Разработка урока по экономике "Причины возникновения денег. Деньги на Руси", 10-й класс : Экономика

Цель: дать понятие, что такое деньги, изучить историю возникновения денег, развивать стремление к самостоятельному изучению материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин)

Учитель сообщает тему урока и цель.

Так как эта тема дается после обобщающего урока, проверка домашнего задания не проводится.

II. Изучение нового материала  с игровыми ситуациями и выступлениями учащихся (38 мин.)

Деньги – это средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние.

История денег:

Знакомство с экономическим комиксом «История денег», – зачем нужны деньги?

1. Деньги мы получаем за свой труд
2. Деньги мы тратим за покупку нужных нам товаров.

Наши предки жили стадами, занимались охотой, рыболовством, собирательством, и все, что удавалось добыть, потребляли совместно. Такое хозяйство называлось натуральным.
Потом произошло следующее:

Допустим жили по соседству три племени. Каждое само себя обеспечивало, выращивая зерно, добывая мясо и рыбу.

1                           2                            3
зерно                   зерно                     зерно
рыба                    рыба                      рыба
мясо                    мясо                      мясо

Племена нередко враждовали. Торгового обмена между ними не было. Но заметим, что первое племя больше производило зерна, чем могло съесть, и его нужно было хранить. Второе племя более умело ловить рыбу, а оставшаяся часть пропадала: солить они не умели. Третье имело свое стадо животных. Мясо не пропадало, но лишнему скоту нужны были обширные пастбища, а их занимали жители соседних племен, что часто приводило к вражде.
А не поменяться ли нам издержками? Такая мысль пришла им однажды в голову. Стали меняться на прямую: зерно на рыбу и мясо, мясо на зерно и рыбу, рыбу на зерно и мясо.
Но часто стали возникать такие ситуации:
Первому племени нужно мясо третьего, а третьему зерно не нужно, нужна рыба. Тогда первое, выменивая у второго рыбу на зерно, менялось с третьим на мясо. А если второе ничего не хотело, то обмен мог не состояться. Появление излишков – это первый   толчок к рынку.

Ситуация:

На рынок вышли восемь человек с излишками:

зерна,
мяса,
рыбы,
украшений из золота,
луков,
топоров,
кольев,
фруктов.

Обмен идет в количестве в зависимости от затрат труда.
Каждый пишет на листе бумаги, что бы он хотел иметь (не говоря никому). Затем все обнародуется, ситуация проясняется и рассматривается.
Рассмотрение ситуации должно привести к выбору, что требуется какой-то особый товар, который бы был посредником в обмене. В обмене появились такие предметы, которые всеми хорошо с удовольствием брались. Такой товар превращался в деньги. Эту роль стало выполнять золото. Но прежде, чем это произошло, в роли денег побывали многие вещи.

III. Выступление учащихся с сообщением

Выступление первого учащегося.

У разных народов в разные времена были разные деньги: овцы, коровы, лошади и др. латинское слово «пекунья» (монета) произошла от слова «пекус» (скот).
На Руси деньгами были шкуры животных и меха.
В южных странах раковины (каури). Добывать их было трудно, поэтому они имели большую ценность.
Истории известны так называемые «свиные деньги» – связки раковин, зубов и свиных хвостов. Эти связки достигали 12 метров.
У некоторых народов в качестве денег использовались различные продукты питания (чай, какао-бобы, табак, рис, кукуруза, соль).
Когда люди научились обрабатывать металлы, появились и металлические деньги (в форме слитков, кусков, песка, пластин). Это были медь, бронза, железо.
Лучше всего для роли денег подошли серебро и золото.
– Почему? –  Спрашивает учитель у  учащихся. А потом сформулировать ответы.

1. Это редкие благородные металлы. Чтобы их добыть, требовались большие затраты труда. Поэтому, к примеру, небольшое количество золота можно обменять на целое стадо коров или овец.
2. Их легче хранить и перевозить.
3. Они обладают свойством однородности и различаются только по весу (предложить сравнить две овцы, два быка, две шкуры).
4. Эти металлы обладают свойством сохраняемости (не портятся, не окисляются, не испаряются).

Выступление второго учащегося.

Первоначально золото обращалось в слитках и в виде песка. Слитки и песок взвешивались, их можно было делить. Особенно ценились самородки.
Потом стали делать монеты (форма разная) и ставить на них штамп.
Слово «монета» произошло от имени римской богини Юноны Монеты (советчицы). Во дворе её храма располагается монетный двор.
Самыми древними монетами в мире считаются статеры из электрума царя Гигеса из Лидии (670 г. до н.э.), электрум – сплав из золота и серебра. Их применяли греки, римляне и варварские племена.
В каждом древнем государстве выпускались свои монеты. Обычно с изображением царя. В Афинах с одной стороны монеты было изображение города – богини Афины.
В древней Руси первые монеты  появились при князе Владимире. Они были изготовлены из золота и назывались златниками. Во времена князя Ярослава Мудрого чеканили серебряники из тонкого серебряного кружка весом около 3 граммов.
В 14 веке на Руси началась массовая чеканка монет после победы русских войск над татарами Дмитрием Донским. Это были серебряные пластины неправильной формы с изображением воинов, всадников, князей, животных.
Русское слово «деньги» происходят от татарского «таньга».

Рассказ учителя: Первой денежной единицей была гривна. Это кусок серебра весом полфунта (фунт 409,5 г.). Пользоваться им было неудобно и его стали рубить на части. Так, от слова «рубить» появился рубль. Первые рубли чеканили ещё в 9 веке, но основной денежной единицей они стали в 13 веке.
Копейка появилась в 1555 году. Царь Иван 4 повелел делать деньги, и на них был изображен он сам на коне и с копьем. От слова «копье» и появилось название копейки.
Россия – первая страна, которая ввела десятичную систему исчисления денег, когда денежная единица делится на 100 монет:

1 рубль = 100 копеек
1 доллар = 100 центов
1 франк = 100 сантимов
1 фунт = 100 пенсов

А раньше 1 фунт стерлингов равнялся 20 шиллингам = 240 пенсам.

Выступление третьего учащегося с таблицей.

Названия русских монет:

1 рубль = 100 копеек
1 полтина = 50 копеек
1 гривенник = 10 копеек
1 алтын = 3 копейки
1 деньга = 1/2 копейки
1 полушка = 1/4 копейки.

Рассказ учителя: Чтобы золотые монеты меньше стирались, их стали делать из сплава золота с медью. Это помогало фальшивомонетчикам, которые стали больше добавлять меди.
Во все времена фальшивомонетчики строго карались. Но иногда фальсификацией занимались и сами правители.
Золотые монеты вытеснялись медными. Их нужно по весу значительно больше. Так, М.В.Ломоносову за написание оды выдали в награду 2 тысячи медных денег и привезли их ему на нескольких телегах.
Чем больше выпускалось медных денег, тем больше они падали в цене. И возникло такое понятие как инфляция, о котором мы поговорим на следующем уроке.

IV. Задание на дом (1 мин.)

Подготовить сообщение о том, когда и как стали заменять металлические деньги бумажными.

Читать еще:


Новые материалы:

Сценарий новогодней сказки на английском языке "When Christmas comes" :: Формирование гражданско-правовых чувств у младших школьников по воспитательной программе "Я — патриот Родины" :: Внеклассное мероприятие "Безопасное пребывание в условиях леса" :: Экологическая акция "Новогодняя красавица" :: Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны :: Женись на мне, чувак ( Épouse-moi mon pote ), 2017 :: Компьютерная техника/Аксессуары/Аксессуары и запчасти для ноутбуков/Подставки и столы/Мебель/Столы/Компьютерные столы/Угловые столы / Любимый Дом / Стол компьютерный угловой Джинс 507.080 сантана/джинс/желтый бриллиант ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD