Методическая разработка элективного занятия "Роль денег в формировании доходов и расходов семьи" : Экономика

<Электронная презентация Приложение 1>

Слайд №1

Тема занятия: Роль денег в формировании доходов и расходов семьи.

Слайд №2

Цели:

Задачи:

Тип урока: урок изучения нового материала

Учебно-наглядный комплекс: электронная презентация оформленная средствами Microsoft Power Point и Microsoft Word, раздаточный материал, индивидуальные сообщения учащихся

Формируемые умения: работать с большим объемом информации, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты расчетов при составлении потребительских доходов и расходов, делать выводы.

Предполагаемый результат: учащиеся должны знать происхождение денег, основные понятия доходов и расходов, уметь составлять рациональный бюджет семьи, школьника.

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд №3

Даже любовь не свела с ума стольких людей,

сколько мудрствования о сущности денег.

(Уильям Ю. Гладстон (1809 – 1898), премьер-министр Великобритании)

2. Изучение нового материала сопровождается показом электронной презентации

Вступительное слово учителя:

В опере Шарля Гуно “Фауст” посланец ада Мефистофель поет: “ Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал” И все понимают, что речь идет не о проблемах травматизма в металлургии, а о драгоценных металлах, из которого веками чеканили монеты – основную в то время форму денег. Откуда такой драматизм при обсуждении одного из самых важных и старинных экономических механизмов, почему тема денег постоянно возникает в разговорах простых людей и политиков?

У человечества есть верный спутник, который сопровождает его уже довольно давно. Этот спутник – деньги.

Между тем на самом деле большинство из нас знает о денежном мире крайне мало. И это неудивительно: мир этот представляет собой один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо иметь каждому.

Деньги – это пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти.

За время совместного пути деньги претерпели значительные изменения: от ракушек и выделанных шкурок до золотых и серебряных монет, а затем и современных купюр. Неизменной оставалась их роль всеобщего эквивалента, т.е. на деньги можно было обменять, а проще говоря купить товары.

Индивидуальные сообщения учащихся “ Об истории возникновения денег и их изменениях”

Учитель. Вопрос к учащимся

А знаете ли вы, откуда появились “орел” и “решка”?

Со словом орел все понятно. А вот “решка” образовалась от “решетки” - переплетения красиво написанных букв, изображающих царские инициалы.

А теперь давайте посмотрим, как внешне выглядят деньги.

Электронная презентация, выполненная учащимися “Деньги – какие они?”

<Приложение 2>

Учитель

К сожалению, появление денег сопровождалось появлением и фальшивых денег, в настоящее время широко применяют пластиковые карты, о работе с ними мы поговорим в другой раз.

В завершение разговора о деньгах будет полезно узнать, что на бумажных деньгах скапливается огромное количество бактерий.

Вопрос к учащимся.

Как вы считаете, можно ли с этим бороться?

Поэтому в некоторых странах проводится их обеззараживание (купюры обрабатываются озоном, ультрафиолетом или нагревают до высокой температуры). В Австралии эту проблему решили иначе – еще в 1996 г перешли на банкноты, изготовленные из полимерных материалах.

Учитель

Но сегодня мы должны поговорить не только о видах и формах денег, но и их роли в формировании доходов и расходов семей. Так как же семьи получают и тратят деньги?

Вопрос к учащимся

Назовите источники доходов их семьи: заработная плата, социальные выплаты и льготы, доходы от предпринимательской деятельности и ценных бумаг, от сдачи в аренду основных средств и т.д.

Учитель

Ведь если собственность, которой владеет семья, не может быть использована другими людьми для своих нужд, на ней нельзя ничего заработать. Скажем пока автомобиль используется для поездок только членов семьи, он доходов не приносит. Не приносит дохода и само вождение этого автомобиля.

Но если кто-то попросил довезти привезенные на продажу товары, то за услугу он заплатит. Значит, любой доход представляет собой плату за услугу или факторов производства.

Слайд 4. Источники доходов семьи

Вопрос к учащимся

Приведите примеры категорий граждан, которые получают фиксированные доходы. (пенсионеры, инвалиды, студенты и др.)

К категории людей, получающих переменные доходы? (относятся работники производственных отраслей, предприниматели, творческая интеллигенция.)

Учитель

Классификацию всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит, попробуйте определить самостоятельно.

Самостоятельная работа учащихся

В листе №1 раздаточного материала – таблица. Определите соответствие между факторами производства и видом приносимых доходов.

Для проверки правильности установления соответствия использовать таблицу

Слайд №5. “Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит".

Учитель

А знаете ли вы из чего состоит доход большинства американских семей?

Слайд №6. “Структура доходов американских семей

А знаете ли вы из чего состоит доход большинства американских семей?

В большинстве стран мира преобладающим источником семейных доходов выступает заработная плата. Но в странах, где нет ограничений на частную собственность и где сформировалась рыночная или смешанная экономическая система, семьи наряду с заработной платой получают доходы и от владения другими факторами производства. Мы видим, что структура американских семей состоит из заработной платы, жалованья и прочих доходов наемных работников (65 %), доходов единоличных владельцев фирм (8%), ренты (о,1%), дивиденды (4%), процентный доход (12%), трансфертные платежи 11,9% Так устроен доход американских семей.

Слайд №7 и 8. “Диаграммы “Структура доходов семей россиян в 1982 году и 2005 года”

В структуре доходов российских семей в 1982 году, как в зеркале, отражается общество, в котором человек владел лишь единственным фактором производства – своим трудом. На пороге последнего десятилетия 20 века - 21% граждан обладали имуществом стоимостью от 5-10 тысяч (столько в то время стоил автомобиль “Москвич”, или “Жигули” , либо садовый домик на участке 6 соток). Большим по стоимости имуществом владели 14% населения, а 65% - граждан жили крайне скудно.

Поэтому доля доходов от труда по найму в СССР существенно выше, чем в США. При этом государство перераспределяло через свои органы куда большую долю доходов семей: в СССР на долю социальных выплат приходилось 24% против 12% у американцев и 13, 4 в рыночной России.

Слайд №9. “Закон Энгеля”.

То, сколько люди тратят ежегодно, зависит от того, сколько они зарабатывают. Обнаружил это еще в 19 веке немецкий ученый статистик Эрнст Энгель, его закон гласит, что по доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния различных групп населения одной страны и сравнивать их с благосостоянием граждан разных стран.

Слайд №10

Структура расходов семей горожан в %

Страна Питание

Одежда и обувь

Жилье

Транспорт Обучение и лечение
США

10,0

6,5

25,5

13,5

17,5

Япония

15,0

6,0

24,0

10,0

15,0

Швеция

16,5

7,0

30,5

19,0

3,0

Греция

33,0

9,5

20,5

13,0

4,5

Португалия

35,0

11,0

15.0

16,0

6,0

Россия

52,0

20,0

6,5

8,0

3,5

Если исходить из закона Энгеля, то в экономическом развитии по благосостоянию своих граждан лидируют Япония и США. Россия же (с ее 52% расходов на питание) находится на последнем месте среди стран приведенных в таблице. Столь высокий уровень расходов на питание в США и Канаде и большинстве западноевропейских стран существовал 70-100 лет назад. Соответственно, на столько лет Россия отстала от этих стран в обеспечении благосостояния своих граждан. (жилье, наличие автомобиля, проведение отпуска и т.д.)

Итак, сегодня мы узнали о появлении и роли денег в формировании доходов и расходов семейных бюджетов.

Слайд № 11

Ключевский говорил: “Простейший способ не нуждаться в деньгах – не получать больше, чем нужно, а проживать меньше, чем можно”

3. Первичное закрепление нового материала

Слайд № 12-14

Тест “Как стать миллионером” < Приложение 3>

Слайд № 15 Результаты тестирования

4. Практическая работа

Предварительно, побеседовав со своими родителями вы определили из чего состоят доходы и расходы ваших семей.

Бланк №2 раздаточного материала

Рассчитайте доход вашей семьи укажите из чего он состоит? Заполните в виде таблицы

Источники дохода семьи

Сумма

Заработная плата  
Социальные выплаты  
Дивиденды  
   

Рассчитайте расходы вашей семьи и заполните их в таблицу

За месяц

Питание Одежда и обувь Жилье Платежи Транспорт Обучение, лечение Отпуск Прочее Развлечения
                 

Сравните, всегда ли доходы превышают ваши расходы, или ваша семья позволяет жить в долг, в кредит. Разумно ли на ваш взгляд, рассчитан бюджет. Ваши предложения. Результаты обсудите дома со своей семьей.

5. Домашнее задание

Бланк задания №3

Рациональный бюджет школьника

Кто-то из вас впервые задумается, сколько денег и на что он тратит в день, в неделю, в месяц. Какую часть его расходы составляют от общих доходов семьи. Рассчитайте бюджет за месяц или за неделю (по выбору)

Статьи 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Всего
Платные занятия          
Канц. товары          
Транспорт          
Питание в школе          
Игры          
Одежда (за свои деньги)          
Сладости          
Развлечения          
Диски          
ремонт          
Сбережения          
Другое          

От того, насколько школьники научатся сейчас разумно распределять имеющие средства, будет зависеть потребительская культура.

Какое бы значение деньги не играли в жизни человека, необходимо помнить, что они не должны являться смыслом жизни.

Читать еще:


Новые материалы:

Интеллектуальный футбол (игра для учащихся среднего и старшего школьного возраста) "Путешествие герба и флага РФ" :: Сельские посиделки "Преданья старины глубокой" :: Колокол Чернобыля :: Формирование гражданско-правовых чувств у младших школьников по воспитательной программе "Я — патриот Родины" :: Внеклассное мероприятие "Hallowe'en" :: Монахиня ( The Nun ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Столы и стулья/Столы и стулья / Ангстрем / Стол обеденный Kenner 1100S Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD