Жизнь в Балтийском море : Экология

Данная методическая разработка представляет обобщение опыта работы в организации экскурсионных и полевых занятий со школьниками по изучению Балтийского моря и его биоразнообразия, проведенным автором на побережье Балтийского моря (Калининградская область). Занятие знакомит с ключевыми вопросами Балтики и организмами в нем обитающими (на примере обитателей прибрежной полосы). При необходимости содержание занятия может быть сокращено или использованы отдельные элементы для освещения необходимых тем.

Уровень: рассчитано на средний и старший школьный возраст.

Цель: знакомство с основными особенностями Балтийского моря, экологией моря, его фауной и флорой.

Время занятия: 5 ч. (2 ч. теоретической работы и 3 ч. экскурсии).

Место: класс или другое учебное помещение, берег моря.

Необходимое оборудование:

для теоретической части – технические средства обучения (проектор, компьютер, презентация занятия), раздаточный материал, маркеры;

для практики – банки, белые пластиковые лотки, морская вода, пинцеты, сачок, бинокуляры, предметные стекла, цветные маркеры.

Ход занятия

1. Что мы знаем о Балтийском море?

В начале занятия предложите учащимся вспомнить и перечислить известные им сведения о Балтийском море, которые можно записать на доске. Сколько стран имеет выход к Балтике? Какие ближайшие соседние страны? После этого им можно раздать рабочие карты № 1 и предложить нанести на контурную карту Балтийского региона: страны, которые в него входят, вспомнить столицы стран, подписать наиболее крупные части Балтийского моря, заливы, впадающие в море реки.

Обсудите с учащимися: подсчитайте, сколько стран входит в состав Балтийского региона? (девять), почему на карте обозначено больше стран? (Норвегия, Чехия, Украина входят в водосборный бассейн Балтийского моря). Обратите внимание, что Россия имеет выход к Балтийскому морю в Санкт-Петербурге и в Калининграде.

Сведения о Балтийском море.

Возраст: около 15 тыс. лет

Площадь: 412 560 км2 с проливом Каттегат (около 390 000 км2 без него).

Длина береговой линии: около 8 тыс. км.

Средняя глубина: 52 м.

Максимальная глубина: 470 м (Ландсортская котловина).

Соленость: варьирует от 1-2‰ в Финском и Ботническом заливах до 25-30‰ в проливах.

Крупнейшие заливы: Ботнический, Рижский, Финский.

Крупнейшие острова: Аландские, Борнхольм, Готланд, Рюген, Сааремаа, Хийумаа, Эланд.

Крупнейшие реки, впадающие в море: Нева, Даугава, Неман, Вента, Висла, Одер. Всего впадает около 250 рек.

Климат: Умеренный морской.

Рабочая карта № 1. Приложение 1

2. Что такое солёность, и какова она в Балтийском море?

Всем хорошо известно, что морская вода солёная на вкус, поскольку в ней растворено большое количество различных солей, в т.ч. и поваренная соль – хлорид натрия. В океанах и большинстве морей вода имеет достаточно устойчивое содержание соли, определяемое количеством растворенных в воде ионов, которое равняется 35‰. Солёность измеряется в промилле – количество грамм соли, растворенной в 1 литре воды, т.е. такой уровень солёности означает, что в одном литре содержится около 35 грамм соли.

Балтийское море уникально тем, что количество соли в ней гораздо меньше, чем в океане и других морях. Балтика – солоноватоводный водоём. В центральной части моря средняя солёность воды составляет 5-9‰, в Финском и Ботническом заливах она еще ниже – порядка 3-4‰. По мере приближения к проливам, соединяющим Балтику с Северным морем, солёность возрастает.

Моделирование на занятии. Разговор о солёности воды можно сопроводить небольшим моделированием содержания соли в различных морях. Рассчитайте вместе с учащимися и приготовьте растворы следующей концентрации. Для большей точности можно воспользоваться солемером.

  • Мёртвое море - 240‰ соли
  • Средиземное море - 39‰ соли
  • Мировой океан – 34,7‰ соли
  • Северное море - 30‰ соли
  • Пролив Каттегат - 15‰ соли
  • Балтийское море у берегов Дании - 9‰ соли
  • Балтийское море у Калининграда - 7‰ соли
  • Финский залив - 3‰ соли

Часть учащихся может аккуратно начать “дегустацию” с самой концентрированной воды, а другая часть – с воды наименьше концентрации. Обсудите полученные результаты.

3. Организмы, обитающие в Балтийском море

Предложите учащимся назвать виды животных и растений, которые обитают в Балтийском море. Почему в Балтийском море нет “настоящих” морских животных – китов, акул, осьминогов, кораллов? (соберите различные варианты ответов, которые дадут учащиеся). Обсуждение должно навести на мысль, что Балтика чем-то принципиально отличается от прочих морей, и эта особенность связана с солёностью воды.

По сравнению с настоящим морями, Балтийское море с его солоноватой водой имеет бедную флору и фауну. Это связано с тем, что многие морские организмы не способны выживать в низкой солёности, в то время как для пресноводных организмов незначительное повышение соли в воде также вызывает гибель. Тем не менее, в Балтийском море успешно существуют виды растений и животных, как морского, так и пресноводного происхождения.

Работа в группах (по 3-4 человека). Раздайте карточки (рабочая карта № 2) с изображением различных организмов, живущих в Балтийском море. Задание состоит в том, чтобы правильно назвать организм (или группу организмов); исходя из имеющихся знаний, составить краткое описание (где обитает, чем питается и т.д.). Далее группы делают мини-выступления. После чего предложите учащимся подумать, как эти организмы связаны в экосистеме, попытайтесь с ними составить пищевую сеть (можно добавить других видов). Обсудите, как еще организмы взаимосвязаны друг с другом? (Например, местообитанием – на фукусе обитают другие водоросли, моллюски и ракообразные; некоторые животные используют раковины двустворок как субстрат).

Рабочая карта № 2. Приложение 2

4. Экскурсия на побережье Балтийского моря

Во время экскурсии на побережье моря соберите коллекцию штормовых выбросов, т.е. морских организмов, которых можно собрать на берегу моря. Снабдите свои сборы их этикетками с указанием даты, места сбора и расстояния выброса от линии уреза воды. В классе или полевом стационаре (во время летних лагерей это может быть любое помещение, в.т.ч. и веранда) проведите разбор коллекции, определите собранные виды животных и растений. По итогам экскурсии можно оформить выставку или экспозицию “Природа Балтики”, а также, поднакопив материал, использовать его для исследовательской работы “Штормовые выбросы Балтийского моря”.

Поднимите камни, выброшенные морем доски, проведите сачком в зарослях зеленых водорослей, облепивших огромные камни, оглядите сваи волнорезов. Собирайте все попавшиеся организмы, в т.ч. пустые раковины моллюсков. Кроме того, интересны и разнообразны организмы, ведущие неподвижный прикрепленный образ жизни. Такие организмы относятся к экологической группе перифитона. С помощью скребка обследуйте обрастания на деревянных сваях и камнях. Здесь можно обнаружить зеленые водоросли кладофору и энетероморфу, домики рачков балянусов, мшанок, осевших мидий.

После экскурсии разберите собранный материал, разбив его по группам. Можно разложить по отдельным лоткам водоросли, беспозвоночных животных (ракообразные, моллюски), рыб. Попытайтесь определить найденных животных и растений, руководствуясь определителями. Для работы вам, возможно, понадобятся определители. Живых животных отпустите в море, а пустые раковины моллюсков и другие подобные находки возьмите для пополнения коллекций. Результаты своей работы следует отобразить в карточке обследования побережья (рабочая карта № 3).

Что можно обнаружить в штормовых выбросах

Моллюски: Мидия (Mytilus edulis) – обитает на глубине от 1 до 60 м. Самые распространенные моллюски Балтики. Своими прочными нитями, называемыми биссусом, они крепко удерживаются на месте. Они получают еду, фильтруя воду. Большая мидия может профильтровать 5 л воды за час. За год все мидии успевают профильтровать всю воду Балтики.

Балтийская макома (Macoma baltica) – в штормовых выбросах легко найти бледные треугольные раковины балтийской ракушки макомы. Они могут быть белыми, желтоватыми, бледно-розовыми. Обитает макома по всей акватории Балтики и выживает даже в опресненных заливах.

Песчаная ракушка Мия (Mya arenaria) – самый большой балтийский моллюск, его раковина в длину достигает 12 см. Раковина более грязного цвета по сравнению с нарядной балтийской ракушкой. Эти моллюски могут зарываться на глубину до 1 м.

Сердцевидка (Cerastoderma spp.) – если вы найдете на побережье серовато-белую ракушку, напоминающую сердечко, значит это сердцевидка. Эти моллюски предпочитают глину и песок, зарываются, выставляя наружу сифоны для фильтрации воды.

Ракообразные: Морской желудь (Balanus spp.) – морской усоногий рачок, прикрепляющийся к камням, водорослям, ракушкам. Их тело скрыто внутри особой раковины, образующих небольшой домик.

Бокоплав (Gammarus sp.) – маленькие рачки, которых легко обнаружить в скоплениях водорослей. Активно мечутся, плавают кругами.

Морская блоха (Talitrus saltator) – мелкие ракообразные, которых легко найти на побережье зарывающимися в песок или прячущимися под водорослями.

Водоросли: Фукус (Fucus spp.) – Морская бурая водоросль, растущая на камнях. На поверхности воды обычно видны только плавающие пузырьки. Часто на фукусе можно встретить поселившиеся другие водоросли и рачков-балянусов.

Нитчатые водоросли – целая группа различных видов зеленых водорослей, которых выбрасывает во время сильного шторма. Именно здесь можно обнаружить огромное количество бокоплавов. Наиболее часто встречающийся вид из нитчатых водорослей – кладофора и церамиум.

Фурцеллярия (Furcellaria sp.) – принадлежит к отделу красных водорослей. Часто ее можно найти после штормов в виде черных ветвистых комочков. Иногда водоросль выбрасывает целыми зарослями. На веточках фурцеллярии часто можно встретить налеты в виде сеточек – это колониальные организмы – мшанки.

Высшая растительность: Зоостера (Zoostera marina) – после шторма на песчаных берегах появляется большое количество водорослей, которые выглядит как размотанные ленты, тянущиеся вдоль побережья. Это – зоостера, или морская трава. Она образует целые подводные луга на дне моря, где находят свое убежище многочисленные обитатели Балтики.

Рисунки

Рабочая карта № 3. Приложение 3

Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок-конференция (литература + история) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" :: Урок истории по теме "Полтавская битва". 7-й класс :: Роль Старой Ладоги в истории Древней Руси :: Обмен, торговля, деньги. 7-й класс :: Урок "История западной России. 8-й класс (Региональный компонент). Первый раздел Речи Посполитой. Появление на карте Европы Восточной Пруссии" :: Вижу лишь тебя ( All I See Is You, США ), 2016 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Mebelson / Стол компьютерный Галерея ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Как девушке накачать плечи в тренажерном зале

Упражнения на плечи в тренажерном зале. Эффективные упражнения на плечи Что, по вашему мнению, создает впечатление по-настоящему накачанного тела? Естественно,...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Ходьба на месте для похудения

Ходьба на месте для похудения Большинство людей, которые желают похудеть, начинают свой опыт по избавлению от лишнего веса именно с диет. Хотя уже давно доказано...

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Занятия обручем для похудения

Занятия с обручем для похудения Существует множество способов добиться идеальной фигуры. Изнурительные тренировки в тренажерном зале или строгие диеты сможет...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Напитки для похудения отзывы

Вода Сасси – эффективный напиток для похудения Диетологи утверждают: для того, чтобы сбросить лишний вес, необходимо пить много жидкости, при помощи которой...

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD