Счета бухгалтерского учета : Экономика

Цели:

  • знакомство с понятиями “счета бухгалтерского учета”, типы счетов;
  • изучение структуры активного и пассивного счета;
  • формирование навыка составления бухгалтерских проводок;
  • развитие внимания и логического мышления.

Задачи:

  • повторить понятия “Баланс”, “Актив”, “Пассив”, “Типы хозяйственных операций” и закрепить на практике данные понятия.
  • научится определять тип счета: активный и пассивный.
  • научить составлять бухгалтерские проводки, основываясь на теоретических понятиях.
  • развить внимание, логическое мышление посредствам решения практических.

Оборудование:

Раздаточный материал по теме “Баланс” и Счета бухгалтерского учета. Два типа счетов. Структура активного и пассивного счетов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопрос: Что такое бухгалтерский баланс?

Ответ: Бухгалтерский баланс – способ обобщения и группировки активов хозяйствующего субъекта и источников их образования на определенную дату в денежной оценке.

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей: актива и пассива.

Вопрос: Что отражается в активе и пассиве баланса

Ответ: Актив отражает имущество организации, а пассив — источники образования этого имущества.

Вопрос: Назовите четыре типа изменения хозяйственных операций.

I тип А+И-И=П
II тип А=П+И-И
III тип А+И=П+И
IV тип А-И=П-И

где А – актив; П – пассив, И – изменение активов под влиянием хозяйственных операций.

III. Объяснение нового материала

В балансе организации приводятся обобщенные данные об объектах бухгалтерского учета на определенную дату. Оперативное управление организацией с целью принятия соответствующих управленческих решений вызывает необходимость иметь непрерывную информацию о состоянии и движении активов и источников их образования. С этой целью в бухгалтерском учете применяется система счетов.

Система счетовэто способ экономической группировки, текущего отражения и оперативного контроля за имуществом организации и хозяйственными операциями.

Каждый счет предназначен для отражения конкретного объекта имущества хозяйства или источников их образования.

План счетов бухгалтерского учета – это систематизированный перечень счетов, применяемых в практике ведения учета.

Рабочий план счетов

№ счета Наименование счета Тип А/П
01 Основные средства А(активный)
02 Амортизация основных средств П (пассивный)
04 Нематериальные активы А
05 Амортизация нематериальных активов П
08 Вложения во внеоборотные активы А
10 Материалы А
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям А
20 Основное производство А
23 Вспомогательные производства А
25 Общепроизводственные расходы А
26 Общехозяйственные расходы А
43 Готовая продукция А
50 Касса А
51 Расчетный счет А
52 Валютный счет А
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками А/П
62 Расчеты с покупателями и подрядчиками А/П
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам П
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам П
68 Расчеты по налогам и сборам П
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению П
69/1Расчеты по социальному страхованию
69/2 Расчеты по пенсионному обеспечению
69/3 Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
70 Расчеты с персоналом по оплате труда П
71 Расчеты с подотчетными лицами А/П
75 Расчеты с учредителями А/П
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами А/П
80 Уставный капитал П
82 Резервный капитал П
83 Добавочный капитал П
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) А/П
90 Продажи А/П
91 Прочие доходы и расходы А/П
99 Прибыли и убытки А/П

На счетах на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные только по однородным хозяйственным операциям. Счет представляет собой таблицу двусторонней формы, например счет “Материалы”.

Счет “Материалы”

    Дебет

Номер операции Дата Основание записи Сумма, руб. Номер операции Дата Основание записи Сумма, руб.
1 10.09 Поступили материалы от завода №1 5 000 000 2 11.09 Отпущены материалы в цех №8 100 000
3 15.09 Поступили материалы от завода №4 3 000 000 4 16.09 Отпущены материалы в цех №11 500 000

Кредит   

Таблица счета имеет две противоположные стороны, обозначенные терминами “Дебет” (Д) и “Кредит” (К). В рассмотренном примере по дебету счета отражается поступление материалов, а по кредиту – их расходование.

В учебных целях пользуются упрощенной таблицей строения счета.

Сч 10

Д

К

Сн = 1 000 000
1) 5 000 000 (60) 2) 1 000 000 (20)
3) 3 000 000 (60) 4) 500 000 (20)
Об 8 000 000 Об 1 500 000
Ск = 7 500 000

Остаток имущества или источников его образования на начало или на конец периода называется “сальдо”. В нашем случае сальдо начальное (Сн) – 1 000 000 руб., а сальдо конечное (Ск) – 7 500 000 руб. Сумма по операциям за отчетный период называется – оборотом по счету. Счет имеет два оборота – дебетовый и кредитовый (ОбД, К). В данном примере ОбД = 8 000 000 руб., а ОбК=1 500 000 руб.

Сч 10

Д

К

Сн = 1 000 000
1) 5 000 000 (60) 2) 1 000 000 (20)
3) 3 000 000 (60) 4) 500 000 (20)
Об 8 000 000 Об 1 500 000
Ск = 7 500 000

Ск = Сн + ОбД - ОбК

В активных счетах увеличение имущества происходит по дебетовой стороне, а уменьшение – по кредитовой. Остаток по счету может быть только дебетовым.

Сч 68

Д

К

Сн = 0
5) 2 800 (20)
8) 900 (70)
Об 0 Об 3 700
Ск = 3 700

Ск = Сн +ОбК - ОбД

В пассивных счетах увеличение имущества происходит по кредитовой стороне, а уменьшение – по дебетовой. Остаток по счету может быть только кредитовым.

Существуют активно – пассивные счета, которые объединяют в себе признаки активных и пассивных счетов. В этих случаях остаток может быть и дебетовым, и кредитовым. Например, счет “Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами” может иметь два остатка: дебетовый – показывает сумму дебиторской задолженности (сколько должны предприятию) и отражается в активе баланса, кредитовый – сумму кредиторской задолженности (сколько наше предприятие должно) и отражается в пассиве.

Все хозяйственные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета способом двойной записи.

Двойная запись – это способ отражения каждой операции в дебете одного и кредите другого взаимосвязанных счетов в одной и той же сумме.

Пример1. Отпущены со склада и израсходованы в основном производстве материалы на сумму 100 000 руб. (Сальдо начальное по сч. 10 – 300 000 руб., по сч. 20 – 600 000 руб )

Данная операция означает, что счет 10 “Материалы” уменьшается, а счет 20 “Основное производство” увеличивается. Оба счета активные. Увеличение в активном счете происходит по дебетовой стороне, а уменьшение – по кредитовой. Итак, составим проводку: Д сч. 20 – К сч 10 на сумму 100 000 руб.

Эту же операцию можно записать следующим образом:

Сч 10

Д

К

Сн = 300 000
1) 100 000 (20)
Об 0 Об 100 000
Ск = 200 000

 

Сч 20

Д К
Сн = 600 000
1) 100 000 (10)
Об 100 000 Об 0
Ск = 700 000

Пример 2. Поступило топливо от поставщиков на сумму 300 000 руб. Деньги за топливо не уплачены. (Сальдо начальное по сч. 10 – 100 000 руб., по сч 60 - 500 000 руб.).

В результате этой операции топлива на предприятии стало больше на 300 000 руб., одновременно возрос и долг перед поставщиком на эту же сумму. Счет 10 “Материалы” активный. Увеличение в активном счете происходит по дебетовой стороне. Счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” активно – пассивный, но так как наша задолженность перед поставщиками увеличилась (т.е. увеличилась кредиторская задолженность), то счет будет пассивным, а увеличение в пассивном счете происходит по кредитовой стороне. Составим проводку: Д сч. 10 – К сч. 60 на сумму 300 000 руб.

Эту же операцию можно отразить на счетах следующим образом:

Сч 10

Д

К

Сн = 100 000
2) 300 000 (60)
Об 300 000 Об 0
Ск = 400 000

 

Сч 60

Д

К

Сн = 500 000
2) 300 000 (10)
Об 0 Об 300 000
Ск = 800 000

Задание 1. Составьте бухгалтерские проводки и определите тип хозяйственных операций.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Сумма, руб.
1 Поступили деньги на расчетный счет от покупателей 15 000
2 Поступили материалы от поставщиков, деньги не уплачены 10 000
3 Отпущены в производство материалы для изготовления продукции 8 000
4 Начислена заработная плата рабочим организации 12 000
5 Удержаны налоги из заработной платы работников организации 1 000
6 Произведены отчисления органам социального страхования и обеспечения от заработной платы работников 4 000
7 Перечислены налоги в бюджет 900
8 Погашена задолженность перед поставщиками 10 000
9 Поступили деньги в кассу для выплаты заработной платы работникам 10 000
10 Выдана из кассы заработная плата работникам 10 000
11 Отгружена продукция покупателям 1200 000
12 Перечислено с расчетного счета в оплату счетов поставщиков 800 000
13 Часть прибыли предприятия направлена в резервный капитал 500 000
14 Выпущена из производства готовая продукция 800 000
15 Начислена заработная плата рабочим за изготовление продукции 500 000
16 Начислена заработная плата административно - управленческому аппарату 1100 000
17 Отпущены в производство материалы на изготовление продукции 700 000
18 Отпущено в производство топливо 500 000
19 Удержаны налоги из заработной платы работников 450 000
20 Отпущены запчасти для ремонта основных средств 100 000
21 Начислено органам социального страхования и обеспечения 300 000
22 Поступили от поставщиков материалы 480 000
23 Зачислен на расчетный счет долгосрочный заем 1000 000

Подведение итогов урока:

Итак, сегодня мы с вами:

  1. Повторили основные теоретические понятия “Баланс”, “Актив”, “Пассив” и “Типы хозяйственных операций”.
  2. На основе данных теоретических понятий научились определять тип счета: активный или пассивный.
  3. Познакомились с понятиями:.
  4. Изучили структуру активного и пассивного счета.
  5. Выполняя задание №1, повторили основные типы хозяйственный операций и научились составлять бухгалтерские проводки

Домашнее задание:

  1. Повторить понятия: “Баланс”, “Актив”, “Пассив” и “Типы хозяйственных операций”, “счета бухгалтерского учета”, “Активный и пассивный счет”, “Система счетов”.
  2. Выучить типы счетов на основе рабочего плана счетов.
  3. Задание 2 1), 2).

Задание 2

  1. Составьте бухгалтерский баланс предприятия на 1.02
  2. Составьте и внесите в журнал регистрации хозяйственных операций бухгалтерские проводки, определив недостающие суммы.
  3. Определите бухгалтерские счета, занесите начальные сальдо, разнесите операции по счетам, посчитайте обороты за месяц и выведите конечное сальдо.
  4. Составьте сальдооборотную ведомость по синтетическим счетам.
  5. Составьте бухгалтерский баланс на 01.03
Актив (Номер /наименование счета) Сумма, руб. Пассив (Номер /наименование счета) Сумма, руб.
       
       

Сальдо – оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета аз июнь

№ счета Сальдо на начало периода (С-до н), руб. Обороты, руб. Сальдо на конец периода (С-до к), руб.
Д К Д К Д К
             
             

Исходные данные

Баланс ОАО “Рассвет” на 1 июля 200_г.

Остатки по счетам ОАО “Рассвет” на 1.05.200 ...

№счета Наименование счета Сумма, руб.
  Расчеты по социальному страхованию и обеспечению 15 000
  Расчетный счет 680 000
  Материалы 200 000
  Уставный капитал 1 220 000
  Касса 13 000
  Основные средства 420 000
  Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 60 000
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям 10 000
  Расчеты с подотчетными лицами 28 000
Журнал регистрации хозяйственных операций за июнь
№ п/п Наименование документа и краткое содержание хозяйственной операции Кор. счетов Сумма, руб. 
Д К Частная Общая
1 Расчетно - платежная ведомость       180000
Начислена з/п рабочим основного производства
2 Справка: Начислены отчисления во внебюджетные фонды       18400
3 ВРС, ПКО       236600
Получены денежные средства в кассу:
а) для выдачи з/п     159000
б) для выдачи подотчет     27600
в) для выдачи ссуд работникам     50000
4 РКО Выданы из кассы:      
а) з/п      
б) подотчет Сидорову на командировочные расходы      
в) ссуды работникам      
5 Счета поставщиков, приходный ордер склада. Оприходовано на склад полученное от поставщиков топливо       200000
6 ВРС Перечислено с р/с:        
а) в оплату счетов поставщиков      
б) платежи во внебюджетные фонды     33400
7 Требование. Отпущено топливо в основное производство       10000
ИТОГО        

Литература

  1. ФЗ “О бухгалтерском учете” от 21.11.96 №129-ФЗ и рабочей программы по специальности 060400 “Бухгалтерский учет и аудит”
  2. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. “Бухгалтерский учет”, Сборник тестов по бухгалтерскому учету под ред. к.э.н. Хахонова Н.Н.,
  3. Сборник задач по бухгалтерскому учету под ред. д.э.н. Ларионова А.Д., Самохвалова Ю.Н.
  4. “Бухгалтерский учет (практикум)”, И.Н. Богатая, А.С. Чешев и др.

Приложение

Читать еще:


Новые материалы:

Как разнообразен мир! :: Формирование навыков исследовательской деятельности на уроках английского языка (ТРКМЧП в 10-м классе). Конспект урока по теме "Travelling and tourism" :: Литературный вечер "Культурная поездка по Австрии и Германии" :: Коспект обобщающего урока по теме "Past Simple (Indefinite) Tense" (Элективный курс "Основы английской грамматики, 9-й класс) :: Enviromental Problems :: Тихоокеанский рубеж 2 ( Pacific Rim Uprising ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Гостиная/Шкафы/Платяные / Анрекс / Шкаф платяной Denver 2D ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD