Рабочая программа по дисциплине "Экологический менеджмент" : Экология

Рабочая программа по дисциплине "Экологический менеджмент" : Экология

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 280711 Рациональное использование природохозяйственных комплексов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке)  и профессиональной подготовке работников в  области природоохраны и природообустройства.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл (вариативная часть).

Данная дисциплина формирует:

Общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Профессиональные компетенции:

ПК 4.1. Представлять информацию о результатах экологического мониторинга в виде таблиц, диаграмм и геокарт.
ПК 4.2. Проводить оценку экономического ущерба и рисков для природной среды, экономической эффективности природоохранных мероприятий, платы за пользование природными ресурсами.
ПК 4.3. Проводить сбор и систематизацию данных для экологической экспертизы и экологического аудита.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– воспринимать изменения в условиях  современного производства, рыночной экономики и предпринимательства;
– находить и  использовать необходимую экономическую информацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– процесс управления и организации труда на уровне первичного коллектива и структур среднего звена;
– нормативно-организационную документацию в области рационального природопользования,
– основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
– текущее законодательство в области охраны окружающей среды.

1.4. При разработке рабочей программы использовано 42  часа вариативной части ОПОП, которые направлены на повышение экономической грамотности обучающихся для более профессионального выполнения ими своих непосредственных обязанностей в области нормирования  расходных материалов, расчета  экологического ущерба от производственной деятельности, стандартизации природоохранной деятельности по международным стандартам, заполнения отчетной документации.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося 62 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологический менеджмент  Вариативная часть

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

62

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

 

     лабораторные занятия

     практические занятия

8

     контрольные работы

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

 

    Реферат
    расчетная работа,  письменная работа
    работа с источниками информации
   работа с законодательной базой

5
5
5
5

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Экологический менеджмент»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основы  экологического менеджмента

24

 

Введение

Цель  и содержание дисциплины , её значение. Связь с другими дисциплинами.

2

1

Тема 1.1
Менеджмент и его роль в современном обществе

Менеджмент как наука. Роль управления в современном обществе.
Периоды в развитии менеджмента.
Основные этапы развития мирового рыночного хозяйства. Школы управления.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся
Письменные  работы на темы «Школы менеджмента», «Менеджмент как искусство управления».

2

 

Тема 2. 1
Экологический менеджмент.

Понятие «экологический менеджмент». Цели и задачи экологического менеджмента.
Система экологического менеджмента
Экологическая миссия, политика и цели промышленных предприятий
Экологическая политика предприятия. Принципы разработки экологической политики. Цели и задачи экологической политики. Программа корпоративного экологического менеджмента .(КЭМ).  Теория стейк-холдеров.
Основные требования к системе экологического управления на предприятии.

10

3

 Практическая работа 1
Проведение экологического SWOT-анализа предприятия..

2

 

Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты на темы «Экологическая политика предприятия»,  «Миссия и её значение»
«Роль экологической политики на предприятии»»
Составление схемы классификации  экологических рисков

4

 

Раздел 2. Стандартизация в области экологического менеджмента

10

 

Тема 2.2
Международные стандарты в области экологической политики предприятия

Система международных стандартов ISO 14000. Основные требования стандарта ISO 14001
Организация и практическая реализация деятельности в области экологического менеджмента
Сертификация систем экологического менеджмента. Экономическая эффективность экологического менеджмента

 

4

 

3

Практическая работа 2
Оценка эффективности внедрения стандартных систем  КЭМ

2

 

Самостоятельная работа обучающихся
Изучение стандартов ISO 14001. Составление таблицы
Расчетные работы на тему «Экономическая эффективность экологического менеджмента».

4

 

Раздел 3. Основы экологического аудита.

26

 

Тема 3.1
Основы экологического аудирования.

Особенности экологического учета и отчетности. Общие требования к системе экологического учета.
Аудирование как вид профессиональной экологической деятельности; классификация программ аудирования. Экологический аудит и международные стандарты.
Общая методика разработки и реализации программы аудита систем экологического менеджмента
Критерии аудита систем экологического менеджмента
Методы экологического аудирования

6

3

Практическая работа 3
Изучение  программы аудита системы  экологического менеджмента

2

 

Самостоятельная работа обучающихся.
Изучение отдельных статей НК РФ,  N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
Изучение отд. положенийN 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности

 

4

 

Тема 3.2
Показатели результатов  экологической деятельности предприятия

Балансовый метод оценки эффективности  экологической работы.
Индикаторы экологических результатов деятельности предприятия.
Экологический контроллинг. Цели, задачи, механизм функционирования.
Документация и отчетность в системе управления окружающей средой.

 

6

 

2

Практическая работа 4
Заполнение типовых бланков документации и отчетности в системе управления окружающей средой.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся 
Составление матрицы оценки результатов экологич. деятельности предприятия
Анализ экологического баланса предприятия.
Составление схемы проведения экологического контроллинга

 

6

 

Зачет

Итоговое обобщение. Дифференцированный зачет

2

 

Всего:

62

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики, компьютера с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектора.

4. КОНТРОЛЬИ ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:

 

 

воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства

ОК2, ОК4

Тестовые работы, рефераты, домашние письменные работы
Практические работы 1,2
находить и  использовать необходимую экономическую информацию

ОК2. ОК4, ОК5

Доклады, работа с источниками информации, тестирование
ЗНАТЬ:

 

 

основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику

ОК3,ОК4, ОК 5

Самостоятельные работы, домашние работы, работа с законодательной базой  ГК РФ, НК РФ, ТК РФ расчетные задания
процесс управления и организации труда на уровне первичного коллектива и структур среднего звена;

ОК5,ПК4.3

Индивидуальные задания, расчетные задания с использованием ПК
– нормативно-организационную документацию в области рационального природопользования,
– текущее природоохранное законодательство

0К6, ПК4.2,ПК4.3

Работа с законодательной базой, работа с источниками информации
Практические работы 3,4
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок "Кукла-закрутка" :: Интегрированный урок (литературное чтение + окружающий мир) по теме "Мы любим сказки" :: Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Звездные узоры" :: Урок математики в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме "Сложение и вычитание чисел в пределах 10" :: Урок биологии в 8-м классе на тему: "Профилактика желудочно-кишечных заболеваний" :: 2+1 ( Demain tout commence ), 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Mebelson / Стол компьютерный Галерея ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD