Элективный курс "Не руби сук, на котором сидишь". 9-й класс : Экология

Пояснительная записка

Курс разработан для предпрофильного обучения учащихся 9 классов, выбравших естественный профиль в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов.

Предлагаемая программа призвана восполнить недостаток знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека.

В содержании курса предусматривается реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды и изучению ее влияние на здоровье человека. Учащиеся приобретают практические навыки по сохранению своего здоровья.

В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен овладеть основами экологической культуры. В процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.

Программа содержит занятия теоретического и практического характера,  а также групповую работу, индивидуальные наблюдения и исследования.

Предусматривает лекционные занятия, беседы, практические работы, а также самостоятельную работу с различными источниками информации (включая Интернет).

Цель курса:

Создать целостное представление о здоровье человека и особенностях воздействия экологических факторов на человеческий организм. Способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.

Задачи курса:

  • Сформулировать представления об экологии человека как комплексной междисциплинарной науке, вооружить знаниями об основных факторах, влияющих на здоровье человека;
  • Раскрыть принципы рационального природопользования;
  • Обучить простейшим навыкам защиты от воздействий различных видов загрязнений окружающей среды.
  • Воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тематический план

Тема

Количество часов

11.

Экология и мы. Предмет экологии человека.

1

22.

Влияние загрязнений воды на здоровье человека.

1

33.

Загрязнение воздуха и здоровье человека.

1

44.

Погода и самочувствие человека.

1

55.

Акустическое шумовое загрязнение.

1

66.

Электромагнитное  заражение среды и здоровье человека.

1

77.

Геопатогенные зоны.

1

88.

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

2

99.

Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека.

2

110.

Основы рационального питания.

2

111.

Опасность дома.

2

112.

Проблемы приспособления человека к окружающей среде.

1

113.

Итоговое занятие – конференция.

1

Содержание программы курса

1. Экология и мы. Предмет экологии человека. (1 час)

Введение. Содержание, цели и задачи курса.

Экология человека. Классификация глобальных проблем человечества. Проблемы сохранения и укрепления здоровья.

2. Влияние загрязнений воды на здоровье человека. (1 час)

Качество воды. Сточные воды и их очистка. Влияние примесей, содержащихся в воде на здоровье человека. Вода «живая» и «мертвая». Питьевая вода. Методы очистки питьевой воды. Использование бытовых фильтров для очистки воды.

Практическая работа: «Какую воду мы пьем».

3. Загрязнение воздуха и здоровье человека. (1 час)

Загрязняющие вещества и их влияние на организм человека. Виды ПДК. Канцерогенные свойства веществ, выбрасываемых в атмосферу. Психологическое воздействие загрязнения атмосферы. Биоиндикация загрязнения атмосферы. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Вред курения.

4. Погода и самочувствие человека. (1 час)

Биоритмы. Суточные ритмы. Самочувствие человека.  Погодные условия, их физические составляющие и влияние на здоровье.

5. Акустическое шумовое загрязнение (1 час)

Шум. Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Интенсивность акустических колебаний звука. Уровень шума. Ультразвуки. Инфразвуки. Шумовая болезнь.

6. Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. (1 час)

Источники электромагнитных излучений. Электромагнитные поля антропогенного происхождения.  Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Дозы облучения организма. Обеспечение радиационной безопасности. Правила работы за компьютером.

7. Геопатогенные зоны. (1 час)

Знакомство с геопаталогией. Геопатогенные поля и их биологическое значение. Биолокационные методы обнаружения патогенных зон. Геопатогенные зоны как опасность для здоровья. Необходимость учета ГПЗ при строительстве. Лозоходство как метод диагностики патогенных зон.

8. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. (2 часа)

Виды химических загрязнений. «Зеленая революция». Пестициды. Нитраты и нитриты. Биоиндикация загрязнения почв. ПДК нитратов в овощах. Мутагены. Канцерогены.

Практическая работа: «Обнаружение нитратов»

9. Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. (2 часа)

Виды биологических загрязнений. Инфекционные заболевания, их возбудители, профилактика. Природно-очаговые инфекции. Управляемые и неуправляемые инфекции. Грибковые загрязнения.

10. Основы рационального питания. (2 часа)

Рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности. Биологическое и химическое загрязнение пищи. Проблема качества пищевых продуктов. Биологически активные вещества. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Экологически чистые продукты. Предупреждение пищевых отравлений.

Практическая работа: «Экспертиза продуктов питания с целью выявления пищевых добавок различных классов».

11. Опасность дома (2 часа).

Экология жилища. Интерьер жилища и его влияние на человека. Микроклимат жилища, его влияние на человека. Строительные и отделочные материалы, посуда, игрушки, канцелярские и школьно-письменные принадлежности могут быть опасны для здоровья. Методы очистки воздуха в жилище.

12. Проблемы приспособления человека к окружающей среде. (1 час)

Адаптация человека. Напряжение и утомление – как итог приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Стресс. Психология поведения людей в экстремальных условиях. Проблема одиночества. Учет адаптивных особенностей при выборе профессии. Релаксация как основной источник эмоционального выживания и физического здоровья.

13. Итоговое занятие – конференция. (1 час)

Защита научно-практических работ по темам, предложенным в начале курса.

Проектная деятельность.

Предлагаемые темы:

  • Выявление экологически опасных веществ и факторов в быту.
  • Мутанты – кто они?
  • Экологически чистое жилье.
  • Влияние шума на регуляторные системы организма.
  • Влияние курения на заболеваемость курильщиков и членов их семей.
  • Влияние пищевых добавок, что означают их индексы?

Литература для учителя:

  • Валеологический практикум для школьника (и учителя). Учебно-методическое пособие. – Казань, 1998.
  • Популярная экология. – Казань,1997.
  • Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования. – Казань,1998.
  • Экологическое образование и воспитание учащихся (сборник материалов). – Казань, 1995.

Литература для учащихся:

  1. Дильман В.М. Большие биологические часы. – М.: Знание, 1986.
  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. – М.: Советский спорт, 1990.
  4. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Педагогика, 1989.
  5. Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. – Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
  6. Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Молодая гвардия,1989.
  7. Романцев Е. Закономерные чудеса. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  8. Ясманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: Знание, 1989.
Читать еще:


Новые материалы:

Классный час "Самая русская обувь" :: Конспект урока по предмету "Изобразительное искусство" в 5-м классе на тему "Живет повсюду красота" :: Фольклорный праздник "За околицей" :: Праздник "Картофельный пир." :: Урок "Рынок труда в Российской Федерации и Красноярском крае" :: Про Степана-Кузнеца, 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные шкафы/Тумбочки / Riva / Тумбочка Рива А.ТМ-3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Сыр на ночь для похудения

Такая полезная сырная диета для сброса лишних килограммов Сыр – это ценный молочный продукт, он содержит много витаминов, а также аминокислоты: лизин, метионин и...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как убрать белые растяжки на ягодицах

Как избавиться от растяжек на попе, от чего появляются Гладкая кожа без изъянов на всем теле – мечта многих. Но в результате возрастных изменений, стрессов и...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Как похудеть не считая калории

Тебе не нужно считать калории и ограничивать себя в количестве еды В этой статье я продолжу рассказывать о своем подходе, который поможет тебе достичь желаемой...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Что нужно есть чтобы убрать жир с живота

Как правильно питаться, чтобы убрать живот женщине или мужчине - жиросжигающие продукты и меню диеты Условия жизни, недосмотр за питанием, низкое качество...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD