Интегрированный урок по экономике в 10-м классе "Принципы и идеология формирования потребительской корзины в Российской Федерации" : Экономика

План урока.

“Благо народа – высшая цель общества”.

Девиз древних римлян.

Образовательные цели:

Тип учебного урока: Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности

Форма проведения: групповая работа

Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, кейс-метод

Задача учителя деятельности: минимум информационных функций, максимум управленческой

Приемы преподавания: сопоставление с новыми фактами, консультации, анализ, оценка, анализ известных фактов, управление исследовательской деятельностью

Приемы учения: осознание учебной задачи, самостоятельные обобщения по частным вопросам, составление плана самостоятельной работы, соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением, обобщение по проблеме в целом.

Содержательная основа учебного урока:

Ценностные отношения

Знания:

1. Опорные знания: определение потребительской корзины, инфляция, прожиточный минимум. Правильно употреблять экономическую терминологию (потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, индекс потребительских цен)понимать ее в тексте, в речи учителя, в формулировке заданий. Интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

2. Новые знания: достоверная информация по данной теме посредством использования информационного содержания Сети.

Способы действий:

1. Опорные способы: умение работать в программе Microsoft Office Excel (позволяет выполнять вычисления, анализировать данные) и Power Point. Использование поисковых программ Rambler/Index и ссылок на различные сайты.

2. Новые способы: учащимся дается возможность использовать компьютер при нахождении информации через Сеть; знакомство с Федеральным Законом “О потребительской корзине в целом по РФ”, Законом “ О потребительской корзине в районах приравненных к северным”.

Дидактические материалы и оборудование: компьютеры, проектор, справочный материал, пакет документов Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5.

Этапы урока.

1. Подготовка к восприятию темы урока. Постановка цели урока.

2. Работа в группах.

3. Представление и защита результатов своей деятельности.

4. Пресс-конференция (подведение итогов основной работы на уроке).

5. Оценивание своей деятельности.

6. Задание на дом.

Ход урока

1. Подготовка к восприятию темы урока. Приложение 5.

Постановка цели занятия.

Учащиеся записывают дату и тему урока.

Определяют цели урока:

  • учиться анализировать составляющие потребительской корзины;
  • осознать практическую и личностную значимость потребительской корзины;
  • уметь выделять узловые моменты своей деятельности, анализировать результаты своей работы и других групп;
  • продолжить учиться логически, строить свой ответ.

Учитель: “Как вы понимаете эти слова “Благо народа – высшая цель общества”?

(учащиеся высказывают свое отношение и вместе с учителем приходят к выводу).

Благо народа и есть критерий прогресса. Особую значимость этот критерий приобретает в социально-ориентированной рыночной экономике, где центральной фигурой становится человек. По размеру и структуре (набору жизненных благ) потребительской корзины (еще говорят по модели питания населения) можно судить о достигнутом уровне и качестве жизни в каждой конкретной стране.

В РФ впервые в 1999 году был принят Федеральный Закон “О потребительской корзине в целом по РФ”.

Учитель: Что такое прожиточный минимум и потребительская корзина?

Для чего используется прожиточный минимум?

Как определяется прожиточный минимум и потребительская корзина?

Учащийся: Благосостояние характеризует уровень жизни людей. Под уровнем жизни понимают обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей.

Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум используется:

- для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных программ;

- обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;

- для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

- а также для формирования бюджетов.

Для расчета прожиточного минимума:

1. определяется ПК - понятно, что она зависит от места жительства, от возраста, пола и других факторов; 2. подсчитывается стоимость ПК плюс обязательные платежи и сборы (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд) - это и есть величина прожиточного минимума.

ПК определяется для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети), в целом по РФ, в субъектах РФ. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях.

Гипотеза: потребительская корзина в Российской Федерации несовершенна.

2. Учитель: “ Вам предлагается найти и отобрать нужную информацию по теме урока посредством использования информационного содержания Сети, проанализировать ее и представить отчет в виде презентации.

Класс делится на группы.

Работа в группах по плану. Приложение 1.

Учитель предлагает ознакомиться с планом занятия, где указаны задания для каждой из групп: - Анализ (объем потребления, ценность, составляющие) потребительской корзины РФ за 1999-2006года;

- Анализируем стоимость минимального набора продуктов питания РФ 2001-2005г.;

- Анализ картографии ИПЦ по регионам РФ (2006 г.);

- Анализ потребительской корзины РФ за 1999-2006года (непродовольственные товары и услуги);

- Опережающее задание. Составить потребительскую корзину города (продукты питания), определить ее стоимость. Сравнить полученные результаты с достоверной информацией (ПК Красноярского края). Сделать выводы.

Сравнить данные с прожиточным минимумом.

Распределить обязанности в группе:

менеджер среднего звена (ответственный за поиск и достоверность информации), статист (ответственный за анализ информации), программист (за представление отобранной информации) и менеджер высшего звена (защита своей деятельности).

Учащиеся знакомятся с планом работы в группе, распределяют обязанности. Отбирают нужную информацию посредством использования информационного содержания Сети (используя поисковые программы Rambler/Index и ссылок на различные сайты), либо находят нужную информацию в папке “Экономика”. Приложение 4.

Анализируют ее и представляют в виде презентации.

Перечень сайтов:

3. По окончанию работы учитель предлагает проанализировать свою деятельность (заполнить лист оценивания). Каждая группа предлагает решение проблемы, обосновывая свои выводы, при этом имеет возможность ответить на вопросы аудитории, уточнить свои позиции и аргументы.

Принятые группами предложения оформляются в виде презентаций, которые проводятся для всей аудитории.

4. Учитель: “Ребята, вы в будущем ученые, управленцы, депутаты… Какие бы вы вопросы лоббировали в органах власти? Совершенна ли потребительская корзина? На ваш взгляд, что должно учитываться в потребительской корзине?”

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой учащиеся обсуждают групповую работу, суть проблемы, ту новую для себя информацию, которую они смогли узнать при знакомстве с текстом кейса, так и в процессе его обсуждения.

5. Выводы учащихся:

6. Домашнее задание: используя различные источники информации, найти по каким принципам, формируются потребительские корзины в других странах (Япония, США, Великобритания и др.).

Литература:

  1. Липсиц И. В. Экономика: Учебник – М. : Вита-Пресс, 2000.
  2. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. ; Под редакцией С. И. Иванова – М. :Вита-Пресс, 2000.
  3. Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: Методическое пособие. 9 класс. – М. : Вита-Пресс, 1997.
  4. Информация СЕТИ.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России" :: Февральская революция 1917 г. :: Конспект урока "Чудесный образ… (Православная икона, или О том, что нам рассказывает религиозная живопись…)" :: Урок истории по теме "Свобода в жизни человека" :: Новая экономическая политика :: Мумия ( The Mummy ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Шкафы/Шкафы / Ангстрем / Шкаф Кантри КА-200.04 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD