Тема урока "Исчезающая фауна Каратузского района". 7-й класс : Экология

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: виртуальная экскурсия.

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с Красной книгой России, Красноярского края, книгой “Редкие и малочисленные животные Каратузского района”, расширить и углубить знания о животных, которые внесены в книгу “Редкие и малочисленные животные Каратузского района”.
  • Развивающие: способствовать развитию любознательности, воображения, познавательного интереса в деле охраны животных.
  • Воспитательные: создать условия для воспитания экологической культуры, чувства патриотизма, ответственности за судьбу природы России, Красноярского края, Каратузского района, любви ко всему живому, расширения кругозора.

Методы: диалогический, проблемный.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, Красная книга РФ, Красная книга Красноярского края, Книга “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” .

Ход урока

1. Организационный момент.

Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются птицы,
Охраняются звери,
Охраняются даже цветы!
(Б. Дубровин)

2. Постановка учебной задачи.

(Презентация. Слайд 1) Сегодня мы совершим экскурсию по страницам книги “Редкие и малочисленные животные Каратузского района”, но экскурсия необычная, а виртуальная!

Тема нашего занятия “Исчезающая фауна Каратузского района”

3. Работа над темой занятия.

(Слайд 2) Ребята, а вы знаете, что процесс вымирания видов животных резко ускорился. Многие стали чрезвычайно редкими или находятся на грани исчезновения. Число видов, навсегда исчезнувших с лица земли или близких к вымиранию, из года в год увеличивается. По оценкам Международного союза охраны животных (МСОП), опасность полного исчезновения угрожает в настоящее время:

  • 25% всех видов млекопитающих,
  • 11% всех видов птиц,
  • 20% всех видов рептилий,
  • 25% всех видов амфибий,
  • 34% всех видов рыб (в основном пресноводных).

(Слайд 3) В России Красная книга появилась в 1978 году, последнее переиздание датируется 2000 годом. В Красноярском крае есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книг), а также на основе этой книги в 2001 году составлена книга “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” (показ книги) .

Путешествовать мы с вами будем по станциям, каждая остановка – это один из классов животных.

1. Ребята, ответьте, какой класс животных самый многочисленный на нашей планете (Слайд 4)? Среди всего этого многообразия много редких и исчезающих видов, давайте посмотрим, какие виды являются редкими в нашем районе (Слайд 5–13).

А вы знаете, что жук-носорог способен передвигать груз в 850 раз превышающий вес самого жука. Если бы человек, весящий примерно 70 кг, обладал силой жука-носорога, он свободно бы двигал несколько железнодорожных вагонов весом в 70 тонн!

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов. (Учитель заслушивает, корректирует ответы).

2. Ну, что отправляемся в дальнейший путь, следующая остановка – класс Рыбы (Слайд 14).

В мире известно 32 834 видов рыб. Каждый год описывается около 300–500 новых для науки видов. В России обитает около 3000 видов, в том числе в пресных водах встречается более 280 видов.

Назовите, пожалуйста, главную водную артерию Каратузского района?

Среди многообразия рыб реки Амыл, есть виды, которые относят к редким, давайте посмотрим (Слайд 15-17)

Вы знаете, что ленок – хищная рыба, крупные особи, которых могут даже заглатывать мышей, землероек и лягушек, а осетр может достигать в длину 6 метров и иметь вес около 816 кг, а также изображение этой рыбы часто используют на гербах городов, например Жиганска и Балтийска.

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы).

3. Вот мы и добрались до следующей остановки. Класс земноводные. (Слайд 18)

Давайте посмотрим на животных этого класса, которые относятся к редким (Слайд 19–21). И послушайте несколько интересных фактов о жизни этих животных:

  • Одна самка зеленой жабы откладывает до 30 тысяч яиц.
  • Обыкновенный тритон – один из наиболее устойчивых к низким температурам видов земноводных нашей фауны. Тритоны приходят в водоемы весной, сразу после выхода с зимовки, когда вода еще не прогрелась и ее температура составляет всего +4°+12°С. 

К сожалению, специальные меры охраны вида в крае и районе не разработаны. Прежде всего, необходимо изучить пространственное распределение и выявить ключевые участки обитания. Уже сегодня на озёрах, где обитает вид, следует усилить режим охраны вплоть до создания специализированных микрозаказников.

4. Ребята, посмотрите, а это представитель класса пресмыкающиеся (Слайд 22) – узорчатый полоз, он тоже редкий и численность его резко сокращается, в случае опасности кончик хвоста этого животного вибрирует и, ударяясь о твердые предметы, издает характерный треск.

5. Переходим к следующей остановке – класс Птицы (Слайд 23).

В пределах Красноярского края зарегистрировано около 370 видов птиц 19 отрядов. Из них в Красную книгу Красноярского края занесено 76 видов и подвидов или 20,5 % от общего состава. Орнитофауна бассейна реки Амыл, прилегающих территорий Западного Сояна и юго-восточной части Минусинской котловины в пределах Каратузского района, по предварительным данным, включает более 200 видов и подвидов птиц, в том числе 42 из них занесены в краевую Красную книгу. В приложение Красной книги Красноярского края внесено еще 18 представителей фауны птиц района. От общего числа видов это составляет 30 %, что свидетельствует о высоком уровне угроз для существования птиц, обитающих на территории Каратузского района.

Давайте посмотрим, какие птицы являются редкими на территории Каратузского района. (Слайд 24–35)

На прошлом занятии я просила вас найти интересные факты о редких птицах Каратузского района, давайте послушаем, кто какие факты выяснил. (Заслушивание сообщений учеников.)

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы.)

6. И, вот, впереди последняя остановка – класс Млекопитающие (Слайд 36).

Давайте посмотрим (Слайд 37–49).

А теперь давайте послушаем, какие интересные факты из жизни этих животных вам удалось найти. (Заслушивают мини-сообщения.)

Скажите, что можем сделать именно мы для сохранения этих видов, что делает Государство (Учитель заслушивает, корректирует ответы.)

Закрепление.

Вот и подошла к концу наша экскурсия, в завершении я хотела бы предложить вам выполнить небольшой диктант, вы должны ответить + “Да” или – “Нет”, время выполнения 2–3 минуты. (Тест представлен на экране монитора.)

  1. Наибольшая опасность исчезновения угрожает видам птиц.
  2. Красная книга создается с целью сохранения биологического разнообразия видов растений, животных и грибов.
  3. В Каратузском районе нет книги, в которую занесены виды животных, подлежащие охране.
  4. Окунь, щука, хариус – виды, относящиеся к редким и исчезающим в нашем районе.
  5. Зеленая жаба, обыкновенный тритон, сибирская лягушка – виды, относящиеся к редким и исчезающим в нашем районе.
  6. Черный аист периодически встречается на территории Каратузского района.
  7. Горный баран – аргали, красный волк – виды животных, часто встречающиеся на территории Каратузского района.

Теперь, ребята, давайте вы обменяетесь в паре своими тестами и осуществим взаимопроверку. Правильные ответы показаны на мониторе (Слайд 50).

Рефлексия. Итог урока. Выставление оценок.

  • Какие выводы вы для себя сделали на уроке?

Я надеюсь, что сегодня вы для себя сделали правильные выводы, я хотела бы прочесть несколько строк ученицы нашей школы Кропачевой Надежды (Слайд 51):

Защити, ты, природу,
Защити, милый друг,
От тебя же зависит,
Что будет вокруг!!!

(Выставление оценок.)

Домашнее задание: составить кроссворд по теме “Редкие и малочисленные животные Каратузского района” (Слайд 52).

Информационные источники:

  1. Красная книга Российской Федерации (животные). – М: АСТ Астрель, 2001. – 862 с.
  2. Красная книга Красноярского края / Е.Е. Сыроечковский, Э.В. Рогачева, А.П. Савченко, Г.А. Соколов, А.А. Баранов, В.И. Емельянов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. – 254 с.
  3. Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса, – Красноярск: издательство “Платина”, 2007.-104 с., ил.
  4. Редкие и малочисленные животные Каратузского района/отв. Ред. сер. К.И. Распопин, отв. Ред. Вып. М. Н. Смирнов; Красноярский государственный университет. – Красноярск, 2001. – 236 с.
  5. http://redbook24.ru
  6. http://ru.wikipedia.org
Читать еще:


Новые материалы:

Геометрическая прогрессия :: Решение линейных уравнений. 6–7-й классы :: Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости. 10-й класс :: Формулы сокращенного умножения. 7-й класс :: Интегрированный урок математики и информатики в 8-м классе по теме: "Построение графиков квадратичной функции" :: The Kid Who Would Be King, 2018 :: Кровати без ПМ / MOON TRADE / Кровать двуспальная Прима 160х200 Модель 1200 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD