Разработка и реализация проекта "Птичий уголок Новоосколья" : Экология

Введение.

Ключевые орнитологические территории (КОТР) – это территории, имеющие важнейшее значение для птиц в качестве мест гнездования, линьки, зимовки и остановок на пролете.

К ключевым орнитологическим территориям относятся:
– места обитания видов, находящихся под глобальной угрозой исчезновения;
– места с относительно высокой численностью редких и уязвимых видов (подвидов, популяций), в том числе занесенных в Красный список МСОП и Красною книгу РФ;
– места обитания значительного количества эндемичных видов, а также видов, распространение которых ограничено одним биомом;
– места формирования крупных гнездовых, зимовочных и пролетных скоплений птиц.

То, что проблема сохранения многих видов птиц, особенно редких и находящихся под угрозой исчезновения, это во многом проблема сохранения их местообитаний – общеизвестно. Столь же очевидно, что сохранить природные местообитания для всех видов птиц на всем пространстве их ареалов невозможно – тогда для человека и его хозяйственной деятельности просто не останется места. Проблема кажется неразрешимой, но только на первый взгляд. Дело в том, что ареал любого вида птиц неоднороден, в нем есть так называемые “узловые точки”: места с наибольшей плотностью гнездования, наиболее продуктивные участки зимовочного ареала, участки, где птицы концентрируются во время линьки, а также на отдыхе и кормежке в период миграций и т.д. Подобные “узловые точки”, создают “силовой каркас” ареала, придающий ему определенную жесткость и устойчивость. Их сохранение, даже при деградации местообитаний на остальной части ареала, позволяет сохранить вид от вымирания. И, наоборот, деградация местообитаний в “узловых точках”, даже при относительно благополучной ситуации на остальной части ареала, резко отрицательно сказывается на состоянии отдельных популяций и вида в целом.

Таким образом, взяв под охрану “узловые точки” ареала, сохранив здесь необходимые для птиц биотопы, обеспечив охрану гнездящихся, зимующих, линяющих или отдыхающих птиц, можно серьезно улучшить экологическую ситуацию для многих видов.

Белгородская область – один из немногих регионов России, где пока не выделено ни одной КОТР (даже федерального или регионального уровня). Это объясняется не столько орнитологической “ущербностью” данного региона, сколько отсутствием в белгородской области специалистов-орнитологов, готовых подключиться к программе КОТР. Поэтому функцию описания ключевых орнитологических территорий Белгородской области взял на себя заповедник “Белогорье”.

Для обследования и описания в качестве КОТР предложены наиболее важные для сохранения разнообразия птиц Белгородской области участки. Белгородская область расположена в лесостепной зоне на юге Среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона. Площадь земель лесного фонда составляет здесь всего 237 тыс. га. Подавляющая часть территории (75%) занята землями сельскохозяйственного назначения. Овражно-балочный рельеф способствовал созданию многочисленных прудов. Доля земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами составляет 33 тыс. га. В совокупности с реками и другими водными объектами они создают условия для гнездования и мест отдыха во время миграций многих видов водоплавающих и околоводных птиц.

Реализация проекта позволит сформировать и описать сеть КОТР Белгородской области, разработать практические мероприятия по сохранению каждой выделенной КОТР, привлечь к наблюдениям за птицами и охране территорий волонтеров и предприятия, на землях которых они расположены.

Цель проекта: разработка практических мероприятий и привлечение волонтеров к сохранению ключевых орнитологических территорий Белгородской области.

К ключевым орнитологическим территориям, на которых будет реализован проект относятся рыборазводные пруды Новооскольского рыбопитомника, расположенные в окрестностях с. Великомихайловка. Это одно из наиболее важных для водоплавающих и околоводных птиц водно-болотное угодье Белгородской области как место гнездования редких видов птиц и концентрации пролетных водоплавающих и околоводных птиц.

Новооскольский рыбопитомник расположен на правобережье реки Оскол, в бассейне реки Холки, Осколо-Донецкого мелового физико- географического района. Создан в 1977 г. для производства рыборесурсов (выращивание малков). В настоящее время идет выращивание товарной рыбы. Площадь около 700 га. С 2003 года данный полуприродный комплекс включен в список перспективных особо охраняемых природных территорий гидрологического профиля областного значения.

В рамках проекта учащимися эколого-биологической секции “Путь в науку” научного общества “Адонис” при МОУ “Великомихайловская СОШ” создана волонтерская группа и разработан проект “Птичий уголок Новоосколья”

Цель проекта: привлечение внимания к проблемам сохранения водных и околоводных птиц Новооскольского района.

Перед группой поставлены следующие задачи:

  • Изучение видового состава орнитофауны рыборазводных прудов.
  • Проведение фенологических наблюдений за птицами.
  • Формирование экологической культуры местных жителей.

Описание проекта.

Время реализации проекта: 2007–2010 гг.

Новый проект или продолжение: Новый проект.

Проект находится на стадии реализации.

Предметно-содержательная область проекта:
Биологическая.
Экологическая.

Доминирующая деятельность в проекте:
Информационно-поисковая,
Исследовательская,
Просветительская.

Консультант проекта: Соколов Александр Юрьевич, сотрудник ГПЗ “Белогорье”.

Проблема проекта: Водно-болотные угодья характеризуются высоким уровнем видового разнообразия живых организмов, большой биоценотической и хозяйственной значимостью и, благодаря этому, издавна привлекают внимание многих исследователей. Вопросам специального изучения и охраны водно-болотных угодий посвящена Рамсарская конвенция (1971). Задачи сохранения биоразнообразия решаются как на международном уровне, так и внутри страны (Конвенция о биологическом разнообразии, 1995; международный проект Глобального Экологического Фонда “Сохранение биоразнообразия”; Экологическая доктрина Российской Федерации, 2002 и др.). Однако на локальном уровне жители мало представляют значение водоплавающих и околоводных птиц и характеризуются низким уровнем экологической культуры, что подтверждается ежегодным поджогом травы и тростника в районе местных водоемов.

Итоги проекта:

Выступление на международной конференции школьников “Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития” в п. Борисовка.

Создание сайта “Птичий уголок Новоосколья”.

Повышение уровня экологической культуры жителей с. Великомихайловка.

Этапы реализации проекта.
Название этапа Содержание работ Время исполнения
Подготовительный – Знакомство с проектом по созданию ключевых орнитологических территории в Белгородской области. Сентябрь 2007 года
Начальный – Определение проблем и задач проекта, обсуждение методов проведения работы, формирование рабочих групп, составление графика работ. Октябрь 2007 года
Основной – Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся по реализации проекта: изучение видового состава водоплавающих и околоводных птиц Новооскольского рыбопитомника, выявление редких и краснокнижных видов, фенологические наблюдения, проведение бесед, викторин, экскурсий на водоем, конкурсов рисунков, листовок, публикации в СМИ, акций по сохранению видового разнообразия птиц, участие в Международной конференции “Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития”. Ноябрь 2007 года – май 2010 года
Заключительный – Подведение итогов проекта. Май 2010 года

Проектные группы с указанием основного вида деятельности участников:
Название группы Задачи группы
Орнитологи
  • Изучить видовой состав птиц водонакопителя.
  • Отметить наличие редких видов птиц.
  • Определить характер пребывания птиц на водонакопителе.
Экологи
  • Разработка праздников, викторин и познавательных бесед о болотных и водоплавающих птицах.
  • Проведение круглых столов и встреч с представителями природоохранных организаций.
  • Организация и проведение экологических акций.
Художники
  • Выпуск плакатов, листовок.
  • Организация и проведение конкурса рисунков.
Социологи
  • Выявить уровень экологической культуры населения с. Великомихайловка.
Публицисты
  • Публикации в СМИ.
  • Съемка фильма “Птицы Новооскольского рыбопитомника”
  • Создание сайта проекта.

Результаты проекта “Птичий уголок Новоосколья”.

Результаты работы группы “Орнитологи”.

В сентябре и октябре 2007 года и марте 2008 года были организованы экспедиции по изучению орнитофауны водоемов. В работе приняли участие: Шаповалов А.С., директор государственного природного заповедника “Белогорье”, Соколов А.Ю., сотрудник заповедника “Белогорье”, Гончар-Быш В. А.,учитель технологии, учащиеся МОУ “Великомихайловская СОШ” под руководством учителя биологии Гончар-Быш Л.Н. Изучение орнитофауны также проводилось учащимися эколого-биологической секции “Путь в науку” научного общества “Адонис” самостоятельно в весеннее-летний период 2007–2009 г.г.

В результате изучения видового состава орнитофауны получены следующие результаты:

  • За период наблюдения зарегистрировано 66 видов птиц, относящихся к 9 отрядам, 23 семействам.
  • Редких видов – 5, малочисленных – 12, обычных – 22, многочисленных – 15 видов.
  • Динамика видового состава направлена на увеличение разнообразия орнитофауны. Видовой состав за период исследования увеличился на 8,0%.
  • Доминантными видами являются гусь серый, лысуха, утка-кряква, сизая чайка.
  • Гнездящихся видов 76%, остальные 24% используют водоем для временной стоянки во время перелета и поиска корма.
  • Из зарегистрированных птиц 6 видов (9 %) занесены в Красную книгу Российской Федерации, три вида в Красную книгу Белгородской области, 6 видов (9%) – кандидаты в Красную книгу Белгородской области.

Полученные данные были представлены на международной конференции “Особо охраняемые природные территории: состояние, проблемы и перспективы развития”

Результаты работы группы “Экологи”.

Группой экологов были разработаны и проведены мероприятия:

  • Информационный час: “Птицы Красной книги Белгородской области”
  • Круглый стол с представителем Великомихайловского охотохозяйства на общественных началах Гончар-Быш В.А.
  • Викторина “Знаешь ли ты птиц?”
  • Классный час “2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий”.
  • Акция “Скажем нет – травяным пожарам”

Результаты работы группы “Художники”.

В 2007–2009 годах проведены конкурсы плакатов, листовок, рисунков на тему: “Птицы Новооскольского района” .

Результаты работы группы “Публицисты”.

В 2008 году в газете “Вперед” опубликована статья “Птичий уголок Новоосколья”, в 2009 году снят фильм “Птицы Новооскольского рыбопитомника”. Разработан сайт по теме проекта.

Результаты работы группы “Социологи”.

Для выявления степени сформированности экологической культуры жителей села было проведено анкетирование. В опросе приняли участие 148 учащихся и жителей села Великомихайловка разного возраста: 29% – в возрасте от 10 до 16 лет; 37 % от 17 до 30 лет; 24 % от 31 до 50 лет; 10% от 51 до 70 лет.

Анализ анкет показал, что в основном жители села имеют представление об экологических проблемах на Земле, в области, своем селе, но с удивлением узнают о таком разнообразии птиц на водоемах и необходимости их охраны.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

  1. Участие в поиске новых КОТР в нашем регионе.
  2. Наблюдение за состоянием ключевых территорий, сообщая о возникновении любой угрозы их существованию.
  3. Сообщение региональным координаторам программы КОТР об интересных находках: гнездах крупных хищных птиц; многочисленных скоплениях водоплавающих или других птиц; хорошо сохранившихся природных территориях, где возможно обитание редких видов птиц.
  4. Помощь в создании охраняемых территорий (заказников, памятников природы) в ценных для птиц местах.
  5. Дальнейшее изучение мира птиц и привлечение своих знакомых к наблюдениям за птицами.
  6. Рассказывать другим людям о мире птиц, их роли в природе, важности их охраны.
  7. Сообщать местным жителям, хозяйственникам и властям о существующих в Вашем регионе КОТР и объяснять их значение для сохранения птиц.
Читать еще:


Новые материалы:

Читательская конференция по повести К.Г. Паустовского "Золотая роза" :: Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П.П. Бажова :: Урок-игра "В мире приключений и фантазий" :: Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова) :: Искусство медленного чтения :: Собибор, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Полки/Детская мебель/Шкафы, тумбы, комоды/Полки / Интеди / Полка Интеди ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD