"Взаимодействие спроса и предложения" : Экономика

План урока.

Тема урока: Взаимодействие спроса и предложения.

Цель урока:

Оснащение урока:

  1. Компьютер, проектор, интерактивная доска.
  2. Диск с презентацией. (Приложение).
  3. Карточки-задания.

Тип: урок с применением информационных технологий.

Межпредметные связи:

Основные понятия для изучение:

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала:

3. Закрепление нового материала. Проверка усвоение основных понятий выполнением тестового задания.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

План-конспект урока.

1. Понятие спроса и предложения.

Саморегулирование рынка происходит за счет взаимодействия рыночных механизмов: спрос и предложение. Поэтому для адаптации в современных условиях необходимы знания по формированию спроса, предложения и рыночных цен.

Цена в рыночной экономике – это сигнал, на который ориентируются производители товаров и услуг, которые принимают решения о том, сколько производить продукции. На цену ориентируются и потребители, когда принимают решение, какие товары и в каком количестве им можно купить. Ценовой ориентир играет важную роль в развитии экономики на микро- и макроуровне.

1.1 Понятие спроса.

Спрос – это желание и возможность покупателя приобрести товар по определённой цене.

Определять спрос только на основе желаний покупателя невозможно и ошибочно. Далеко не все желания покупателей осуществимы. Кроме желания нужно располагать возможностью их купить, т.е. обладать покупательской способностью.

Количественно спрос можно измерять показателем “величина спроса”.

Величина спроса – это количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины спроса определяется шкалой спроса и графическим изображением в виде кривой спроса. (Приложение, слайд 1)

На основании этого можно сформулировать закон спроса:

“ При прочих равных условиях изменение величины спроса находится в обратной зависимости от изменения цены товара. Чем выше цена, тем меньше количество проданного товара”.

Следствия закона спроса. Обоснование закона спроса может подтверждаться следующими явлениями в экономике:

  1. Ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным. Чем выше цена, тем более непреодолимым становится ценовой барьер. Для его снижения широко практикуются распродажи.
  2. Эффект дохода: снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя. Доход в этом случае не меняется, а экономия денег даёт возможность приобрести новый товар.
  3. Эффект замещения: если из двух взаимозаменяемых товаров один становится дешевле, то покупатель отдаст предпочтение более дешёвому товару.
  4. Принцип убывания предельной полезности: полезность каждой последующей покупки снижается по сравнению с первой; например: бутылка “Фанты” в жаркий полдень. Покупатель согласится купить менее полезный товар только по низкой цене.
  5. Эффект Гиффена: английский экономист и статистик Роберт Гиффен (1837-1910) описал ситуацию, когда повышение цены ведёт к повышению спроса.В семьях с низким достатком увеличиваются расходы на основные продукты питания, несмотря на их удорожание.

Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса.

  1. Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 2)
  2. Уровень дохода населения. (Приложение, слайд 3).
  3. Цены на дополняющие товары. (Приложение, слайд 4)
  4. Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 5)
  5. Мода, вкусы и предпочтения. (Приложение, слайд 6)
  6. Климатические и сезонные условия. (Приложение, слайд 7)
  7. Ожидание изменений доходов и цен.

1.2 Понятие предложения.

Предложение – это желания и способность продавца реализовать товар по данной цене.

Желания продавца (производителя) определяются количеством прибыли от бизнеса. Способности характеризуются знаниями технологического процесса при производстве товара и навыками торговли.

Количественно предложение можно измерять показателем “величина предложения”.

Величина предложения – это количество товара, которое продавец предложить к продаже по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закономерность изменения величины предложения определяется шкалой предложения и графическим изображением в виде кривой предложения. (Приложение, слайд 8).

На основании этого можно сформулировать закон предложения:

“ При прочих равных условиях изменение величины предложения находится в прямой зависимости от изменения цены данного товара. Чем выше цена, тем больше товара предлагается к продаже”.

Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения.

  1. Качество и ассортимент данного товара. (Приложение, слайд 9).
  2. Цены на ресурсы: сырьё, топливо, электроэнергия. (Приложение, слайд 10)
  3. Усовершенствование технологии производства.
  4. Цены на товары – заменители. (Приложение, слайд 11)
  5. Налоги, дотации, субсидии.
  6. Количество конкурентов.

2. Установление рыночных цен.

Взаимодействие спроса и предложения формирует цены на рынке. При пересечении кривых спроса и предложения определяется точка равновесия.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара, предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара, которое готовы купить покупатели. Данная цена устраивает продавца и покупателя.

В точке равновесия величины спроса и предложения совпадают. На основании этого можно сформулировать условие равновесия: Qd = Qs.

Если условие равновесия не соблюдается, то на рынке может сложиться положение дефицита или избытка товара. (Приложение, слайд 12)

а) избыток товара: Qd < Qs, Ртов > Pp; при увеличении предложения цена товара снижается. (Приложение, слайд 13)

б) дефицита товара: Qd > Qs, Ртов < Pp; с увеличением спроса цена товара на рынке повышается. (Приложение, слайд 14)

3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.

3.1 Изменение спроса. Предложение неизменно.

а) Спрос возрастает. Кривая спроса сдвигается вправо, следовательно, увеличивается равновесная цена и равновесный объём.

б) Спрос уменьшается. Кривая спроса сдвигается влево, следовательно, уменьшается равновесная цена и равновесный объём.

3.2 Изменение предложения. Спрос неизменный.

а) Предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается вправо, следовательно, уменьшается равновесная цена и увеличивается равновесный объём.

б) Предложение сокращается. Кривая предложения сдвигается влево, следовательно, возрастает равновесная цена и уменьшается равновесный объём.

3.3 Спрос и предложение изменяются в одном направлении.

а) Увеличиваются: возрастает только равновесный объём продаж.

б) Уменьшаются: снизится равновесный объём продаж.

3.4 Спрос и предложение изменяются в разных направлениях.

а) Спрос увеличивается, предложение сокращается: возрастает только равновесная цена.

б) Спрос сокращается, предложение увеличивается: снижается только равновесная цена.

4. Решение задач.

Условие задачи. Зависимость спроса и предложения выражена формулами Qd = 94 – 7P, Qs = 15P – 38. Найти равновесную цену и равновесный объём продаж. Чему равен дефицит или избыток товара при цене 4 рубля за единицу товара?

Решение:

1. Определение равновесной цены. Получаем равенство согласно условию равновесия:

Qd = Qs 94 – 7P = 15P – 38

22P = 132

Pp = 6 Qp (6) = 94 – 7*6 = 52 (ед)

Равновесная (рыночная) цена составляет 6 рублей, проданный объём товара равен 52 единицам.

2. Определение величины спроса при цене 4 рубля:

Qd = 94 – 7*4 = 66 (ед)

3. Определение величины предложения при цене 4 рубля:

Qs = 15*4 – 38 = 22 (ед)

В результате вычислений получаем неравенство: Qd > Qs. Следовательно , при цене 4 рубля происходит дефицит товара. Размер дефицита составляет 44 единицы.

5. Закрепление нового материала. Выполнение тестового задания.

1. Вставьте пропущенное слово: предложение – это желание и ……….. продавца реализовать товар по определённой цене.

а) возможность

б) необходимость

в) способность

2. Укажите условие, при котором устанавливается равновесная цена.

а) величина спроса больше величины предложения

б) величина спроса равна величине предложения

в) величина спроса меньше величины предложения

3. Какие из перечисленных факторов влияют на изменение спроса:

а) цены на товары-заменители

б) антимонопольное законодательство

в) уровень дохода населения

г) количество продавцов с одинаковым товаром

4. Как изменится спрос на мандарины, если цена на апельсины возрастает?

а) увеличится

б) снизится

в) останется без изменений

5. Какова будет рыночная цена на товар, если зависимость спроса и предложения определяется формулами Qd = 10 – 2P, Qs = 4P – 14?

а) 8 рублей

б) 6 рублей

в) 4 рубля

Варианты ответов: 1.в; 2.б; 3.а, в; 4.а; 5.в.

6. Домашнее задание. Выдача карточек с условием задач.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия, оценка работы учащихся при решении задач и выполнении тестового задания.

Читать еще:


Новые материалы:

Практическая работа "Использование некоторых элементов управления Visual Basic" :: Урок-презентация по информатике. Алфавитный подход к измерению информации. Единицы измерения информации. Тема: "Путешествие по стране алфавитов" :: Театрализованные игры как средство социализации воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида :: Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение. 2-й класс :: Лабораторная работа «Операторы цикла в Паскале» :: Карп отмороженный, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Шкафы, комоды, полки/Комоды/Комоды и тумбы / Ангстрем / Комод Кантри КА-101.06 Ангстрем ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD