Экологическое воспитание студентов на основе традиций тувинского народа : Экология

Экологическое воспитание студентов на основе традиций тувинского народа : Экология

1. Введение.

По мере становления цивилизации человек смог оградить себя от определенных неблагоприятных воздействий среды обитания, создав свою техногенную среду. Эта среда в настоящее время становится господствующей и представляет угрозу существования всего живого на Земле, в том числе и самого человека. Особенно остро это ощущается в условиях резкоконтинентального климата центрально-азиатских легко нарушаемых горных и степных экосистем Республики Тыва при утрате традиционных систем хозяйствования.

Решение проблемы установления гармонии между Человеком и Природой представляется нам возможным путем духовно-нравственного возрождения через восстановление традиционных связей человека с природой, что совершенно не означает полного отказа от благ цивилизации, а говорит лишь об использовании тех ценностей и взаимосвязей, которые способствовали бы более рациональному использованию природных ресурсов без нанесения вреда экосфере.

Необходимо формировать экологическую культуру с переоценкой отношения к окружающей среде, воспитывать экологическую ответственность каждого человека.

Экологическая ответственность означает понимание человеком своей меры свободы в отношении с окружающей природой, границы которой определяются законами устойчивости и сохранения природных экосистем. Именно с этих позиций раскрывается понятие экологической устойчивости и равновесия экосистем. Благополучие Тувы как горной страны с яркими проявлениями аридизации, а также ее жителей, во многом зависело и зависит от формы и типов хозяйственного использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов, в том числе и биологических, этническими сообществами, обитавшими на территории Тувы и живущими на ее территории в настоящее время.

При разработке целостной программы системы экологического воспитания для регионов Сибири с их многообразием укладов, религий и верований, необходимо изучать и возрождать традиции этического воспитания подрастающего поколения, прежде всего в семье. Последние годы, к сожалению, в семье воспитание вообще низведено до нуля, не говоря уже о формировании каких-то нравственных ценностей. Изучение родословной семьи, рода, племени (особенно это важно для кочевых народов) позволяет выйти на исторические корни формирования общечеловеческих ценностей, в том числе и во взаимоотношениях с Природой. Мир кочевников, создавших экологическую культуру гармонии духовно-нравственной и природной среды обитания человека, представляется прекрасной моделью и эталоном соприродного взаимодействия человеческой цивилизации. При этом мы должны помнить, что на разных территориях Сибири, с их разной географической оболочкой, как говорил Лев Николаевич Гумилев, имеются этносы со своеобразной, уникальной культурой и своими ценностями, реализующими максимальную адаптацию человека к этим конкретным условиям. Без учета этой специфики невозможно осуществлять экологическое просвещение и воспитание. Для рассмотрения программ непрерывного экологического воспитания и образования в условиях Республики Тыва мы основываемся на концепции “Экологическое образование и воспитание на экологических традициях и обычаях народов Центральной Азии и тувинского народа” Л.К.Аракчаа. В концепции во главу угла ставится изучение экологических традиций и обычаев родоплеменных групп, обитавших на территории республики. Родоплеменные группы, жившие в гармонии с природой, охранявшие свои природные ресурсы, оставили после себя не писанные, но строго соблюдавшиеся поколениями традиции и обычаи. Эти традиции и обычаи всегда были направлены на формирование природоохранного мировоззрения, ресурсосберегающего, как сейчас принято говорить, образа жизни и на понимание места человека в окружающей среде.

Мы считаем важным знакомить ребенка или подростка не просто с окружающим миром и его разнообразием, а обязательно через призму понимания его места в этом мире, его ответственности за этот мир. Уже в начальных классах предлагается рассматривать эколого-этнические срезы: “Кто Я?”, “Природа и Я”, “Истоки - Кто мы?”, “Мир кочевников”. Эти материалы призваны помочь детям преодолеть разрыв между биологической и духовно-нравственной средой, помочь воспитанию экологического понятия малой Родины. Изучение экологии кочевников - родоплеменных групп тувинцев дает понятие равновесного сосуществования человека в гармонии с окружающей средой. Уже в средних классах школьники знакомятся с целостной картиной мира, со всеми взаимоотношениями и взаимосвязями организмов. Рассматривая природно-ландшафтные условия и исторические этапы Тувы, сообщается об особенностях формирования экологической культуры тувинского народа, появления и закрепления ресурсосберегающих традиций - наличия родовых земель с сезонными кочевками, охото- и землепользования. В старших классах рассматриваются уже правовые аспекты взаимодействия человека и природы. Проблемы загрязнения, экологически опасные производства и типы хозяйствования, меры предупреждения и способы разрешения противоречий между потребностями человека и возможностями окружающего мира.

Немаловажным является и привлечение молодежи к активному участию в изучении состояния окружающей среды, места проживания, для чего разработаны пособия по проведению НИР со студентами. Мы активно работаем по организации геоэкологического мониторинга основных экосистем, расположенных в районе техникума и населенных пунктов.

Стремительный рост населения планеты, развитие промышленности, экстенсивный характер сельского хозяйства ведут к истощению природных ресурсов, нарушению целостности природы, ослаблению взаимосвязи между её компонентами, что влечет за собой возникновение экологических проблем. Сложившаяся в России и в Республике Тыва система экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одними из составляющих кризисной экологической ситуации. Такое положение в значительной степени объясняется слабой подготовкой людей, в том числе кадров, занимающихся воспитанием детей, к природоохранной деятельности. Формирование готовности к природоохранной деятельности оптимально решается в техникуме.

В стране должно быть сформировано общественное мнение о необходимости наличия экологических знаний у всех специалистов со средней профессиональной квалификацией, которые определили бы готовность высокообразованных россиян к природоохранной деятельности. Готовность – это интегральное качество личности, элемент сознания, форма принятия системы ответственной зависимости человека и природы. Готовность к природоохранной деятельности можно определить как устойчивую ориентацию личности, позицию личности по защите природы. Отношение к окружающей среде выражается в деятельности, связанной с рациональным природопользованием, преобразованием и охраной природы.

Для создания единого образовательного пространства в Республике Тыва по формированию готовности к природоохранной деятельности необходимо наличие:

- глубоких и прочных знаний по общей экологии, используемых в качестве фундамента для природоохранной деятельности;

- четко выраженных мотивов, побуждающих личность к природоохранной деятельности (убежденность в общественной необходимости и осознании личной значимости);

- развитых экологических умений и навыков и реализации их в практической деятельности;

- четкого видения экологических проблем, выбора путей решения.

На первом этапе реализации данной концепции с первого курса вводится обязательный курс “Общая экология”, в рамках которого формируются экологический понятийный аппарат, умения и навыки. Качественное состояние может быть оценено с помощью критериев, складывающихся из объективных и субъективных показателей (соблюдение норм поведения в природе, участие в пропаганде идей охраны природы, например, в МЭБО и т.д., которые можно обсудить и выработать в ходе данной конференции).

На втором этапе студенты знакомятся с курсом “Экологические основы природопользования”, где детально обсуждаются закономерности взаимоотношений конкретных организмов или человека с окружающей средой в Сибирском регионе, или крае. Доказано, что принципиально важным подходом в разработке и осуществлении технологии формирования готовности студентов к природоохранной деятельности является опора на реальный эколого-краеведческий комплекс, включающий программу “Экология Республики Тыва”. В результате, у студентов проявляется интерес к экологическим проблемам родного края. (В данном курсе обязательно должны присутствовать и элементы патриотического воспитания, которого нам так не хватало в последние десять лет).

В дальнейшем можно ожидать, что выпускники Сибирских вузов будут отличаться глубиной экологических знаний, убежденностью в необходимости природоохранной деятельности и готовностью к этой деятельности, а точнее, выпускники Сибири будут обладать высокой экологической культурой.

Модель по формированию готовности студентов к природоохранной деятельности построена с учетом принципов общего экологического образования и общепедагогических закономерностей – содержания, форм и методов педагогической деятельности, которые свойственны процессу формирования готовности к природоохранной деятельности у студентов.

Целевой как важнейший исходный компонент педагогического процесса определяет формирование личности, готовой к установлению оптимальных отношений с природной средой на основе нормативного взаимодействия с ней с учетом способов рационального природопользования и природоохранной деятельности.

Содержательный компонент включает знания, умения, сконструированные в интегральном курсе “предмет профессиональной подготовки” и экологии, которые служат основой для формирования готовности студентов, или будущих специалистов, к природоохранной деятельности.

Процессуальный компонент определяет технологию реализации индивидуальной подготовки студентов к природоохранной деятельности в учебном процессе на основе эффективных методов, средств и форм обучения.

Продолжение статьи.

Приложение.

Список литературы

  1. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.
  2. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г.
  3. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура — М.: Горизонт, 1997. — 208 с.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону: Издательство “Феникс”, 1996. – 480 с.
  5. http://sovet.fizteh.ru/materials/minobrinauki/recomendation_o.html
  6. http://rtf.ustu.ru/Vneuchebnaja-zhizn.22.0.html
  7. www.ecoforum2.narod.ru/hem41/yasvin.htm
  8. www.ecotown.khv.ru/NoteOleg03.htm
Читать еще:


Новые материалы:

Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Вычисление площади параллелограмма" :: Иррациональные уравнения по модульной технологии :: Внеклассная работа по математике: "Звёздный час" :: Урок алгебры в 7-м классе. Многочлены :: Методическая разработка урока написания письма в 5-м классе по теме: "Письмо маме. Каким я представляю себе свое будущее" :: Обитель зла: Последняя глава ( Resident Evil: The Final Chapter ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стул H-623 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD