Программа элективного курса по экологиии "Лес наше богатство" : Экология
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Программа элективного курса по экологиии "Лес наше богатство" : Экология

Пояснительная записка.

Наш край – Якутия крупнейший на севере России экологический регион. Региону принадлежит определяющая роль в глобальном экологическом процессе. Экологические проблемы нашего края многогранны, разнообразны и сложны , хотя считается что обширная территория нашей республики одной из благополучных в России. Но к сожалению, в отдельных регионах республики экологическое состояние неблагополучное, а местами– приближается к бедственному. Вопросы экологии нашего края носят глобальный характер, которые имеют свои особенности и являются назревшими проблемами сегодняшнего дня. Республика Саха(Якутия ) – самая крупная богатая лесом республика среди субъектов Российской Федерации . Это почти одна пятнадцатая часть лесов всего земного шара.

Лес– замечательное творение природы . Это непросто элемент ландшафта и не только совокупность деревьев, в своем развитии влияющая на окружающую среду. Лес – это хорошо отлаженный живой механизм, называемый фитогеоценозом. Эксперты ООН сошлись на том , что лес ни с чем не заменимая , наиболее важная , обширная и сложная саморегулирующаяся экологическая система планеты. Восстановление нарушенных экосистем происходит очень медленно и требует больших материальных и финансовых затрат. Отсюда , следует , что деятельность человека в лесу имеет планетарное значение. В связи с этим возрастает роль экологического образования и воспитания , проводимых в образовательных учреждениях . Нельзя не согласится со словами Добрецовой Н. В. (1986 ) \'\' Экологическое образование школьников является не только результатом , но и процессом , направленным на приобретение знаний и умений охранять окружающую среду , глубокое понимание необходимости заботы об окружающей природе , формирование ценностных ориентаций и оценочных суждений , приобретение опыта , принятия экологически грамотных решений , усвоение норм ответственного поведения в природной среде \'\'.

Ведущую мировоззренческую идею курса можно сформулировать так: \'\'Сохранить лес– значит обеспечить возможность физического существования настоящему и будущим поколениям.\'\'

Цель программы – познакомить учащихся с природными экосистемами, в целях воспитания у учащихся бережного , экологически и экономически обоснованного , социально активного отношения к природе , углубления знания школьников в области окружающей среды , направленные на сбережение и приумножение ее богатств , сохранение и усиление защитных , оздоровительных и иных полезных природных функций.

Задачи элективного курса:

– Экологическое образование учащихся с использованием имеющихся опыта и достижений науки , составляющих систему знаний о природе , с учетом принципов концепции устойчивого и гармоничного развития общества и природы.
– Обучение школьников к специальным навыкам исследования природы , в том числе привлечение к участию в опытно – исследовательской работе для решения региональных проблем локального и более высоких уровней в области охраны природы. – – использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиски решения экологических проблем своего края .
– Профессиональная ориентация учащихся.
– Пропаганда охраны природы среди учащихся.

Занятия курса могут осуществляться в течение одного года (9 класс , 1 ч. в неделю , всего 18 ч.).

Учебно-тематический план.

Содержание Всего часов Лекция Экскурсия Практическая работа
1. Введение \'\'Лес -наше богатство \'\' 2 1 1
2. Значение леса в природе и жизни человека 2 1 1
3. Лесные ресурсы и экология нашего края 2 1 1
4. Лес как экосистема 3 3
5. Ценные хвойные леса нашей местности 3 1 1 1
6. Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему 2 2
7. Лесозащита 2 1 1
8. Заключение. Будущее нашего леса 2 1 1
  Всего часов 18 часов 6 часов 3 часа 9 часов
           

Содержание Элективного курса.

Тема 1. Введение. (2 ч.)

Лекция № 1. \'\'Аспекты рассмотрения леса как среды обитания с экологической точки зрения. Подходы его изучения .\'\'

Экскурсия № 1. Поход в лес – ознакомление с видами лесной экосистемы.

Тема 2. Значение леса в природе и жизни человека. (2 ч. )

Лекция № 2. \'\'Лес – наше богатство.\'\'

Практикум № 1. Организация экспериментальной площадки на определенном участке леса.

Тема 3. Лесные ресурсы и экология нашего края. (2 ч. )

Лекция № 3 ведет гл. лесничий ГКУ Сунтарского лесничества. Практикум № 2. Самооценка отношения и самоконтроль личного участия в изучении , сохранении и улучшении состояния леса.

Тема 4. Лес как экосистема. (3 ч.)

Практикум № 3. Определение состояния леса по методике Сукачева В. Н. (1961).

Практикум № 4. Учет молодых деревьев по методике Тимофеева П. А. (1980).

Практикум № 5. Определение урожая семян и плодов древесных пород по методике Карпель Б. А. (1987).

Тема 5. Ценные хвойные леса нашей местности. (3 ч.)

Лекция № 4. Характеристика произрастающих на нашей местности хвойных пород : лиственница , сосна , кедр и другие породы как ель , береза, тополь. Темпы роста лесозаготовки на нашей республике в последние десять лет. Положительные и отрицательные стороны.

Экскурсия № 2 в местах лесозаготовки.

Практикум № 6 расчет количества расходуемой древесины за отопительный сезон в каждой семье – задание на дом.

Тема 6. Влияние антропогенного фактора на лесную экосистему. (2 ч.) Практикум № 7 оформление (фото) выставки.

Практикум № 8 очистка зоны отдыха.

Тема 7. Лесозащита: борьба с лесными пожарами , с вредителями деревьев. (2 ч.)

Лекция № 5. Лесозащита. Ознакомление с причинами пожара , распространенные виды вредителей. Борьба с ними.

Экскурсия № 3 в местах пожара.

Тема 8. Заключение. Будущее нашего леса (2 ч. )

Лекция № 6 и практикум № 9 в виде пресс– конференции \'\' Лес сегодня и завтра ".

Литература.

  1. Алексеев В.Г. \'\'Экологические проблемы Якутии\'\' Якутск, 1996.
  2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии: Учебное пособие– М.: АО МДС, 1997.
  3. Винокуров В.Н. \'\'Содержательные основы концепции всеобщего экологического образования и воспитания в Республике Саха(Якутия)\'\' Якутск, 1996.
  4. Лугинов В.А. \'\'Развитие творческой активности школьника по биологии\'\' Якутск, 1999.
  5. Олесов В.С. \'\'Лесные ресурсы\'\' Якутск, 1996.
  6. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. \'\'Экология, здоровье и природопользование в России\'\' Москва, 1995.
  7. Щербаков И.П. \'\'Лесные ресурсы Якутии, перспективы их использования и охрана\'\' Якутск, 1978.
Читать еще:

Новые материалы:

Программа элективного курса "Познаем свой родной край" :: Разработки уроков по географии. 8–9-е классы :: Формирование природных зон. 7-й класс :: Совершенствование механизмов управления демографической политикой в г. Таганроге :: Урок математики в 8-м классе по теме: "Квадратные уравнения" :: О чём говорят мужчины. Продолжение, 2018 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru