Элективный курс "Не руби сук, на котором сидишь". 9-й класс : Экология

Пояснительная записка

Курс разработан для предпрофильного обучения учащихся 9 классов, выбравших естественный профиль в старшей школе. Курс рассчитан на 17 часов.

Предлагаемая программа призвана восполнить недостаток знаний школьников о влиянии всех факторов окружающей среды на здоровье человека.

В содержании курса предусматривается реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды и изучению ее влияние на здоровье человека. Учащиеся приобретают практические навыки по сохранению своего здоровья.

В сложившейся на современном этапе экологической обстановке, каждый школьник должен овладеть основами экологической культуры. В процессе образования необходимо показать, что защита природы отвечает собственным интересам людей.

Программа содержит занятия теоретического и практического характера,  а также групповую работу, индивидуальные наблюдения и исследования.

Предусматривает лекционные занятия, беседы, практические работы, а также самостоятельную работу с различными источниками информации (включая Интернет).

Цель курса:

Создать целостное представление о здоровье человека и особенностях воздействия экологических факторов на человеческий организм. Способствовать осознанию учащимися роли человека и своей собственной в сохранении жизни на планете во всем ее многообразии.

Задачи курса:

  • Сформулировать представления об экологии человека как комплексной междисциплинарной науке, вооружить знаниями об основных факторах, влияющих на здоровье человека;
  • Раскрыть принципы рационального природопользования;
  • Обучить простейшим навыкам защиты от воздействий различных видов загрязнений окружающей среды.
  • Воспитывать активную позицию, бережное отношение к природе, к своему здоровью и здоровью окружающих.

Тематический план

Тема

Количество часов

11.

Экология и мы. Предмет экологии человека.

1

22.

Влияние загрязнений воды на здоровье человека.

1

33.

Загрязнение воздуха и здоровье человека.

1

44.

Погода и самочувствие человека.

1

55.

Акустическое шумовое загрязнение.

1

66.

Электромагнитное  заражение среды и здоровье человека.

1

77.

Геопатогенные зоны.

1

88.

Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

2

99.

Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека.

2

110.

Основы рационального питания.

2

111.

Опасность дома.

2

112.

Проблемы приспособления человека к окружающей среде.

1

113.

Итоговое занятие – конференция.

1

Содержание программы курса

1. Экология и мы. Предмет экологии человека. (1 час)

Введение. Содержание, цели и задачи курса.

Экология человека. Классификация глобальных проблем человечества. Проблемы сохранения и укрепления здоровья.

2. Влияние загрязнений воды на здоровье человека. (1 час)

Качество воды. Сточные воды и их очистка. Влияние примесей, содержащихся в воде на здоровье человека. Вода «живая» и «мертвая». Питьевая вода. Методы очистки питьевой воды. Использование бытовых фильтров для очистки воды.

Практическая работа: «Какую воду мы пьем».

3. Загрязнение воздуха и здоровье человека. (1 час)

Загрязняющие вещества и их влияние на организм человека. Виды ПДК. Канцерогенные свойства веществ, выбрасываемых в атмосферу. Психологическое воздействие загрязнения атмосферы. Биоиндикация загрязнения атмосферы. Меры борьбы с загрязнением воздуха. Вред курения.

4. Погода и самочувствие человека. (1 час)

Биоритмы. Суточные ритмы. Самочувствие человека.  Погодные условия, их физические составляющие и влияние на здоровье.

5. Акустическое шумовое загрязнение (1 час)

Шум. Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Интенсивность акустических колебаний звука. Уровень шума. Ультразвуки. Инфразвуки. Шумовая болезнь.

6. Электромагнитное заражение среды и здоровье человека. (1 час)

Источники электромагнитных излучений. Электромагнитные поля антропогенного происхождения.  Влияние электромагнитных полей на здоровье человека. Дозы облучения организма. Обеспечение радиационной безопасности. Правила работы за компьютером.

7. Геопатогенные зоны. (1 час)

Знакомство с геопаталогией. Геопатогенные поля и их биологическое значение. Биолокационные методы обнаружения патогенных зон. Геопатогенные зоны как опасность для здоровья. Необходимость учета ГПЗ при строительстве. Лозоходство как метод диагностики патогенных зон.

8. Химическое загрязнение среды и здоровье человека. (2 часа)

Виды химических загрязнений. «Зеленая революция». Пестициды. Нитраты и нитриты. Биоиндикация загрязнения почв. ПДК нитратов в овощах. Мутагены. Канцерогены.

Практическая работа: «Обнаружение нитратов»

9. Биологическое загрязнение, его влияние на здоровье человека. (2 часа)

Виды биологических загрязнений. Инфекционные заболевания, их возбудители, профилактика. Природно-очаговые инфекции. Управляемые и неуправляемые инфекции. Грибковые загрязнения.

10. Основы рационального питания. (2 часа)

Рациональное питание – важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности. Биологическое и химическое загрязнение пищи. Проблема качества пищевых продуктов. Биологически активные вещества. Пищевые добавки. Генетически модифицированные продукты. Экологически чистые продукты. Предупреждение пищевых отравлений.

Практическая работа: «Экспертиза продуктов питания с целью выявления пищевых добавок различных классов».

11. Опасность дома (2 часа).

Экология жилища. Интерьер жилища и его влияние на человека. Микроклимат жилища, его влияние на человека. Строительные и отделочные материалы, посуда, игрушки, канцелярские и школьно-письменные принадлежности могут быть опасны для здоровья. Методы очистки воздуха в жилище.

12. Проблемы приспособления человека к окружающей среде. (1 час)

Адаптация человека. Напряжение и утомление – как итог приспособления к неблагоприятным условиям окружающей среды. Стресс. Психология поведения людей в экстремальных условиях. Проблема одиночества. Учет адаптивных особенностей при выборе профессии. Релаксация как основной источник эмоционального выживания и физического здоровья.

13. Итоговое занятие – конференция. (1 час)

Защита научно-практических работ по темам, предложенным в начале курса.

Проектная деятельность.

Предлагаемые темы:

  • Выявление экологически опасных веществ и факторов в быту.
  • Мутанты – кто они?
  • Экологически чистое жилье.
  • Влияние шума на регуляторные системы организма.
  • Влияние курения на заболеваемость курильщиков и членов их семей.
  • Влияние пищевых добавок, что означают их индексы?

Литература для учителя:

  • Валеологический практикум для школьника (и учителя). Учебно-методическое пособие. – Казань, 1998.
  • Популярная экология. – Казань,1997.
  • Теоретические и организационно-методические аспекты валеологического образования. – Казань,1998.
  • Экологическое образование и воспитание учащихся (сборник материалов). – Казань, 1995.

Литература для учащихся:

  1. Дильман В.М. Большие биологические часы. – М.: Знание, 1986.
  2. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1997.
  3. Лаптев А.П., Горбунов В.В. Коварные разрушители здоровья. – М.: Советский спорт, 1990.
  4. Моисеев Н. Экология человечества глазами математика. – М.: Педагогика, 1989.
  5. Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. – Казань, Татарское книжное издательство, 1981.
  6. Розанов Б.Г. Живой покров Земли. – М.: Молодая гвардия,1989.
  7. Романцев Е. Закономерные чудеса. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  8. Ясманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: Знание, 1989.

Читать еще:


Новые материалы:

Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Нравственные проблемы в романе П.В. Лебеденко "Льды уходят в океан"" :: Урок русской литературы XIX в. по теме «Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" "И роковое их слиянье, и… поединок роковой"» :: Урок литературы на тему "Быть добрым – счастье…" (по рассказу Ю.Яковлева "Баваклава"). 7-й класс :: И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» :: Интегрированный урок по теме "Образ лошади в произведениях Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова" :: Планета обезьян: Война ( War for the Planet of the Apes ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Готовые комплекты/Гостиные/Мебель для гостиной/Гостиные и стенки/Модульные распашные шкафы / Витра / Шкаф для одежды Витра ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD