Электронное учебно-методическое пособие как форма самостоятельной работы учащихся в рамках элективных курсов : Экономика

Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов учеников и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.

Современное общество, по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.) находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному.

Вопрос адаптации человека к жизни в высоко динамичном обществе становится в наше время весьма актуальным. Информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому, информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Информатизация образования является важнейшим условием развития постиндустриального общества, в котором объектами и результатами труда подавляющей части населения являются информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему. Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

  1. массовое освоение средств новых информационных технологий – создание компьютерных классов, средств телекоммуникаций, оперативной полиграфии, систем интерактивного видео, баз данных и программных средств путем базовой подготовки учителей и учащихся;
  2. активное внедрение средств новых информационных технологий в традиционные учебные дисциплины, пересмотр содержания образования, разработка программного обеспечения, компьютерных курсов; видео- и аудиоматериалов на CD- и DVD- дисках;
  3. радикальная перестройка непрерывного образования, введение дистанционного обучения, смена методической основы обучения, замена вербального обучения аудиовизуальным.

Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм.Учителя уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как телеконференции, электронная почта, видеокниги, учебно-методические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, видео-уроки с использованием спутникового телевидения, системы мультимедиа, и многое другое. Необходим, и уже начат, пересмотр организационных форм учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.

Использование в учебно-воспитательном процессе электронных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:

  1. упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;
  2. составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;
  3. предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей и из Интернета;
  4. при использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Учащиеся могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.

Наша школа четвертый год работает по теме “Обучение, ориентированное на инновации с сохранением лучших традиций школы – путь к совершенствованию мастерства учителя и повышению знаний учащихся”. Нами накоплен определенный опыт по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс:

  • Педагоги нашей школы являются авторами интегрированного экзамена информатика - другие общеобразовательные предметы (экономика, технология, химия, физика, литература, география и др.) для учащихся 11 класса в форме электронного учебного пособия, утвержденного Городским информационно-методическим центром 20.05.02. Данное начинание получило распространение среди учителей города по различным направлениям.
  • Для повышения эффективности учебной деятельности совместно с учащимися педагогами школы разработано более 30 электронных пособий по экономике, основам потребительских знаний, технологии, химии, физике, информатике, литературе, географии и др. В том числе “Азбука потребительских знаний”, электронные учебные пособия по экономике: “Основы маркетинга”, “Основы менеджмента”, “Основы предпринимательства”, по технологии “Секреты кулинарии”, “Мода от А до Я”, “Профориетатор (в помощь выпускнику)”, “Справочник по органической химии”, “Периодическая система Д.И. Менделеева”, “Красная книга Иркутской области” и другие, которые активно применяются в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработана система интегрированных уроков: информатика – другие общеобразовательные предметы. Особенно интересные и запоминающиеся - “Виртуальная экскурсия по г. Братску”, “Афганский эксперимент”, “Виртуальный макияж”, “Дизайн квартиры”, электронная версия деловой игры “Цена и спрос” и др.
  • Создан и успешно работает центр информационных технологий (включающий: два компьютерных класса, интернет-центр и видео-лекционный зал, оборудованный спутниковым телевидением, видео, DVD и компьютерной техникой).
  • Педагоги школы постоянно повышают свой профессиональный и методический уровень через курсы повышения квалификации. 43 педагога прошли краткосрочные курсы повышения квалификации на базе школы под руководством ГИМНЦ по теме: “Освоение и внедрение педагогического проектирования, поисково-исследовательской деятельности и методологии экспериментальной работы”, 37 педагогов и 3 администратора прошли курсы на базе Братского Государственного Педагогического Колледжа №1 по теме “Информационно-коммуникационные и педагогические технологии в профессиональной деятельности”.

Повышение методической и информационной культуры педагогов положительно влияет на учебно-воспитательный процесс и позволяет выйти на новый уровень использования новых информационных технологий.

В этом учебном году группой педагогов начата работа по созданию и внедрению электронных учебно-методических пособий в образовательный процесс, с целью увеличения доли самостоятельной работы учащихся и апробации форм дистанционного обучения для повышения качества обучения.

Для создания пособий была выбрана кейс-технология, которая является одной из форм самостоятельной работы учащихся с использованием электронных средств обучения и дополнительных источников информации. При выборе данной технологии был определен примерный набор курсов и модулей.

В качестве примера рассмотрим более подробно электронное учебно-методическое пособие “Основы экономики и предпринимательства”. Данное пособие содержит системное изложение основных разделов комплексной адаптированной программы “Основы экономики и предпринимательства”, которая состоит из пяти элективных курсов: “Основы экономики”, “Основы предпринимательства”, “Основы менеджмента”, “Основы маркетинга” и “Основы бухгалтерского учета”.

Именно тех разделов, которые находятся за рамками учебной программы общеобразовательной школы для учащихся 8-9 классов и могут повлиять на выбор профиля обучения в 10-11 классе.

Данное электронное пособие призвано помочь учащимся изучить основные вопросы экономики и предпринимательства, расширить их общий кругозор и помочь сформировать целостное представление о сущности экономической деятельности и применении ее в профессиональной сфере, а так же способствовать формированию экономического мышления и информационной культуры учащихся.

Учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов:

  • Комплексная программа элективных курсов по экономике “Основы экономики и предпринимательства”;
  • Методические рекомендации по работе с электронным пособием;
  • Элективные курсы: “Основы экономики”, “Основы предпринимательства”, “Основы менеджмента”, “Основы маркетинга” и “Основы бухгалтерского учета”;
  • Словарь экономических терминов;
  • Список используемой и рекомендуемой литературы;
  • Информация об авторах пособия.

Каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь основных подразделов:

  • Тематическое планирование курса;
  • Теоретические основы;
  • Практические основы;
  • Вопросы для самостоятельного рассмотрения;
  • Задания для самостоятельного выполнения;
  • Рекомендуемая литература и другие источники информации для самостоятельного изучения и углубления знаний по данному курсу.

Данное электронное пособие рассчитано на широкий круг лиц, интересующихся вопросами экономической теории и практики, а так же учителей технологии, экономики, обществознания и географии. При проведении учебных занятий в качестве самостоятельного учебного пособия, и в качестве дополнительного материала.

Преимущества данного электронного учебно-методического пособия в том, что информация в нем представлена нелинейно, а, следовательно, можно открывать разделы содержания в любой последовательности. Сочетание текста, использование различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют лучшему усвоению материала.

Пользоваться данным пособием достаточно просто: для этого необходимо выбрать в содержании понравившийся раздел, (название разделов являются гиперссылками) и щелчком левой кнопкой мыши осуществить переход к материалу, выбранного раздела.

Для удобства пользователя учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов, а каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь подразделов.

В теоретических разделах раскрывается содержание основных теоретических вопросов данных курсов в доступной, понятной форме с применением примеров из жизни, что облегчает понимание фактического материала.

Выполнение практических заданий помогает учащимся лучше усвоить теоретических материал, и способствует оптимальному выбору профиля обучения в старшей школе.

Разработанное учебно-методическое пособие проходит апробацию на базе школы в рамках проведения элективных курсов среди учащихся 9-х классов. 50% учащихся выбравших элективные курсы экономического профиля, остановили свой выбор на данной форме самостоятельной работы. Это те учащиеся, которые успешно владеют информационными технологиями и имеют дома компьютер.

На основе выше изложенного можно сделать следующий вывод, что внедрение кейс-технологии как формы самостоятельной работы учащихся способствует:

  • Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;
  • Стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;
  • Усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
  • Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению.

Литература:

  1. Гозберг Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования/ Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  3. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
Читать еще:


Новые материалы:

Урок окружающего мира в 4-м классе с применением здоровьесберегающей технологии В.Ф .Базарного по теме: "Растения нашего леса" :: Урок по математике. Тема: "Умножение суммы на число" (2-й класс) :: Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание безударных гласных в корне слова" (3-й класс) :: Урок технологии в 4-м классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова "Тайна красоты. Работа с пластилином. Пластилиновая живопись "Ветка вишни" :: Урок природоведения во 2-м классе "Какие бывают животные" :: Ветреная река ( Wind River ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Столы обеденные / Кубика / Стол обеденный Бомбей-2 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как накачать попу на велосипеде

Лучший способ укрепить мышцы ягодиц — езда на велосипеде Для достижения результата от езды на велосипеде, нужно следовать некоторым правилам: Первым делом...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Имбирная настойка для похудения

Как помогает похудеть настойка имбиря на водке? В жизни каждого человека наступает определенный период, когда ему невольно приходится задуматься о состоянии...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD