Интегрированный урок (экология + основы права) по теме "Антропогенное загрязнение биосферы. Основные положения экологического права" : Экология

Интегрированный урок (экология + основы права) по теме "Антропогенное загрязнение биосферы. Основные положения экологического права" : Экология

Тип урока: интегрированный экологические основы природопользования и основы права.

Форма организации: рассказ, поисковая беседа, сообщения студентов, видеопрезентации, работа со статистическим материалом.

Метод обучения: поэтапное изложение, рассказ, беседа с элементами повторения предыдущего материала.

Методические приемы: активизация познавательной деятельности с применением творческих заданий, индивидуальных сообщений; анализ правовых документов, сравнение статистических фактов, обсуждение проблемно-познавательного задания, анализ таблиц.

Междисциплинарные связи: экология, природопользование, основы права, информатика.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал, иллюстрированный материал, доклады, таблицы, карты, исторические документы, опорный конспект.

Учебно-планирующая документация: программы учебных дисциплин, календарно-тематические планы.

Цели занятия:

1) образовательные:

  • усвоение знаний по экологическим основам природопользования и основам права;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы, умения анализировать таблицы, работать с правовыми документами, выполнять видеопрезентации.

2) развивающие:

  • выделять причинно-следственные связи; обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • вовлечение в творческий процесс учебной деятельности по выработке теоретических знаний на основе личного опыта и рефлексии;
  • развитие логического мышления при обсуждении проблемных вопросов.

3) воспитательные:

  • способствовать развитию интереса к дисциплинам "Экологические основы природопользования" и "Основам права";
  • воспитывать чувства ответственности и любви к природе;
  • развитие коммуникативных навыков работы в коллективе, распределять обязанности и объединять усилия, поддерживать доброжелательную атмосферу, помогать товарищам в трудные моменты.

Ход урока

1. «Основные понятия и определения загрязнения».

Преподаватель экологии: Что такое загрязнения, основные виды загрязнений, антропогенное воздействие на биосферу (атмосферу, литосферу, гидросферу, биотические сообщества). На сегодняшнем занятии обобщим полученные знания и ответим на вопрос: «Почему проблема антропогенного загрязнения приобрела глобальный характер?».

Давайте вспомним основные понятия и определения (работа микрогруппами: одна половина группы выполняет тестовые задания, а с другой половиной группы преподаватель проводит блиц-опрос). (Приложение)

Что такое загрязнение? (Загрязнение физическое, химическое, биологическое – изменение окружающей среды, вызванное как естественными (природными) факторами так и хозяйственной деятельностью человека).

Какие последствия загрязнений могут быть? (неприятное и этически неприемлемое воздействие: неприятные запах и вкус, уменьшение видимости в атмосфере, загрязнение поверхности зданий и памятников; нанесение ущерба имуществу: коррозия металлов, химическое и физическое разрушение материалов, использованных для возведения зданий и памятников, загрязнение одежды, зданий и памятников; нанесение ущерба растительности и животному миру: снижение продуктивности лесов и продовольственных культур, вредное воздействие на здоровье животных, что приводит к их вымиранию; вред для здоровья человека: распространение инфекционных заболеваний, раздражение и болезни дыхательных путей, изменения на генетическом уровне, изменение репродуктивной функции, раковые заболевания; нарушение систем жизнеобеспечения на локальном, региональном и глобальном уровнях: изменения климата и снижение естественной скорости круговорота веществ и поступления энергии, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека и других живых существ.

Перечислите факторы определяющие тяжесть воздействия загрязняющих веществ. (химическая природа, т.е. насколько они активны и вредны для определенного вида растений и животных; концентрация – содержание на единицу объема воздуха, воды или почвы; устойчивость – продолжительность существования в воздухе ,воде и почве.

Назовите способы контроля загрязнений. (Контроль на входе, препятствующий проникновению потенциального загрязнителя в окружающую среду или резко сокращающий его поступление; контроль загрязнения на входе направлен на ликвидацию отходов, уже попавших в окружающую среду.

По происхождению, на какие группы делятся загрязнения? (Естественные и антропогенные; по обхвату территории: глобальные, региональные, локальные

Основные типы загрязнений окружающей среды: физическое (тепловое, шумовое, электромагнитное, световое, радиоактивное); химическое (аэрозоли, химические вещества, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы, СПАВ); биологическое (биотическое (биогенное), микробиологическое, генная инженерия)

Преподаватель экологии: Мы с вами вспомнили основные понятия по предыдущей теме «Загрязнения». Творческое задание по теме «Загрязнение» (презентации 1).

Преподаватель экологии: Современное человечество поставлено перед необходимостью кардинальной перестройки взаимоотношений природы и общества на всех уровнях, а для этого нужно преобразовать все сферы – от экономики до сознания.

2 . «Основные положения экологического права»

Преподаватель права: Конституция является основным законом государства. В области экологии Конституция РФ устанавливает:

1) Экологические права и обязанности ст. 42 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Граждане РФ по конституции ст. 58 обязаны:

  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относится к природе и природным богатствам.

2) Право собственности на землю и другие природные ресурсы ст. 9, ст.36.

3) Компетенцию государственных органов власти в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности ст. 71, 72, 114. (презентация, схема 1).

Сфера экологических отношений обширна, поэтому в системе российского права экологическое право выделено в отдельную отрасль.

- Назовите известные вам отрасли российского права? (конституционная, гражданская, уголовная, административная, трудовая, семейная и т.д.)

- Давайте вспомним, что такое отрасль права и что лежит в основе деления на права на отрасли? (повторение нацелено на то, чтобы студенты самостоятельно дали определение экологического права). Экологическое право это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей среды.

Предметом правового регулирования являются отношения:

  • в сфере использования объектов окружающей среды;
  • в сфере воздействия на окружающую среду;
  • в сфере охраны окружающей среды;
  • по защите экологического права и законных интересов физических и юридических лиц. (Презентация схема 2).

Экологическое право как отрасль не может существовать без своих источников.

– Что мы называем источником права? Какие виды источников права вы можете назвать?

В экологическом праве, несомненно, основным видом источника является нормативно-правовой акт (законы и подзаконные акты).

Источники экологического права: Конституция РФ, ФЗ РФ: «Об охране окружающей среды», «О животном мире», «Об экологической экспертизе», «О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «О континентальном шельфе РФ», «О недрах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», « Об охране озера Байкал», Водный кодекс, Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и др. (презентация, схема 3).

Среди всех источников особое место занимает ФЗ «Об охране окружающей среды», он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологическое разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

– Из курса экологии вспомните, что мы понимаем под охраной окружающей среды?

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» провозглашены принципы окружающей среды.

  1. Охрана жизни и здоровья.
  2. Выполнение экологических законов.
  3. Сочетать экономический и экологический интерес.
  4. Гласность в решении экологических задач.
  5. Рациональное использование ресурсов.
  6. Международное сотрудничество (презентация, схема 4).

– Вспомните, что такое правоотношение? Экологические правоотношения в экологическом праве подразделяются на:

а) отраслевые: землеохранительные, охрана недр, лесоохранительные, охрана животного мира, охрана атмосферы и воздуха;

б) комплексные: охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон (презентация, схема 5).

Экологическое право как отрасль имеет свою структуру (презентация, схема 6).

Система экологического права: Общая часть

право собственности на природные объекты – определяет, что и в какой форме могут находиться праве владения, распоряжения и пользования;

экономический механизм охраны окружающей среды освещен в ФЗ «Об охране окружающей среды» (анализ юридического документа):

право природопользования – регулирование отношений по использованию природных богатств;

объекты охраны окружающей среды - ими являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти и специальными органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерство природных ресурсов и экологии, ФС Росприроднадзор, Роснедра, Росводресурсы, Росгидромет;

права и обязанности субъектов, юридическая ответственность за экологические правонарушения. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде. Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

В России внедрен принцип "загрязнитель платит". Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования наступает лишь за экологические нарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации.

Административная ответственность наступает за совершенное правонарушение в области охраны окружающей среды и экологии. Данные правонарушения рассматриваются судами (мировыми судьями), комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурами, подразделениями и территориальными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В УК РФ специальная глава «Экологические преступления», в которой предусмотрено 17 составов преступлений и ответственность за них.

Особенная часть (правовая охрана окружающей среды и отдельных природных объектов). В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, т.е. природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение.

Специальная часть (механизм международно-правовой ответственности).

Принципы международного сотрудничества. Окружающая среда – общая забота человечества. Окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Свобода исследования и использования Окружающей среды и ее компонентов. Рациональное использование Окружающей среды. Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании Окружающей среды. Взаимозависимость охраны окружающая среды, мира, развития, обеспечения прав человека и его свобод. Предосторожный подход к окружающей среде. Право на развитие. Предотвращение загрязнения окружающей среды. Предотвращение вреда. Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Обеспечение конституционных экологических прав. Недопустимость трансграничного ущерба. Защита экосистем Мирового океана. Обеспечение экологической безопасности (презентация, схема 7).

Скажите, по-вашему мнению можно ли выделить основной принцип и какой?

В современном мире действуют международные организации цель которых охрана окружающей среды. ООН. ЮНЭП – программа ООН по окружающей среде (экологическая совесть ООН). ЮНЕСКО, МАГАТЭ – международное агентство по атомной энергетике, ВОЗ, МСОП, ИМО (м/н морская организация), ФАО (Всемирная продовольственная организация, ВМО и др. (презентация, схема 8).

3. «Антропогенное загрязнение и юридическая ответственность.

«Антропогенное загрязнение атмосферы». Выступление студента с выполненным творческим заданием. (Студенты заносят в таблицу: источники загрязнения, последствия загрязнения, пути решения проблемы, виды юридической ответственности).

«Антропогенное загрязнение гидросферы». Выступление студента с выполненным творческим заданием. (Самостоятельно заносят в таблицу: источники загрязнения, последствия загрязнения, пути решения проблемы, виды юридической ответственности).

«Антропогенное загрязнение литосферы». Выступление студента с выполненным творческим заданием. (Самостоятельно заносят в таблицу: источники загрязнения, последствия загрязнения, пути решения проблемы, виды юридической ответственности).

«Антропогенное загрязнение биотического сообщества» Выступление студента с выполненным творческим заданием. (Самостоятельно заносят в таблицу: источники загрязнения, последствия загрязнения, пути решения проблемы, виды юридической ответственности).

(презентация 2, 3, 4, 5).

Преподаватель экологии: Подведем итоги урока и ответим на главный вопрос: Почему проблема антропогенного загрязнения приобрела глобальный характер? Каковы последствия и юридическая ответственность.

(Ответы и рассуждения студентов на вопрос)

Читать еще:


Новые материалы:

"Волшебный мир музыки". П.И. Чайковский :: Открытый урок в 5-м классе по теме "Романса трепетные звуки" :: Внеклассная занятие по музыке. Сценарий фольклорного спектакля "Как у бабушки Арины" :: Методика проведения занятий по огневой подготовке из пневматического оружия :: Разработка урока по теме: "Понятие о собственности" в курсе "Юный горожанин" (региональный компонент) :: Излом времени ( A Wrinkle in Time ), 2018 :: Дом и дача/Освещение/Новый Год/Праздничный стол/Светильники для кухни / Eglo / Подвесной светильник Musero 1 96517 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Тихое место (A Quiet Place), 2018

Мистический триллер о семье фермеров, которые жили в тишине и уединении, – пока не стали мишенью для незримого преследователя потусторонней природы.

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD