Методическая разработка урока по теме "Заповедный остров Коломенское" : Экология

Цели урока: ознакомление учащихся с истоками экологической культуры в рамках отдельно взятого района, систематизация и обобщение представлений учащихся о значении природы для человека, о необходимости создания и поддержки особо охраняемых территорий.

Задачи урока

  • Образовательные: формирование представлений учащихся об экологических проблемах города, основ экологической этики взаимоотношения с живой природой, ознакомление с истоками народной экологической культуры.
  • Воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающему миру, к родному городу; формирование основ гармоничного существования в союзе с природной средой в рамках города, толерантного отношения, критического мышления, культуры речи.
  • Развивающие: развитие представлений учащихся об «экологическом богатстве родного города».

Тип урока: комбинированный, предполагает развитие метапредметных связей в рамках образовательной области «Биология», «География», «История».

Педагогическая технология: чтение и письмо для развития критического мышления (ЧПКМ).

Методы: лекция с элементами беседы, наблюдение, демонстрация.

Оборудование: презентация, мультимедийный проектор, гербарный материал растений.

Место в учебно-воспитательном процессе: уроки по данной теме проведены в рамках предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» в 10 классах, классного часа в 7 классе.

План проведения урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала. Постановка цели урока

2.1 Вступительное слово учителя

На современном этапе развития общества возрастает воздействие человека на окружающую среду, которое, к сожалению, чаще всего носит негативный характер. Усиливается загрязнение воздуха, воды, почвы, истощаются природные ресурсы, проводятся атомные и ядерные испытания. Нарушение экологического равновесия отражается на самом человеке правилом «экологического бумеранга». Растет количество разнообразных заболеваний, ухудшается состояние здоровья людей, сокращается продолжительность жизни. Одним из условий для сохранения здоровья, тонуса жизни, прекрасного самочувствия и настроения жителей Москвы является существование экологических зон, к которым можно отнести и Коломенское.

История возникновения Коломенского. На юго-востоке города на правом берегу долины реки Москвы в ее крутой излучине находится уникальный архитектурный и природный заповедник. Свое название получил от находившегося здесь старинного села Коломенское. Сюда бежали по долине реки Москвы жители разоренного ханом Батыем города Коломны. Отсюда - Коломенское. Особенности природы этой части долины Москвы определил ее использование человеком. А это, в свою очередь, привлекло к Коломенскому ряд значительных исторических личностей и событий. В южной части Москвы находится одна из ее главных достопримечательностей - бывшее село Коломенское, прославленное своими замечательными памятниками архитектуры мирового значения и чтимой иконой «Державная». Село Коломенское было основано в 1237 г. выходцами из Коломны. В XIV в. село уже было великокняжеской вотчиной.

2.2 Работа учащихся в группах. Алгоритм выполнения задания

Изучение предложенного материала, распределение материала среди участников группы для представления вопроса в рамках презентации, составление вопросов (четыре вопроса по тексту), которые задаются учащимся других групп после презентации материала.

Учитель оказывает консультативную помощь, дети работают самостоятельно.

Группа №1. Изучение графического положения, рельефа, геологии

Главная особенность и прелесть Коломенского заключает в контрасте его ландшафтов. Коломенское располагается на восточном склоне Теплостанской возвышенности. Москва-река своим правым берегом подмывает ее склон. Коренной склон долины представлен здесь крутым обрывом высотой 40-50 м.

В прошлом и склоны, и поверхность возвышенности были покрыты густыми широколиственными лесами, остатки которых сохранились в Коломенском в виде отдельных групп деревьев и зарослей по склонам балок и долин ручьев С крутого обрыва открывается прекрасный обзор на в долину реки Москвы. По ее левому берегу на несколько километров до самого горизонта простираются плоские поверхности поймы и надпойменных террас. На пойме в прошлом находились заливные луга. По ним с юго-востока подходили к Москве враги - полчища татар из Золотой Орды, а позже из Крыма. Густые леса междуречья труднопроходимые для конницы. Намного удобнее двигаться по пойме, где бы много травы и сена для корма коней, а ровная поверхность способствовала передвижению лошадей, повозок и пеших людей. Полноводная река использовалась для водопоя лошадей и движения лодок.

С высокого склона на повороте долины можно бы наблюдать далеко как вниз, так и вверх по течению реки. Сочетание богатых лугов, густых лесов, полноводной реки, возможность укрыться от врагов на высоких крутых склонах долины, красота долинных ландшафтов издавна привлекала сюда людей.

Ближе к крутому коренному склону долины в обрыве у бровки правого склона находится обнажение серовато-зеленых слюдистых песков мелового периода. Местами по склонам встречаются светло-желтые кварцевые пески меловых морей. В некоторых обнажениях правого склона долины ручья вскрыты мелкозернистые, слюдистые оранжевые пески юрского возраста. Встречаются также обнажения четвертичных толщ: морена, пески с гравийными прослойками и покровные суглинки.

Примерно в 150 м выше по течению ручей вскрывает черные плотные юрские глины. Здесь находится множество родников. Часть из них благоустроена, и из них берут воду. Но пить ее сырой не следует.

На правом склоне долины ручья примерно в 150-200 м выше родников располагаются два валуна причудливой формы. Это песчаники, сформировавшиеся в толще меловых песков в виде слившихся между собой круглых конкреций караваеобразной формы. В результате размыва песков песчаники оказались на поверхности, где подверглись воздействию процессов выветривания: они покрылись железистой корой своеобразного «загара», характер поймы меняется. В нижних частях склонов сочатся воды и эта часть поймы переувлажненна, а местами заболочена.

Группа № 2. Деревья Коломенского

В прошлом вся территория современного Коломенского была покрыта широколиственными лесами. Позже они были вырублены для распашки земель, строительства домов, на дрова и другие хозяйственные нужды. Среди растений Коломенского – старые и молодые липы, вязы, березы, клены, яблони и дубы, рябины.

Липа обыкновенная. Крупные деревья, предельный возраст 300-400 лет, возможная высота - 30-40 м. Крона густая, шатровидная, стволы стройные, кора на старых деревьях темная, продолговато-бороздчатая, листья сердцевидные, цветет в июне. Хороший медонос. Мягкая древесина липы в старину использовалась для изготовления ложек, кадок, мебели, матрешек, плели лапти (говорили, что липа всю Россию обувает), рисовали на липовых досках иконы, среди которых были и истинные произведения искусств. Затейливое липовое кружево украшало карнизы и ставни рубленных домов. Высоко ценился липовый мед, который и лечил, и кормил, и поил, и на торгу первым был. Липовый уголь и цветки использовались и используются сейчас для лечения разнообразных заболеваний.

Береза обыкновенная. Дерево до 25 м высоты, до 80 см в диаметре, листья треугольно-ромбические, гладкие, молодые клейкие. Кора белая, на старых деревьях снизу черная, крепкая. Зацветает в апреле – мае, соцветия - сережки, плоды - орешки. Сокодвижение, которое в народе называют «плачем березы», наблюдается в апреле-мае. Всю свою жизнь служила человеку. В старину горели-светили березовые лучины, дегтем смазывали оси телег, отвар и сок использовали при цинге и общей слабости, в баню брали березовый веник, из бересты плели коробочки, короба. Береза вошла в историю как русский папирус, обладая прочностью и долговечностью. Строительные конструкции из обработанной специальными составами березовой древесины равны по прочности стальным. Однако перечисляя всевозможные добродетели березы, мы невольно отдаем предпочтение поэтичной красоте этого дерева.

Рябина обыкновенная. Дерево до 15-20 м высоты до 30-40 см в диаметре. Кора серая, гладкая, листья сложные, непарноперистые, цветки белые, соцветие щиток. Опыляются при помощи насекомых, плоды яблочки. В старину верили в рябину оберег. Рябиновый талисман полагался не только жилищу, но и полю, которое кормило, колодцу, который поил. Рябину сажали вблизи мастерских. Было замечено, что ее древесина загорается с трудом, не сразу сгорает и пышная крона. Распаренные плоды служили хорошим кровеостанавливающим средством, помогали при слабости организма. Дубильные вещества, полученные из коры, незаменимы при выделке дорогих и тонких кож в легкой промышленности. Тяжелая и вязкая древесина шла на изготовление дорогой мебели, кларнетов, флейт, осей телег. А все-таки щедрые дары живого дерева ценнее нам и приятнее во сто крат.

Клен обыкновенный. Дерево до 30 м высоты, свыше 1 м в диаметре. Листья темно-зеленые, блестящие, с острыми лопастями, плод - крылатка. Является хорошим весенним медоносом. Древесина используется в мебельном, столярном направлении. Из нее изготавливают музыкальные инструменты. Ценится кленовый «кап»-наплывы на стволе.

Группа №3. Памятники природы Коломенского

Наряду с памятниками истории и архитектуры здесь находятся и уникальные памятники природы. В центре музейной части Коломенского располагается небольшая группа самых старых деревьев Москвы и Центральной России. Дуб обыкновенный, дерево высотой 40-50 м, диаметр ствола 1-1,5 м. При росте на просторе развивает мощную крону. Листья лопастные, плод - желудь. Дуб считается медленнорастущим деревом. Корневая система мощная, с хорошо развитым стержневым корнем, ветроустойчив. К почве и к свету требователен, не выносит переувлажнения и затенения. Древесина дуба ценится в мебельном, столярном производстве, строительстве зданий, производстве паркета. Большую ценность представляет «моренный» дуб. Кора дуба используется для лечения заболеваний кожи, десен в медицине, желуди для производства желудевого кофе.

Славяне объявляли священными целые дубовые рощи, а дубы-патриархи обносили оградой, превращая их в ритуальные деревья. Дуб считается мужским деревом, олицетворяющим силу, могущество, постоянство. Простые дубравы и обували людей, лечили, возили, защищали, мыли и согревали. Из желудевой муки пекли хлеб, дубовый лист добавляли в соленья и маринады. В дубовых бочках сохраняли спиртные напитки.

Дубы Коломенского – это деревья 600-700-летнего возраста. При взгляде на них вспоминаются слова замечательного русского писателя Михаила Пришвина: «Каждое старое дерево - это всегда личность». Действительно, каждый дуб-патриарх не похож на другие. У одного - огромный пьедестал поднятой могучими корнями земли, у другого - заплывшие следы молнии, ушедшей по его стволу в землю, у третьего - огромные причудливо изогнутые ветви заставляют вспомнить эпические сказания о леших и соловьях-разбойниках. Дубы-долгожители - свидетели множества событий русской истории. С ними дружил, по их ветвям лазил неугомонный мальчишка Петя - будущий царь Петр I. У этих деревьев хочется долго стоять, сняв шапку.

Овраги и валуны. От устья ручья Дворцового оврага маршрут можно пройти вверх по его течению. Долина ручья имеет два названия - Дворцовый овраг и Голосов овраг. Первое название понятно, так как вблизи долины ручья находился царский дворец и по склонам долины спускался дворцовый сад (сейчас здесь также располагаются фруктовые сады). Второе название - Голосов овраг, по-видимому, происходит от громкого журчания ручья, который имеет многочисленные перепады. Они обусловлены тем, что ручей врезается в различные по своему составу породы: пески, глины, суглинки, валуны. На этих перепадах ручей и подает свой «голос».

В приустьевой части долины ручья находится живописный пруд, обсаженный ивами. Выше пруда ручей врезается в днище долины, образуя террасу.

Необычная форма валунов и их положение в средней части крутого склона издавна приковывали внимание людей. Камни даже имеют свои собственные имена. Ближайший к родникам валун называется «Девичий камень», а более удаленный - «Камень-гусь». Еще с языческих времен камни (особенно более крупные) служили объектами поклонения. Им приписывали исцеляющие свойства. До сих пор около этих камней можно видеть людей, надеющихся на чудо. Подобного рода валуны нигде больше не встречаются ни в Москве, ни в Московском регионе. Ныне Дворцовый (Голосов) овраг объявлен памятником природы вместе с этими валунами, родниками, древними оползнями и геологическими обнажениями.

Группа №4. История России и Коломенское

В 1668 г. в Коломенском для царя Алексея Михайловича Романова был построен в традиционном стиле древнерусского терема грандиозный необыкновенный, сказочный деревянный дворец, который воспринимался тогда современниками как одно из 8 чудес мировой значимости. На юге Коломенского заповедника находится Дьяковское городище, где поселения людей появились еще в I в. до н.э. С XVI в. Коломенское становится излюбленной усадьбой московских князей и царей - сначала Василия III, а затем сына Ивана Грозного. В XVII в. при царе Алексее Михайловиче Романове Коломенском создается летняя царская резиденция. В окрестных лесах и на лугах устраиваются царские охоты, а дворцах - торжественные приемы, заседания боярской думы. В детстве в Коломенском много времени провел Петр Первый. Он любил Коломенское и часто бывал в нем уже будучи императором.

Храмы Коломенского. Казанский собор построен в 1654 г. в честь победы над польско-литовскими захватчиками. От него по центральной аллее можно проследовать на восток в сторону главного и наиболее ценного памятника архитектуры Коломенского - церкви Вознесения. В 1529-1532 гг. резиденция московских Великих князей украсилась каменным сооружением невиданной красоты - это церковь Вознесения Господня, выдающийся памятник русского зодчества. Храм Вознесения Господня был построен по велению Великого князя Василия III и представляет собой одно из величайших достижений русского зодчества. Шатровый храм Вознесения Господня в Коломенском, построенный в 1532 г., внесен ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры. Именно этот храм впервые на Руси был увенчан шатром, вошедшим с тех пор в практику церковной архитектуры. В комплекс Коломенского входят также церковь-колокольня Георгия Победоносца (XVI в.), церковь Казанской иконы Божией Матери (60-е гг. XVII в.), Водовзводная башня (XVII в.), двое каменных въездных ворот (70-е гг. XVII в.). В Коломенском находится храм Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен и освящен в 1651 г. при царе Алексее Михайловиче Романове. Этот 7-купольный каменный храм с шатровой колокольней. Храм был закрыт в 1941-1942 гг., затем службы в нем возобновились. Особой страницей в истории России, Москвы, Коломенского является обретение (обнаружение) именно в этом храме чудотворной иконы «Державная» 15 марта 1917 г. в день вынужденного отречения от престола императора Николая II.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи (1547 г.). Общая композиция этой церкви предвосхитила замысел всемирно известного собора Василия Блаженного (1555-1561 гг.) на Красной площади. Есть предположение, что в селе Дьяково построили эту церковь зодчие Барма и Постник, создавшие позже собор на Красной площади.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был заложен в 1547 г. в память венчания царя Ивана IV Грозного, на царство (1547 г.), а также как моление (как моленный храм) царя о даровании ему сына-наследника (действительно, царевич Иван родился в 1554 г.).

Церковь во имя усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково является своеобразным памятником акту принятия московскими Великими князьями титула царя. А в народе живет молва о том, что молитвы в этом храме способствуют продолжению рода, рождению детей. Богослужения в нем возобновились только в 1992 г.

3. Закрепление. Проведение игры

На слайде таблица с закрытыми вопросами. Группа выбирает вопрос, за выбор вопроса в рамках своей темы получает один балл, по другим – 2 балла. Кто набирает большее количество баллов, получает оценку «отлично», остальные – «хорошо».
1. Характеристика географического положения Коломенского 1 2 3 4 5
2. Растения Коломенского 1 2 3 4 5
3. Памятники природы Коломенского 1 2 3 4 5
4. История Коломенского 1 2 3 4 5

 

3.1 Характеристика географического положения Коломенского

  1. Название возвышенности.
  2. Высота коренного склона долины.
  3. Название реки.
  4. Тип лесов.
  5. Кто к нам приходил с мечом?

3.2 Растения Коломенского

  1. Символ России.
  2. На древесине дерева писали иконы.
  3. «Душа» кларнетов и флейт.
  4. Сырье для производства активированного угля.

3.3 Памятники природы Коломенского

  1. Название оврагов-памятников природы.
  2. Название камней-памятников природы.
  3. Зеленые памятники.
  4. Государственное лицо, любившее лазить по деревьям в детском возрасте.
  5. «Каждое старое дерево - это всегда личность» - слова...?

3.4 История Коломенского

  1. Год постройки деревянного дворца.
  2. Название городища.
  3. Шатровый храм, внесен ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры.
  4. Особой страницей в истории России обретение (обнаружение) именно в этом храме чудотворной иконы «Державная» 15 марта 1917 г. в день вынужденного отречения от престола императора Николая II.
  5. История Коломенского связана с именами этих людей.

4. Домашнее задание для учащихся.

  1. Самостоятельно сходить на экскурсию в Коломенское.
  2. Работа по предложенным исследовательским направлениям.

Итоги проведения урока

  1. Формирование интереса детей к истокам народной экологической культуры, привлечение внимания к проблемам взаимоотношения городского населения и окружающей природной среды.
  2. Закрепление модели проведения культурного досуга, воспитание и утверждение этических норм поведения детей не только на территории заповедника, но и на улицах города.
  3. Закрепление принципа поведения в природе «Не можешь помочь - не вреди».

Список литературы

  1. Битюкова В.Р., «Экология Московского региона».
  2. Раковская Э.М., «Экскурсии по Москве».
  3. Ушаков С.А., «Природа и экология».
  4. Шиманюк А.П., «Биология древесных и кустарниковых пород».
  5. Буруковская Т.Г., «Сад неожиданных встреч».
  6. Информационные сайты интернета.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка в 4-м классе :: О чём рассказывают устаревшие слова :: "Я к вам пишу - Чего же боле…" (Этикет составления дружеских посланий) :: Урок русского языка в 7-м классе «Путешествие на планету "Частица"» :: Методические рекомендации к сочинению по картине А.А. Рылова "Полевая рябинка" для класса интегрированного обучения (возрастная форма ККО) :: Я, Клод Моне ( I, Claude Monet ), 2017 :: Столы/Кухонные столы/Белые столы / TetChair / Стол обеденный раскладной белый Леонардо (Leonardo) ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Приемы самообезболивания родов - Хелси и Смарт

Приемы самообезболивания родов


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD