Основные направления экологического воспитания современных школьников : Экология

"Горячее лето" 2010-2011 года заставило многих жителей задуматься о будущем нашей планеты. Оно явилось наглядным примером столкновения двух групп людей и ещё больше углубило конфликт между антропоцентрическим мышлением с сопутствующим ему потребительским отношением к природе и экологическим биосистемным подходом к жизни. Для выхода из сложившегося кризиса сегодня требуется экологизировать систему образования и направить усилия на развитие экологической культуры поведения молодых людей и воспитание ответственного отношения к природе. Экологическая культура человека связана как с личностью в целом, так и её различными сторонами проявления. Она возникает как новое психическое образование и проявляется как ответственное отношение к природе - это внутреннее качество личности. Оно включает: 1) наличие определённых знаний и убеждений; 2) готовность к практической деятельности по бережному и ответственному отношению к природе. Воспитывая у школьников ответственное отношение к природе, педагог-эколог должен придерживаться ряда принципов:

  1. Междисциплинарный подход, показывающий универсальную ценность природы.
  2. Взаимосвязь глобального, национального и локального уровней экологических проблем.
  3. Повседневная забота каждого человека о сохранении среды обитания для будущих поколений.
  4. Целенаправленное общение школьников с окружающей средой (выездные полевые практики и экологические тропы).
  5. Систематическое и непрерывное изучение экологического материала.

Для формирования экологической культуры обучающихся в школе нужно придерживаться следующих направлений:

  1. Организация школьного экологического объединения.
  2. Эколого-просветительская деятельность.
  3. Исследовательская работа.
  4. Организация работы по формированию здорового образа жизни.

Основными методами для формирования экологической культуры школьников, опираясь на концепцию личностно-ориентированного образования, являются: диалоговая методика, создание эколого-педагогических ситуаций, эколого-ориентированные уроки, проектная деятельность, использование эколого-педагогических задач в экологическом образовании, использование школьного экомониторинга, игровых технологий. При этом данные методы могут применяться как в урочной деятельности (программы для школьного компонента, самостоятельные факультативные курсы, отдельные "вкрапления" в уроки), так и во внеурочное время ( мероприятия, учебно-исследовательские работы, проекты, акции и т.д.). Внеклассные занятия делятся на три основных типа: индивидуальные, групповые и массовые.

Высокий нравственно-экологический воспитательный и просветительский потенциал может нести школьная газета. В нашей гимназии №11 такая ученическая газета под названием "Дом-2" выходит ежемесячно. Она создаётся совместными стараниями учеников и учителей и рассказывает обо всех значимых событиях в жизни гимназистов. Кроме того, в каждом выпуске обязательно есть рубрики "Экологическая страничка" и "Здоровье не купишь". На "Экологической страничке" рассказывается о международных экологических акциях, освещается календарь экологических дат, печатаются "Эконовости гимназии" и размышления о них учащихся в рубрике "Есть мнение по-поводу..." , освещаются результаты учебно-исследовательских работ по биологии и экологии, проводятся конкурсы и викторины. Самым любимым, массовым и охватыващим все возраста учащихся является ежегодный фотоконкурс "Мой питомец самый-самый...". Он длится на протяжении всего учебного года, итоги подводятся в мае. Гимназисты рассказывают о своих домашних любимцах, при этом стараются это сделать оригинально, креативно ( в стихах, сказках, от имени самого питомца и т.д.). В рубрике "Здоровье не купишь" упор просветительской деятельности делается на валеологический аспект воспитания учащихся. Здесь подбирается материал по профилактике вредных привычек, обсуждаются полученные данные анкетирований учащихся, рассказывается о разрабатываемых на данный момент социальных проектах в направлении здорового образа жизни, даёт советы школьный психолог, проводятся конкурсы агитплакатов различной тематики за здоровый образ жизни.

В этом учебном году мы предложили учащимся поучаствовать в создании новой экологической рубрики "Ожившие картины". Ведь, как известно, даже самое серьёзное дело будет лучше получаться если его разбавить умеренными дозами шуток. В качестве примера я преподнесла "Ожившую картину" В.М.Васнецова "Три богатыря".

Илья Муромец (глядя вперёд из-под ладони): Эх, полюшко-поле! Ни живо ни мёртво ты стоишь, будто после побоища...

Алёша Попович (кивая на камень): Тут что-то написано. (читает) Налево пойдёшь - на химзавод попадёшь... Направо пойдёшь - на свалке пропадёшь... Прямо поедешь - на бездорожье костей не соберёшь... Ну и заехали мы! (снимает шлем, вытирает испарину со лба)

Добрыня Никитич (тревожно): Глядите, туча чёрная над полем стелется - не к добру всё это! Неужто силы тёмные, поганые, снова на Русь напасть хотят! Защитим, братцы, землю-матушку от ворогов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

Алёша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мёртво это поле? Отчего трава на нём пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец: Оттого, что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт. Всю-то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич: Это что же, зря, значит, мы, богатыри русские, поля эти от ворогов отбивали, кровушкой своей поливали?!

Илья Муромец: Нет, не зря, Никитич! А ну-ка, поворачивайте своих коней, поедем к мэру, вече соберём! Видать, опять наше время пришло, богатырское!..

Ещё в конце прошлого века известный океанолог Жак Ив Кусто сказал: "Я прекрасно понимаю, чего не хватает для того, чтобы действительно начать борьбу за охрану окружающей среды: общего сознания опасности". И, несмотря на то, что сейчас стали больше говорить о глобальных экологических проблемах человечества и наметились положительные сдвиги в экологическом образовании, в современном обществе, а значит и в учебных учреждениях остаётся много нерешённых проблем. Педагоги-экологи ещё усерднее продолжают работу по развитию экологической культуры поведения учащихся и формированию у них экологически и нравственно чистого внутреннего мира.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок русского языка. Урок одного слова "Детство" :: Урок математики в 1-м классе по теме "Моделирование отношений неравенства величин на числовой прямой. Сравнений чисел на числовой прямой" (по системе Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова) :: Урок "Окружающий мир" по теме "Составление плана наблюдения" :: Конспект открытого урока математики во 2-м классе "Урок – восхождение на вершину знаний" :: Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Е.Чарушин. "Рябчонок"» :: Робин Гуд: Начало ( Robin Hood ), 2018 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Стеллажи и Перегородки/Полки / Мебель Смоленск / Полка книжная П-01.12 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD