Жизнь в Балтийском море : Экология

Жизнь в Балтийском море : Экология

Данная методическая разработка представляет обобщение опыта работы в организации экскурсионных и полевых занятий со школьниками по изучению Балтийского моря и его биоразнообразия, проведенным автором на побережье Балтийского моря (Калининградская область). Занятие знакомит с ключевыми вопросами Балтики и организмами в нем обитающими (на примере обитателей прибрежной полосы). При необходимости содержание занятия может быть сокращено или использованы отдельные элементы для освещения необходимых тем.

Уровень: рассчитано на средний и старший школьный возраст.

Цель: знакомство с основными особенностями Балтийского моря, экологией моря, его фауной и флорой.

Время занятия: 5 ч. (2 ч. теоретической работы и 3 ч. экскурсии).

Место: класс или другое учебное помещение, берег моря.

Необходимое оборудование:

для теоретической части – технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация занятия), раздаточный материал, маркеры;

для практики – банки, белые пластиковые лотки, морская вода, пинцеты, сачок, бинокуляры, предметные стекла, цветные маркеры.

Ход занятия

1. Что мы знаем о Балтийском море?

В начале занятия предложите учащимся вспомнить и перечислить известные им сведения о Балтийском море, которые можно записать на доске. Сколько стран имеет выход к Балтике? Какие ближайшие соседние страны? После этого им можно раздать рабочие карты № 1 и предложить нанести на контурную карту Балтийского региона: страны, которые в него входят, вспомнить столицы стран, подписать наиболее крупные части Балтийского моря, заливы, впадающие в море реки.

Обсудите с учащимися: подсчитайте, сколько стран входит в состав Балтийского региона? (девять), почему на карте обозначено больше стран? (Норвегия, Чехия, Украина входят в водосборный бассейн Балтийского моря). Обратите внимание, что Россия имеет выход к Балтийскому морю в Санкт-Петербурге и в Калининграде.

Сведения о Балтийском море.

Возраст: около 15 тыс. лет

Площадь: 412 560 км2 с проливом Каттегат (около 390 000 км2 без него).

Длина береговой линии: около 8 тыс. км.

Средняя глубина: 52 м.

Максимальная глубина: 470 м (Ландсортская котловина).

Соленость: варьирует от 1-2‰ в Финском и Ботническом заливах до 25-30‰ в проливах.

Крупнейшие заливы: Ботнический, Рижский, Финский.

Крупнейшие острова: Аландские, Борнхольм, Готланд, Рюген, Сааремаа, Хийумаа, Эланд.

Крупнейшие реки, впадающие в море: Нева, Даугава, Неман, Вента, Висла, Одер. Всего впадает около 250 рек.

Климат: Умеренный морской.

Рабочая карта № 1. Приложение 1

2. Что такое солёность, и какова она в Балтийском море?

Всем хорошо известно, что морская вода солёная на вкус, поскольку в ней растворено большое количество различных солей, в т.ч. и поваренная соль – хлорид натрия. В океанах и большинстве морей вода имеет достаточно устойчивое содержание соли, определяемое количеством растворенных в воде ионов, которое равняется 35‰. Солёность измеряется в промилле – количество грамм соли, растворенной в 1 литре воды, т.е. такой уровень солёности означает, что в одном литре содержится около 35 грамм соли.

Балтийское море уникально тем, что количество соли в ней гораздо меньше, чем в океане и других морях. Балтика – солоноватоводный водоём. В центральной части моря средняя солёность воды составляет 5-9‰, в Финском и Ботническом заливах она еще ниже – порядка 3-4‰. По мере приближения к проливам, соединяющим Балтику с Северным морем, солёность возрастает.

Моделирование на занятии. Разговор о солёности воды можно сопроводить небольшим моделированием содержания соли в различных морях. Рассчитайте вместе с учащимися и приготовьте растворы следующей концентрации. Для большей точности можно воспользоваться солемером.

  • Мёртвое море - 240‰ соли
  • Средиземное море - 39‰ соли
  • Мировой океан – 34,7‰ соли
  • Северное море - 30‰ соли
  • Пролив Каттегат - 15‰ соли
  • Балтийское море у берегов Дании - 9‰ соли
  • Балтийское море у Калининграда - 7‰ соли
  • Финский залив - 3‰ соли

Часть учащихся может аккуратно начать “дегустацию” с самой концентрированной воды, а другая часть – с воды наименьше концентрации. Обсудите полученные результаты.

3. Организмы, обитающие в Балтийском море

Предложите учащимся назвать виды животных и растений, которые обитают в Балтийском море. Почему в Балтийском море нет “настоящих” морских животных – китов, акул, осьминогов, кораллов? (соберите различные варианты ответов, которые дадут учащиеся). Обсуждение должно навести на мысль, что Балтика чем-то принципиально отличается от прочих морей, и эта особенность связана с солёностью воды.

По сравнению с настоящим морями, Балтийское море с его солоноватой водой имеет бедную флору и фауну. Это связано с тем, что многие морские организмы не способны выживать в низкой солёности, в то время как для пресноводных организмов незначительное повышение соли в воде также вызывает гибель. Тем не менее, в Балтийском море успешно существуют виды растений и животных, как морского, так и пресноводного происхождения.

Работа в группах (по 3-4 человека). Раздайте карточки (рабочая карта № 2) с изображением различных организмов, живущих в Балтийском море. Задание состоит в том, чтобы правильно назвать организм (или группу организмов); исходя из имеющихся знаний, составить краткое описание (где обитает, чем питается и т.д.). Далее группы делают мини-выступления. После чего предложите учащимся подумать, как эти организмы связаны в экосистеме, попытайтесь с ними составить пищевую сеть (можно добавить других видов). Обсудите, как еще организмы взаимосвязаны друг с другом? (Например, местообитанием – на фукусе обитают другие водоросли, моллюски и ракообразные; некоторые животные используют раковины двустворок как субстрат).

Рабочая карта № 2. Приложение 2

4. Экскурсия на побережье Балтийского моря

Во время экскурсии на побережье моря соберите коллекцию штормовых выбросов, т.е. морских организмов, которых можно собрать на берегу моря. Снабдите свои сборы их этикетками с указанием даты, места сбора и расстояния выброса от линии уреза воды. В классе или полевом стационаре (во время летних лагерей это может быть любое помещение, в.т.ч. и веранда) проведите разбор коллекции, определите собранные виды животных и растений. По итогам экскурсии можно оформить выставку или экспозицию “Природа Балтики”, а также, поднакопив материал, использовать его для исследовательской работы “Штормовые выбросы Балтийского моря”.

Поднимите камни, выброшенные морем доски, проведите сачком в зарослях зеленых водорослей, облепивших огромные камни, оглядите сваи волнорезов. Собирайте все попавшиеся организмы, в т.ч. пустые раковины моллюсков. Кроме того, интересны и разнообразны организмы, ведущие неподвижный прикрепленный образ жизни. Такие организмы относятся к экологической группе перифитона. С помощью скребка обследуйте обрастания на деревянных сваях и камнях. Здесь можно обнаружить зеленые водоросли кладофору и энетероморфу, домики рачков балянусов, мшанок, осевших мидий.

После экскурсии разберите собранный материал, разбив его по группам. Можно разложить по отдельным лоткам водоросли, беспозвоночных животных (ракообразные, моллюски), рыб. Попытайтесь определить найденных животных и растений, руководствуясь определителями. Для работы вам, возможно, понадобятся определители. Живых животных отпустите в море, а пустые раковины моллюсков и другие подобные находки возьмите для пополнения коллекций. Результаты своей работы следует отобразить в карточке обследования побережья (рабочая карта № 3).

Что можно обнаружить в штормовых выбросах

Моллюски: Мидия (Mytilus edulis) – обитает на глубине от 1 до 60 м. Самые распространенные моллюски Балтики. Своими прочными нитями, называемыми биссусом, они крепко удерживаются на месте. Они получают еду, фильтруя воду. Большая мидия может профильтровать 5 л воды за час. За год все мидии успевают профильтровать всю воду Балтики.

Балтийская макома (Macoma baltica) – в штормовых выбросах легко найти бледные треугольные раковины балтийской ракушки макомы. Они могут быть белыми, желтоватыми, бледно-розовыми. Обитает макома по всей акватории Балтики и выживает даже в опресненных заливах.

Песчаная ракушка Мия (Mya arenaria) – самый большой балтийский моллюск, его раковина в длину достигает 12 см. Раковина более грязного цвета по сравнению с нарядной балтийской ракушкой. Эти моллюски могут зарываться на глубину до 1 м.

Сердцевидка (Cerastoderma spp.) – если вы найдете на побережье серовато-белую ракушку, напоминающую сердечко, значит это сердцевидка. Эти моллюски предпочитают глину и песок, зарываются, выставляя наружу сифоны для фильтрации воды.

Ракообразные: Морской желудь (Balanus spp.) – морской усоногий рачок, прикрепляющийся к камням, водорослям, ракушкам. Их тело скрыто внутри особой раковины, образующих небольшой домик.

Бокоплав (Gammarus sp.) – маленькие рачки, которых легко обнаружить в скоплениях водорослей. Активно мечутся, плавают кругами.

Морская блоха (Talitrus saltator) – мелкие ракообразные, которых легко найти на побережье зарывающимися в песок или прячущимися под водорослями.

Водоросли: Фукус (Fucus spp.) – Морская бурая водоросль, растущая на камнях. На поверхности воды обычно видны только плавающие пузырьки. Часто на фукусе можно встретить поселившиеся другие водоросли и рачков-балянусов.

Нитчатые водоросли – целая группа различных видов зеленых водорослей, которых выбрасывает во время сильного шторма. Именно здесь можно обнаружить огромное количество бокоплавов. Наиболее часто встречающийся вид из нитчатых водорослей – кладофора и церамиум.

Фурцеллярия (Furcellaria sp.) – принадлежит к отделу красных водорослей. Часто ее можно найти после штормов в виде черных ветвистых комочков. Иногда водоросль выбрасывает целыми зарослями. На веточках фурцеллярии часто можно встретить налеты в виде сеточек – это колониальные организмы – мшанки.

Высшая растительность: Зоостера (Zoostera marina) – после шторма на песчаных берегах появляется большое количество водорослей, которые выглядит как размотанные ленты, тянущиеся вдоль побережья. Это – зоостера, или морская трава. Она образует целые подводные луга на дне моря, где находят свое убежище многочисленные обитатели Балтики.

Рисунки

Рабочая карта № 3. Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Преподавание информатики по теме "Оператор варианта на языке Паскаль" :: Организация работы при создании презентации :: Урок модуля "Практика работы на компьютере" курса "Технология". 3-й класс :: Использование переключателей в программе Microsoft PowerPoint 2003 для настройки анимации на объект :: Урок русского языка в 3-м классе (УМК "Гармония"). Тема: "Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о глокой куздре" :: Звезда родилась ( A Star Is Born ), 2018 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Письменные столы/Столы для дома / Merdes / Стол письменный Домино СД-45С ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Почему газовая плита - это вредно

Кухня с газовой горелкой обычно является главным источником загрязнения воздуха, причем, не только на кухне, но и во всей квартире.

Букеты на 1 сентября из чая, кофе и конфет!

На 1 сентября все дети идут в школу с цветами. И на общем фоне будет выгодно выделяться школьник с оригинальным подарком - букетом, составленным из чая, кофе и конфет!

Итоговый тест по курсу 10-го класса

Данные тесты составлены для итоговой проверки знаний учащихся 10-х классов, обучающихся по учебнику "Алгебра и начала анализа - 10" авторов С.М.Никольского, М.К.Потапова и др. с целью приобщения их к единому государственному экзамену. В работу включены 26 заданий для каждого варианта. Всего 4 варианта. Все задания распределены по трем уровням сложности А, В и С подобно заданиям ЕГЭ. Учтены все темы, изучающиеся в данном курсе алгебры и начал анализа, а также задания по алгебре 7–9 кл. и геометрии. В работе приведены ответы к заданиям.

Познавательно-исследовательский, творческий проект с детьми второй младшей группы «Первоцветы – дар крымского леса»

Дети не имеют знаний о бережном отношении к природе родного края и навыков правильного поведения в природе, еще не сформировано экологическое сознание, а основы его закладываются в дошкольном возрасте. Цель проекта: формирование представлений о первых цветущих растениях крымского леса – первоцветах, опыт экологически грамотного поведения детей в природе.

Путешествие по координатной плоскости

По курсу математики автора Л.Петерсон в 4-м классе изучается тема «Координатная плоскость». Тема оказалась настолько интересной, что дети сами придумывали и составляли различные фигуры на координатной плоскости. Так возникла идея проведения урока закрепления по данной теме в игровой форме, который построен как путешествие по литературному произведению Стивенсона «Остров сокровищ» с применением различных форм организации учебной деятельности учащихся. Чередование различных видов деятельности способствует поддержанию работоспособности учащихся, поэтому урок насыщен многообразием заданий.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD