Урок "Хранитель вод Вятских". 5-й класс : Экология

Дидактическая цель: создать условия для систематизации учебного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цели по содержанию:

- образовательная: создать условия для выявления взаимосвязи между значением воды, ее использованием, степенью загрязнения и способностью к самоочищению.

- развивающая: способствовать обучению школьников умению устанавливать причинно-следственные связи, умению сравнения и обобщения при выполнении самостоятельной работы по определению загрязненности исследуемых водоемов и состоянию цепи загрязнения.

- воспитательная: создать условия для эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникаций, речевой культуры ребенка, бережного отношения к собственному здоровью окружающих.

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный: частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения (перечень оборудования урока):

1. На каждой парте:

- маршрутный лист путешествия;

- учебные комплекты “Круговорот воды в природе”, “Биоиндикаторы пресных водоемов”, “Биомониторинг пресных водоемов”, “Цепь загрязнения;

- рисунки “Живые организмы пресного водоема”;

- карточки для рефлексии.

2. Наглядные пособия общего назначения:

- глобус;

- презентация к уроку;

- карты Кильмезского района и Кировской области;

- приз детям – медаль “Хранитель вод Вятских”;

- комплект “Цветной дождь” для определения настроения учащихся;

- экран для показа рисованного фильма и кадры рисованного кино (7 шт.).

Структурные этапы и задачи урока, деятельность учителя и учащихся.

Структурные этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент.

Задача:

создать благоприятный психологический настрой на урок

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

День добрый! Приветствовать рада я вас!
Как в классе светло от сияющих глаз!
Давайте урок поскорее начнем,
Чтоб исследовать край наш, в котором живем!

Ученики заходят в класс, оценивают свое настроение капелькой на стенде “Цветной дождь”.

Приветствуют учителя, занимают рабочие места.

  М
О
Т
И
В
А
Ц
И
Я

Ц
Е
Л
Е
П
О
Л
О
Г
А
Н
И
Е

Т
Е
М
А

Учитель демонстрирует глобус. Задает вопросы классу:

- Что это?

- Какие объекты на глобусе изображены голубым цветом? Показывает на слайдах презентации фотографии планеты из космоса.

- Почему основной цвет планеты голубой?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?

- Сегодня мы вспомним и закрепим знания и умения, которые получили при изучении темы: “Водные ресурсы родного края”

Нас ждет увлекательное восхождение на вершину Знаний. Состоит оно из семи высот (показывает на изображение горы на электронной доске), чтобы одолеть их, нужно воспользоваться своими знаниями и умениями, а наградой за отличную работу будет присуждение звания “Хранитель вод Вятских”.

Итак, тема сегодняшнего урока “Хранитель вод Вятских”

Согласны отправиться в путь?

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Отвечают на вопрос:

О воде, о водных ресурсах родного края.

Вместе с учителем определяют задачи урока: вспомнить, научиться, применять полученные знания и умения.

Слушают учителя, испытывают эмоциональное воздействие слов.

Отвечают утвердительно

Актуализация знаний и умений. - Итак, начинаем. На каждой высоте нам нужно будет выполнить задания, они у вас на маршрутном листе. (Приложение 1)

Дается инструктаж по выполнению заданий и оценке результатов.

Учитель показывает на первую высоту горы Знаний со словами:

Изучают маршрутный лист.

Индивидуально выполняют задания первой высоты.

Применение знаний и умений - Прочитайте вопрос на маршрутном листе, ответить на него вы сможете, выполнив задание.

Предлагает проверить и оценить выполнение задания:

Оценка “5” - без ошибок.

Оценка “4” - одна ошибка

- Прекрасно! Можем продолжать восхождение.

Индивидуально выполняют задание первой высоты.

Желающий зачитывает свой вариант ответа.

Дополняют, высказывают свое мнение.

Каждый оценивает за выполнение своего задания.

Актуализация знаний и умений. Показывает на вторую высоту Горы Знаний -

“Круговорот воды в природе”, где показана схема:

живая

П                  вода

не живая

Задает вопрос: Какую роль играет вода в природе?

Смотрят на схему.

Отвечают на вопрос:

- Совершая круговорот, вода связывает объекты живой и неживой природы.

Применение знаний и умений Выполните задание №2 на маршрутном листе.

Демонстрирует схему в рисованном варианте на электронной доске, предлагает проверить правильность выполнения задания и поставить оценку.

- Замечательно, поднимаемся выше.

Работают в парах с учебным набором “Круговорот воды в природе”, составляют схему круговорота воды.

Проверяют, оценивают

Актуализация знаний и умений.

Применение знаний и умений

Показывает на третью высоту знаний - “Почему без воды и ни туды и ни сюды?”. (Звучит фрагмент “песни Водовоза” в исполнении Л. Утесова)

- Еще 100 лет назад была распространена эта профессия. Сейчас в ней нет необходимости, вода сама приходит к нам в дома. Но и тогда, и сегодня быт человека невозможно представить без воды.

- Мы с вами провели исследование, доказывающие это (демонстрирует таблицу “Использование воды” - данные домашнего исследования учащихся): каждый подсчитал количество воды, затраченной в сутки на одного человека в семье и на домашних животных. Проанализировав данные получилось, что первое место среди бытовых нужд занимает стирка, второе – личная гигиена, третье – уборка квартиры. Оказалось, что в среднем один житель Кильмези использует 70 литров воды в сутки. В районе проживает 15500 тыс. жителей.

Подчитайте сколько литров воды расходуется в Кильмезском районе в сутки на бытовые нужды.

Обращает внимание на информацию расходования воды в других странах и задает вопрос:

- Если сравнить эти данные, что можно сказать о жителях родного края?

Учитель предлагает поставить оценку за этот этап.

- Молодцы! Почти половина пути за плечами! Нужно отдохнуть набраться сил, а мы любим активный отдых.

Слушают учителя, испытывают эмоциональное воздействие слов и музыки.

Смотрят на таблицу.

Выполняют задание №3 в маршрутном листе, заносят данные.

Находят информацию в маршрутном листе, сравнивают, отвечают на вопросы учителя, подводя итог исследованию:

- Жители родного края более экономно расходуют воду.

Ставят оценку в маршрутном листе.

Физкультминутка Ну-ка, братцы не ленись, на зарядку становись
Встали прямо, потянулись, наклонились, разогнулись.
Повернулись и соседу улыбнулись!
Повернулись и другому улыбнулись!
Руки вперед протянем, встряхнем и на место сядем.
Выполняют упражнения

Усаживаются на места.

Актуализация знаний и умений - Здорово! Зарядились энергией!

Нас ждет четвертая высота, обращает внимание учащихся на термины под четвертой высотой - “самоочищение”, “биофильтры”.

Люди используют воду на свои нужды, а потом возвращают ее в природу, но уже загрязненную. Интересно, способны ли природные водоемы справляться с загрязнением?

- Как называется группа живых организмов, которые способствуют самоочищению водоемов?

Отвечают на вопросы:

- Способны, если загрязнение не чрезмерное, происходит самоочищение.

- Живые фильтры или биофильтры – это живые организмы, которые фильтруют воду в водоеме через себя, потому что они так питаются.

Применение знаний и умений Предлагает выполнить задание четвертой высоты в маршрутном листе.

Учитель предлагает проверить выполнение задания.

- Прекрасно! Можем продолжать восхождение.

Выполняют задание №4 (см. приложение №4) в парах.

Желающие зачитывают ответ, остальные проверяют.

В водоемах родного края биофильтрами являются:

1. микроорганизмы,

2. беззубка.

Ставят оценку за выполнение.

Актуализация знаний умений

Применение знаний и умений

- И вот мы на пятой высоте. Она называется “Биоиндикаторы и биомониторинг пресных водоемов”.

Мы знаем, что любой водоем можно оценить по степени загрязнения при помощи биоиндикаторов.

- Напомните мне, пожалуйста, кто является биоиндикаторами водоемов?

- А что такое биомониторинг?

Учитель обращает внимание на карту Кильмезского района:

- Взгляните на карту Кильмезского района: голубая сеточка на ней - это реки, озера и пруды родного края. Их более 100. В семи из них были взяты пробы воды: река Зеквай, река Кильмезь, река Кульма, река Большой Юг, озеро Алас, пруд на ул. Юбилейная, река Осиновка.

Определите по биоиндикаторам степень загрязнения воды в природных водоемах, по результатам пробы воды, которые у вас в конверте №5 (приложение №5).

Учитель предлагает огласить результаты исследования, проверить и оценить выполнение задания.

Отвечают на вопрос учителя.

Биоиндикаторы – это живые организмы, которые живут в воде и по их наличию, или отсутствию судят о степени загрязнения водоема.

Отвечают на вопрос:

Биомониторинг – это наблюдение за изменением окружающей среды при помощи биоиндикаторов.

Индивидуально выполняют задание, заполняют таблицу в маршрутном листе.

Желающие зачитывают результаты исследования на степень загрязненности водоема.

Проверяют и ставят оценку.

Актуализация знаний и умений Учитель со словами: “Теперь, обладая такими ценными знаниями и испытав их на прочность, мы сможем одолеть шестую высоту с названием “Экологическая безопасность”?

Задает вопрос: “Что мы подразумеваем под экологической безопасностью”.

Экологическая безопасность – это защита от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.
Применение знаний и умений. Дает задание согласно маршрутному листу:

- Составьте схему цепи загрязнения.

Предлагает проверить по слайду, правильность выполнения задания.

Задает вопрос:

- Как мы можем защитить себя от вредного воздействия тяжелых металлов – например, свинца?

- Сделайте вывод по этому заданию, закончив фразу в маршрутном листе.

Индивидуально выполняют задание по составлению цепи загрязнения (приложение №6).

Проверяют

Отвечают на вопрос:

- Соблюдая правила экологической безопасности, нельзя:

1. Кушать растения и плоды, растущие у дороги.

2. Выпасать домашних животных вдоль дорог.

3. Гулять и играть около обочины дорог.

Делают вывод:

- Для живого организма вода – самое важное вещество, чтобы он был здоровым вода должна быть – чистой.

Актуализация знаний и умений. Учитель обращает внимание, что осталось покорить последнюю высоту, под названием “Сохраним водные ресурсы родного края” и задает вопрос:

- А что мы можем сделать, чтобы вода родного края была чистой и дарила нам здоровье?

Учитель благодарит за пройденный этап и объявляет, что Вершина Знаний по теме “Водные ресурсы родного края” успешно покорена.

Желающие называют правила поведения в окружающей среде.

1. Соблюдать чистоту всегда и везде!

2. Бережно и экономно расходовать воду!

3. Охранять и беречь животных водоемов они – живые фильтры!

4. Объяснять близким, как и для чего нужно беречь воду!

5. Быть человеком!

Обобщение

Контроль

Рефлексия

Просит сделать выводы с помощью ключевых слов на слайде - “знаем”, “умеем”, “можем и будем”.

Предлагает зачитать выводы.

- А как не следует поступать – смотрите рисованное кино на стихи С. Михалкова “На речке”.

Показывает кадры рисованного фильма

Учитель подводит итоги урока:

  1. Консультирует о выставлении итоговой отметки, вставляет в классный журнал.
  2. Поздравляет с успешным покорением Вершины Знаний.
  3. Награждает медалью “Хранитель Вод Вятских”
  4. Проводит рефлексию по карточкам.
  5. Обращает внимание на домашнее задание, записанное в маршрутном листе, и консультирует.

Учитель заканчивает урок.

Благодарит класс за работу.

Предлагает, уходя оценить свое настроение на стенде “Цветной дождь”.

Голубые капельки – отличное настроение

Зеленые капельки – хорошее настроение

Коричневые капельки – плохое настроение

Урок окончен! Будьте здоровы!

Делают выводы, отмечая на маршрутном листе.

Желающие зачитывают:

Знаем – что вода одно из самых важных веществ на планете.

Умеем – определять качество природной воды по биоиндикаторам.

Можем и будем – беречь и охранять воды родного края от загрязнения и гибели.

Группа учащихся озвучивают кадры.

Выставляют отметку за урок.

Учащиеся заполняют карточку рефлексии.

Читают домашнее задание

Прощаются с учителем.

Оценивают свое настроение после урока капелькой на стенде “Цветной дождь”.

Читать еще:


Новые материалы:

Конспект урока по английскому языку в 6-м классе по теме "Праздники. Рождество" :: План-конспект урока "Мир немецкой поэзии" (литературно-музыкальный салон) :: Урок по теме "Путешествие в Великобританию" :: Разработка интегрированного урока (английский + французкий языки) :: Эффективные приемы работы с различными видами текстов :: Талли ( Tully ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Мебель для спальни/Шкафы, тумбы и комоды/Комоды / Королевство сна / Комод с зеркалом Королевство сна ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD