Урок по экономике в форме круглого стола "Выбор профессии" : Экономика

1.Цели урока:

Образовательные:

2.Основные понятия

1.Место урока в учебном плане

Урок проводится в форме круглого стола, который призван подчеркнуть равноправие мнений его участников. Все участни­ки круглого стола должны выразить свою точку зрения по по­воду обсуждаемого вопроса, а не относительно мнения других участников. Очевидно, что вопрос, выносимый на обсуждение (какая профессия самая нужная), не имеет однозначного ответа. Каждый находит его для себя сам.
Важно подчеркнуть, что это урок по экономике, а не по уп­равлению кадрами или менеджменту персонала. Он не ставит своей задачей обучить работе с многочисленными онлайновыми банками вакансий, составлению резюме или проведению ин­тервью при устройстве на работу.
Задача урока — проиллю­стрировать на конкретных примерах, какие экономические за­кономерности лежат в основе спроса и предложения на труд, как осуществляется формирование зарплаты и функционирова­ние рынка труда в целом. Зная эти закономерности, каждый ученик сможет самостоятельно оценить свой интерес к той или иной профессии или специальности с точки зрения потребности в ней в будущем и возможного уровня зарплаты.

4. Введение в урок

Выбор профессии — один из самых серьезных жизненных вопросов в жизни.
Какую профессию получить сегодня, чтобы быть востре­бованным завтра? Этот вопрос остро стоит перед выпускника­ми школ. Альтернативная стоимость дальнейшего обучения может быть достаточно высокой как с точки зрения прямых денежных затрат на платное обучение в училищах и вузах, так и с точки зрения упущенной выгоды от работы непосредственно после школы и возможности сразу получать зарплату, вместо того чтобы платить за учебу. Особенно важно не ошибиться  в выборе профессии – она должна быть востребована в будущем и хорошо оплачиваться.

5.    Подготовка к уроку

Найдите в Интернете управление Государственной службы занятости населения по Татарстану и г. Альметьевск. Например, в Москве это www.labor.ru.. Ссылки на территориальные органы службы занятости содержатся также на сайте Федераль­ной службы занятости населения www.rostrud.ru.

 6. Действующие лица

Ход урока

Постановка задачи (5 мин)

Ведущий круглого стола: я предлагаю построить обсуждение следующим образом. Мы начнем с краткой информации о текущем состоя­нии рынка труда в стране в целом.
Источником информации может быть последняя справка о текущей ситуации в экономике Российской Федерации с сай­та Министерства экономического развития www.economy.gov.ru (раздел о макроэкономике).

В сообщении об информации должны быть  отражены следующие вопросы:

1. Текущая ситуация на рынке труда в целом:
 Экономические факторы, влияющие на изменение количества рабочих мест;
Изменение численности экономически активного населения;

2.  Соотношение спроса и предложения на рынке труда:

  1. уровень безработицы;
  2. коэффициент напряженности на рынке труда.

3.  Динамика уровня средней зарплаты:

  1. по стране в целом и в г. Альметьевск;
  2. по видам экономической деятельности;
  3. дифференциация зарплаты;
  4. соотношение роста зарплаты и роста производительности труда.

Затем каждый желающий принять участие в круглом столе должен выбрать одну профессию, которая его более всего инте­ресует, и на базе материалов Федеральной службы государствен­ной статистики РФ (www.gks.ru) и Государственной службы за­нятости населения по г. Альметьевск представить выступление, ответив на вопросы по следующему плану:

Каково общее количество вакансий в г.Альметьевск?

  1. Каково количество вакансий по избранной специальности?
  2. Число и в процентах от общего количества вакансий?
  3. Каков баланс спроса и предложения на труд по избранной специальности?
  4. Какова динамика средней заработной платы в городе?
  5. Какова среднемесячная зарплата работников избранной специальности?

В рублях и в процентах от средней зарплаты в регионе?

  1. В какой профессии цена предельного продукта труда выше?

5. Прогноз: специалисты каких профессий наиболее востре­бованы?

  1. У людей каких профессий самая высокая зарплата?
  2. По каким профессиям больше всего вакансий?
  3. Какая профессия будет самой нужной через несколько лет?

 Помимо данных Федеральной службы государственной ста­тистики (www.gks.ru) и региональных органов Государственной службы занятости можно пользоваться любыми материалами, в том числе базами данных о вакансиях и соотношении спроса и предложения по определенным специальностям на сайтах в Интернете (например, http://rabota.mail.ru, www.joblist.ru, www.hotjob.ru

Круглый стол(30 мин)

Подведение итогов обсуждения (10 мин)

Наверняка будут высказаны самые различные мнения о том, какая профессия самая нужная. Обобщение можно сделать по сле­дующей модели, не делая нормативных выводов.
За круглым столом было высказано много мнений. Вот толь­ко некоторые из них: в ближайшем будущем будет расти спрос на инженеров и научных работников, поскольку в базе данных о вакансиях насчитывается несколько тысяч вакансий инженер­ных специальностей. Будет расти спрос на квалифицированную рабочую силу, поскольку основная масса вакансий в базе дан­ных — именно рабочие специальности. В ближайшее время ос­танется потребность в специалистах по сырьевым отраслям, по­скольку Россия — сырьевая страна. В любой экономике всегда будут востребованы строительные специальности, программисты и любые специальности, требующие компьютерной грамотности, а также специалисты со знанием иностранных языков, причем не только английского (который уже просто обязателен для со­временного специалиста). Вместе с тем специальность не основ­ное: главное, чтобы образование было фундаментальным, ведь предположить, каким будет рынок труда через десятилетия, не­возможно.

8. Подведение итогов урока

В заключение дискуссии учитель должен обратить внимание на следующие аспекты теории рынка труда, которые были за­тронуты в ходе обсуждения за круглым столом.

  1. Рынок труда — это сфера устойчивого обмена между про­давцами услуг труда и их покупателями за заработную плату. Население, выступающее на рынке труда в качестве продавца или покупателя, считается экономически актив­ным. Те, кто находит работу, становятся занятыми, осталь­ные остаются безработными.
  2. Спрос на труд — это объем услуг труда, который произ­водители готовы приобрести при существующих ценах на труд (зарплатах). Предельный продукт труда — увели­чение объема производства в результате найма дополни­
    тельного работника. Стоимость предельного продукта тру­да — произведение предельного продукта труда на его цену.
  3. Предложение труда — это объем услуг труда, который до­мохозяйства готовы предложить на рынок при существую­щих ценах на труд (зарплатах).
  4. Равновесие на рынке труда показывает количество работ­ников, которые будут наняты, и уровень их заработной платы — материальное вознаграждение наемному работни­ку за использование его труда.
  5. Спрос на труд растет, и фирмы нанимают работников, если доход от предельного продукта труда больше зарплаты.
    Спрос на труд сокращается, и фирмы увольняют работни­ков, если доход от предельного продукта труда меньше зар­платы. Когда доход от предельного продукта труда равен зарплате, фирма максимизирует прибыль и предъявляет
    максимальный спрос на труд.

Нижний уровень зарплаты зависит от стоимости предель­ного продукта труда. Фирма не будет платить зарплату выше, чем стоимость предельного продукта труда нанима­емого ею работника. Чем выше уровень образования ра­ботника, тем выше цена его предельного продукта труда и (обычно) выше его зарплата.

Читать еще:


Новые материалы:

Формы работы с родителями в условиях детского сада :: Развлечение "Святые вечера" :: Рабочая программа по коррекции фонетического недоразвития речи дошкольников 5–7 лет в условиях логопедического кабинета ДОУ :: Проект "Сюжетно-ролевая игра «Научно-исследовательский институт “Почемучка”»" :: Занятие по рисованию "Снеговик и его друзья" :: Похищение ( Kidnap ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Корпусная мебель/Комоды и Тумбы/Тумбы / Advesta / Тумбочка Фея ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD