

Неожиданностью для ученых была регистрация саккад у слепых. У таких людей нет зрительного восприятия, но число саккад у них такое же, как и у зрячих. Наличие саккад у слепых указывает на то, что они генерируются неким центром, который продолжает свою деятельность и после нарушения зрения. Находясь постоянно в безориентированном пространстве, саккады таких людей имеют большую амплитуду. Именно по этому показателю, то есть по “бегающим глазам”, легко определяют слепого человека.

Наши глаза постоянно сканируют окружающее пространство. В темноте саккады не исчезают, но амплитуда их увеличивается, так как темнота – безориентированное пространство, где глазу не за что “зацепиться”. Отсутствие видимых объектов приводит к поисковым движениям глаза.

Глаз работает в активном режиме, он сам ищет, за что бы “ухватиться” в городской среде, что бы такое “поймать”, на что “наброситься”. Говоря научным языком, глаз сканирует окружающую среду. Такая активность глаза достигается за счет природы его быстрых движений — саккад. Саккады совершаются постоянно, помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. Суммарное число саккад при разных условиях имеет сопоставимые значения. На основании этих данных была сформулирована концепция об автоматии саккад. Это означает, что в преобладающем большинстве саккада является первичной, а то, что глаз увидит после саккады — вторичным. При этом после саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-то элементе, иными словами, после саккады глаз должен за что-то “зацепиться”.

В окружении гомогенных полей саккады резко увеличиваются по амплитуде, то есть глаза “работают” не в экономном режиме, что неизбежно приводит к ощущению дискомфорта. Например, если человек смотрит на “голую” стену в течении лишь 3 секунд, глаз за это время делает 6-9 саккад и все они приходятся на эту стену, это можно сравнить с ощущением, когда человек делает очередной шаг и не чувствует под ногой твердую почву. Так и глаз, за 3 секунды он около 10 раз “проваливается в бездну”. Эта неприятная ситуация приводит к ощущению дискомфорта, вызывает раздражение, а порой и агрессивность.

Проведенные исследования показали, что на автоматию (ритм) саккад влияют и яркость объекта, его размер, конфигурация, что иногда способст-вует возникновению стресса у человека. Агрессивной визуальной средой является и многолюдье. Толчея на улицах, автобусных остановках и станциях метро воспринимается как среда из большого числа видимых объектов, что тоже является причиной раздражения, стресса у человека.

Когда человек находится в лесу, амплитуда саккад уменьшается до минимума, глаз фиксирует то листья, то ветки, кустарники, траву. И всюду глаз находит “свой покой” в комфортной видимой среде.

Влияние гомогенной и агрессивной среды на здоровье

“Глаза – зеркало души”, но, перефразируя эти слова, можно сказать: “ То, что мы видим, влияет на нашу душу, т.е. глаза не только орган зрения, это тропинка в наше сознание.”

При создании искусственной среды обитания человека, наряду с другими требованиями, надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. К сожалению, как показывают исследования, эти требования повсеместно нарушаются, в результате чего в большинстве случаев создается противоестественная визуальная среда, в частности гомогенные и агрессивные видимые поля.

Гомогенным называется поле, на котором либо отсутствуют видимые элементы, либо их число резко снижено.

Причины возникновения ее различны. Например, у людей с ослабленным зрением число видимых деталей в окружающей среде уменьшается в результате снижения различительной способности глаз. Гомогенная видимая среда может возникнуть в шахте в силу специфического места работы - вокруг черный уголь. В природе гомогенная видимая среда представлена огромными снежными просторами Арктики или Антарктики. В современных условиях человек часто сталкивается с гомогенной средой в городе, дома, на производстве и в транспорте. Примерами гомогенных полей в городской среде являются глухие заборы, гладкие двери, панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие и крыши домов. В квартирах гомогенные поля начинаются с гладкой входной двери, продолжаются полированными стенками и шкафами и заканчиваются гладким пластиком на кухне.

Агрессивное видимое поле — это поле, на котором равномерно рассредоточено большое число одинаковых элементов. Современная архитектура в большинстве случаев создает своим видом агрессивную видимую среду. Это многоэтажные здания с большим числом одинаковых окон на стене, стены, облицованные кафельной плиткой, кирпичная кладка с потайным швом. двери, обитые вагонкой, а также всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий и т. д. В городских условиях нередко одно агрессивное поле налагается на другое, к примеру, стена дома с навесными рустами, за металлической решеткой. В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения.

Причины ухудшения визуальной среды

Революционные взгляды в обществе. Конец XIX и начало ХХ веков характеризовались мощным революционным движением, охватившим всю Европу. Оно коснулось не только общественного уклада, но всех сторон жизни человека, в том числе и города. Известный французский архитектор Ле Корбюзье в 1930 г. провозгласил: “Революция в архитектуре уже свершилась, пришло время великих дел”

Быстрый рост городов. Характерной чертой общего развития второй половины ХХ в. явилась повсеместная урбанизация. Быстрый рост городов опережал творческий потенциал архитекторов, а в 30 % случаев строили люди без архитектурного образования. В такой ситуации было уже не до дворцов. Повсеместная нехватка жилья диктовала свои условия, снижала требования к архитектуре, потому что в большинстве случаев люди довольствовались тем, что есть. При этом строительная индустрия навязывала свои правила игры: строители часто отказывались от сложных проектов, требующих индивидуального подхода, и охотно брались за большие объемы работ с унифицированными конструкциями. Естественно, визуальная среда города в таких условиях не могла не пострадать, и она стремительно ухудшилась.

Быстрый рост строительной индустрии. Быстрый рост городов дикто-вал и быстрый рост производства строительных материалов. В конце 40-х годов прошлого века началось бурное увеличение числа автоматизированных производственных линий. Они позволили в огромных количествах выпускать строительные материалы: кирпич, блоки, плитки, стекло, изделия из металла и дерева. Одновременно появились новые материалы: профильный кирпич, шифер, ДСП, гофрированный металл, гофрированное и армированное стекло, дырчатые плиты, гипсокартон.

Художественная позиция архитекторов. Наш опыт дает нам право утверждать, что никто не мог бы заставить архитекторов строить так, как они строили, если бы это не соответствовало их художественной позиции. Долгое время архитекторы руководствовались "триадой Витрувия" — польза, прочность, красота (firmitas, utilitas, venustas). Однако уже во второй половине XIX в. ценность красоты становится необязательной. Нам могут возразить, что нареканий на современную архитектуру было достаточно и раньше. Да, это так. Однако в основном нарекания эти носили субъективный характер: “безликие коробки”, “чудовищная геометрия”, “технократия”, “среда изранена непонятными и чуждыми формами” (Вуек, 1990; Гутнов, 1993) и т. п. За небольшим исключением (Беляева, 1987), по существу не было попыток дать анализ визуальной среды, в которой оказались горожане, в ее интегративном выражении. С другой стороны, те исследователи, которые все же касались механизма зрительного восприятия современной архитектуры, базировались на устаревших представлениях. Декор зданий — это не “архитектурные излишества”, о чем так много написано в нашей литературе. Это необходимые функциональные элементы, составляющие основу визуальной среды. Без них невозможна полноценная работа глаз. Так же, как в воздухе должно содержаться достаточное количество кислорода, так и в видимой среде должно быть достаточное число элементов. Изобилие одних и тех же элементов в видимой среде (окон на стене большого дома, кафельных плиток или реек), можно сказать, “вырубает” полностью такой мощный сенсорный канал, каким является зрительный анализатор, так как глаз просто “не знает”, какой конкретно элемент он фиксирует. Ничего подобного не бывает в естественной среде. В природе, если глаз смотрит на что-то, то он “знает”, на что. Зрительный аппарат в этом случае правильно оценивает окружающую обстановку, а сам человек правильно оценивает действительность и соответственно легко и быстро ориентируется в ней. В актуальности проблемы видеоэкологии можно наглядно убедиться при сопоставлении двух зданий из разных эпох. Сравним вид зданий Московского Кремля и Дворец Съездов.

Визуальное поле, созданное старинным зданием, благоприятно для глаз. Арки, колонны, кривые линии, лепнина, окна, подъезды – все радует глаз. А Дворец Съездов – сплошное стекло, гладкие стены, острые углы – смотреть не хочется, а от старинного здания – глаз не оторвешь.

Вспомним слова из стихотворения о Венеции П.А. Вяземского

Пред картиной этой чудной
Цепенеют глаз и ум –
И, тревоги многолюдной
Позабыв поток и шум,
Ты душой уединишься.
Весь ты зренье и любовь,
Ты глядишь и заглядишься,
И глядеть все хочешь вновь …

Каждая строчка проникнута глубоким смыслом. “Ты душой уединишься”, как это необходимо нам, городским жителям. Голые стены наших домов не могут создать условия для такого уединения.

Появление телевидения еще больше обострило проблему: многие люди смотрят телепередачи до 4-х часов в сутки и телевизор справедливо называют “зрительной жвачкой”. Помимо частоты кадров, строк, иной, чем в природе цветовой гаммы, на человека воздействуют с экрана те же самые прямые линии, углы, вставки в виде решеток и пересекающихся линий. Все это не соответствует нормам зрения.

Неблагоприятное визуальное воздействие оказывает и компьютер, особенно, компьютерные игры-темные, темно-зеленые тона, яркие вспышки при стрельбе, разрывы снарядов (такова, в основном, тематика компьютерных игр для детей), не говоря об агрессивном воздействии таких игр на психику и нервную систему ребенка.

Негативное влияние на визуальную среду, следует отнести и осветительную технику: лампы дневного света, импульсные лампы, ядовито – яркие цвета реклам. В концертных залах и театрах – прожекторные лампы – все сверкает, мигает, резко меняется цвет, то гаснущее, то ослепляющее освещение. На улицах – множество рекламных табло, некоторые с бегущей строкой и быстрой сменой кадров изображения.

В интерьерах школ, больниц, институтов присутствует много полированных стекол, пластика, сеток, решеток, жалюзей, кафеля. Невольно вспоминаются слова из стихотворения П.Вяземского “Степь”:

Пусто все, однообразно,
Словно замер жизни дух;
Мысль и чувства дремлют праздно,
Голодает взор и слух.

Очень важна визуальная среда для детей, находящихся в медицинском стационаре. Они длительное время находятся в однообразной видимой среде. Картины, рисунки, аквариумы, цветы, подбор мебели – все это создаст комфортную среду для детей.

Социальные последствия противоестественной визуальной среды

1. Близорукость является самым распространенным дефектом зрения. Для многих стран она стала настоящим социальным бедствием. В городских условиях близорукость встречается в 1,5-2 раза чаще, чем в сельской местности. Многие ученые склонны видеть ее в существенных различиях визуальной среды городских и сельских школьников. У сельских школьников визуальная среда в суммарном её выражении ближе к естественной, чего нельзя сказать об урбанизированной визуальной среде, которая не только отличается от природной, но в боль-шинстве случаев является противоестественной. Именно в такой визуальной среде вынуждены долго находиться городские дети.

2. Психические заболевания. По данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Психологическими исследованиями было выявлено, что длительное пребывание в условиях недостатка информации для органов чувств приводит к “сенсорному голоду”. Такие условия возникают у полярников, моряков-подводников, космонавтов, машинистов поездов метро и людей, занятых однообразным трудом в замкнутом пространстве. На Крайнем Севере, где визуальная среда бедна зрительными элементами, значительно чаще встречаются нервно-психические заболевания по сравнению с умеренными и южными районами. У каждого третьего жителя города Норильска отмечаются раздражительность, вспыльчивость, ухудшение настроения, тревога. Вот как описывает психологическое состояние зимовников участник санного антарктического похода журналист В. Песков: “Особенно скучает человек по зрительным образам, когда он находится в длительном походе по снежным просторам. Когда люди возвращаются, их кормят, дают помыться и сразу же, показывают 3-4 фильма, пока они зрительно не насытятся”. Полярник М. Маре по поводу “зрительного голодания”, пишет “Я охотно лишился своего жалования ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытую цветами, или на березовую рощу с желтыми листьями”.

Невольно вспоминаются слова из знаменитой песни “Трава у дома”:

И снится нам не рокот космодрома,
Ни эта ледяная синева.
А снится нам трава, трава у дома,
Зеленая, зеленая трава.

3. Агрессивность человечества. По утверждению академика Д. Лихачёва (1993), наблюдается рост агрессивности человечества, в основе чего, по его мнению, лежит бездуховность людей. Бездуховность, конечно же, является источником многих пороков человека. Вместе с тем хорошо известен факт, что окружающая среда оказывает большое влияние на поведение человека. В агрессивной видимой среде он чаще пребывает в состоянии беспричинного озлобления. Как правило, там, где хуже визуальная среда, больше и правонарушений — хулиганства, пьянства, сквернословия. В Москве криминогенная обстановка ухудшается от центра к периферии, где целые микрорайоны состоят из агрессивных полей. Дело в том, что агрессивная среда побуждает человека к агрессивным действиям. И, как правило, в микрорайонах с новой архитектурой число правонарушений возрастает. И этот рост продолжается. Специалисты назвали это заболевание “синдром большого города”, который нередко проявляется в агрессивности человека. Если пройтись по Замоскворечью, недалеко от Московского Кремля, то можно полюбоваться храмами, старинными домами с их колоннами, лепниной. Глядя на эту красоту – душа отдыхает, невольно успокаиваешься, возникает в душе – тихая радость, умиротворение. Но как раздражаешься, когда видишь многочисленные рекламные щиты, вывески, как, например, у метро “Юго – Западная”, или вид магазина “Принц Плаза”, построенного у метро “Теплый Стан”. Это и есть агрессивная, гомогенная визуальная среда в которой глаз не может полноценно работать, т.к. глазу не за что “зацепиться”. Невольно возникает чувство раздражения.

Развивая свое выражение, получившее широкую известность, Достоевский писал: “Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит есть и потребность здоровья, нормы, а, следовательно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа”. Совершенно очевидно, что невозможно пробудить потребность красоты в народе, окружив его повсеместно агрессивной визуальной средой. Люди должны находиться в комфортной визуальной среде постоянно. Только таким путем и можно выработать потребность к красоте у россиян, и тем самым можно будет добиться их высшего развития. В решении этой глобальной проблемы видеоэкология может быть методологической основой. Принципы и методы видеоэкологии позволяют не стихийно, как делалось до последнего времени, а осознанно формировать визуальную среду городов России, полностью соответствующую физиологическим нормам зрения.

Список литературы

  1. Филин В.А. “Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо”. М.: ТАСС-реклама. 1997. 312 с. 158 илл. (1-е издание)
  2. Арнхейм Р.Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс. 1984, 392 с.
  3. Глезер В.Д. Зрительное опознание и его нейрофизиологические механизмы. Л.: Наука, 1975.
Читать еще:


Новые материалы:

Внеклассное мероприятие "Черчение с увлечением" :: Формирование умений и навыков учащихся в работе с технической документацией через использование дидактических материалов :: Рукава - важная часть изделия :: Внеклассное мероприятие по кулинарии: викторина "Кулинарный эрудит"; игра "Поле чудес" :: Литературно-музыкальный вечер "Поэты не рождаются случайно…" :: Кома (), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Спальня/Гарнитуры спальные / МСТ / Гарнитур для спальни Оливия К2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Аргановое масло для волос — Уход за волосами

Аргановое масло для волос — Уход за волосами


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD