Занятие элективного курса "Анализируем сложившуюся ситуацию…(решение задач на расчет издержек фирмы и определение бухгалтерской и экономической прибыли)" : Экономика

Цель урока: отработка умения решать основные виды задач на расчет издержек, бухгалтерской и экономической прибыли.

Задачи урока:

  • Выявить уровень овладения учащимися комплекса знаний и умений по данной теме;
  • Формирование навыков решения простейших задач и задач повышенной сложности;
  • Показать область применения теоретических знаний на практике;
  • Развитие познавательных и исследовательских умений учащихся, повышение интереса учащихся к экономическим знаниям, формирование эмоциональной активности и самостоятельности, развитие логики мышления;
  • Воспитание экономически грамотной личности.

Оборудование: раздаточный материал: задача, сигнальные карточки; сводная таблица результатов.

Форма урока: практикум.

Умения и навыки учащихся:

  • Определение амортизационных отчислений;
  • Вычисление постоянных, переменных, общих, средних и предельных затрат;
  • Вычисление бухгалтерских и экономических издержек;
  • Вычисление бухгалтерской и экономической прибыли.

Ход урока

Класс делится на две аналитические группы, (учащиеся рассаживаются по группам), каждая из которых будет работать над поставленной задачей.

На доске записана известная английская пословица “Ничем не рискуя, ничего не заработаешь”.

-Действительно, современному человеку приходится много рисковать, чтобы что-то иметь. Сегодня можно заработать любую сумму денег, поскольку нет жестких ограничений ни для физических, ни для юридических лиц. Заработанные деньги можно пустить на потребление или инвестировать в экономику, поскольку ликвидируется монополия государства на пользование сбережениями населения. Финансовые и коммерческие расчеты стали постоянно сопровождать любого человека. К тому же в современных условиях круг финансовых операций, с которыми приходится сталкиваться даже в повседневной жизни, всё время расширяется. Поэтому четкое и ясное понимание содержания современных финансовых операций и их математических основ становится необходимым не только квалифицированным специалистам, но и любому образованному человеку. И вы, изучая экономическую теорию, также пытаетесь овладеть многими финансовыми расчетами. Мировая практика показывает, что сегодня можно найти фирмы, занимающиеся анализом финансовой деятельности фирм. Вот один из примеров.

 Компания “Паркер и Джеймсон”.

Группа “Паркер и Джеймсон” базируется в Великобритании и имеет в своем составе подразделение аналитиков по хозяйственным и финансовым вопросам. Эти аналитики предлагают разнообразные услуги частным лицам и корпоративным клиентам. Компания с местом нахождения в Лондоне дает консультации и оказывает помощь по ряду вопросов, например, консультации по вопросам инвестиций.

Компания предлагает проведение оценки инвестиций и, при необходимости, может управлять инвестиционным портфелем от имени клиента. Предлагаются консультации по вопросам кредитования и по вопросам налоговых льгот.

В составе компании имеется группа специалистов, консультирующих по вопросам капитальных ссуд и ипотеки. Консультации по вопросам ссуд, займов и инвестиций ориентированы на каждого клиента в отдельности, в зависимости от его статуса как налогоплательщика и имеющихся льгот по налогообложению. Рекомендации по таким вопросам подразумевают использование финансово-математических методов.

Конечно, мы с вами владеем не всеми навыками финансово-математических расчетов, но кое-что умеем. И я вам предлагаю сегодня побывать в роли таких аналитиков, выполняя заказ одного из клиентов вашей компании. Для этого мы разделились на две группы аналитиков. Вам предстоит выполнить некоторые расчеты и сделать выводы по интересующим вашего клиента вопросам. Конечно, клиент будет вас оценивать и попробует дать рекомендации вашей компании в конце занятия. (Рассказать о том, как будет происходить оценивание). Ваша цель: показать все свои умения по решению задач на расчет основных видов издержек и прибыли, заинтересовав клиента в ваших услугах.(Результаты деятельности заносятся в сводную таблицу). А клиентом вашей компании сегодня, как вы, наверное, уже догадались - буду я.

Сводная таблица

  Задание 1 Задание 2 Задание 3 Игра “Верю-неверю” Итог
Аналитическая группа № 1          
Аналитическая группа № 2          

Критерии оценки:

  • Знание формул;
  • Логика в расчетах;
  • Умение обосновать свой ответ;
  • Соблюдение временных рамок;
  • Рациональность представленных решений.

Итак, начнем. Декабрь 2006 года…. Я учитель математики и экономики хочу оставить труд учителя и заняться в 2007 году предпринимательской деятельностью, организовав индивидуальную фирму по производству сока в собственном помещении, за аренду которого мне предлагают 10 тыс. рублей в год. Кроме того, мои денежные накопления составляют 20 тыс. рублей. Я получила в наследство оборудование, стоимостью 20 тыс. рублей, срок службы которого 8 лет. Для обеспечения производства мне необходимо:

  • купить фруктов и фруктового концентрата на сумму 7 тыс. рублей;
  • нанять трех рабочих с заработной платой в 15 тыс. рублей в год каждому, при этом по 10 тыс. рублей заплатить в виде аванса в начале 2007 года, а остальные из выручки в конце года;
  • сделать ремонт в помещении на сумму 10 тыс. рублей в начале года.

Однако моих денег не хватит на организацию бизнеса и мне придется взять недостающую сумму в кредит. Учтите, что процент по кредиту 20%, а процент по депозиту 15%. Общий годовой доход учителя в школе составляет 36 тыс. рублей.

  1. Рассчитайте норму амортизации, годовые амортизационные отчисления (отчисляются в конце года), если ликвидационная стоимость равна нулю. Смогу ли я продать это оборудование по остаточной стоимости через 5 лет, если спрос на оборудование, бывшее в употреблении, меняется в зависимости от срока эксплуатации Т=1,2,3,… как Qd =300-2Р-15Т, а предложение такого оборудования Qs=200+3Р, где Р - в тыс. руб.,Q - в шт.

Решение:

  1. Норма амортизации равна 100%/8=12,5%
  2. Годовые амортизационные отчисления 20*0,125=2,5 тыс. руб.
  3. Остаточная стоимость равна 20-20*5*1/8=7,5 тыс. рублей.

Текущая стоимость находится из уравнения: 300-2Р-15Т=200+3Р, где Т=5

300-2Р-15*5=200+3Р;
300-2Р-75=200+3Р;
225-2Р=200+3Р;
5Р=25;
Р=5(тыс. руб.)

Текущая стоимость меньше, чем остаточная, поэтому продать по остаточной стоимости оборудование через 5 лет не получится.

  1. Кроме этого, знакомый бухгалтер, подсказал, что для прогноза моей деятельности, необходимо рассчитать бухгалтерские издержки в виде фиксированных, переменных, общих, средних и предельных. На мою просьбу помочь, предложил лишь таблицу, которую заполнить не успел. Сумеете ли вы их восстановить?
Q, литры AFC,руб. VC,руб. AC,руб. MC,руб. TC,руб. AVC,руб. FC,руб.
0              
10     20        
20              
30       11 390    
40   420          
50 2   14        

 Решение:

Q, литры AFC,руб. VC,руб. AC,руб. MC,руб. TC,руб. AVC,руб. FC,руб.
0 - 0 - - 100 - 100
10 10 100 20 10 200 10 100
20 5 180 14 8 280 9 100
30 3,3 290 13 11 390 9,67 100
40 2,5 420 13 13 520 10,5 100
50 2 600 14 18 700 12 100
  1. Определите величину бухгалтерских и экономических издержек за 2007 год, а также бухгалтерскую и экономическую прибыль за год, учитывая, что я планирую получить в конце 2007 года выручку в размере 110 тыс.рублей. Что вы мне посоветуете по поводу организации моего бизнеса?

Решение:

Явные издержки Неявные издержки
Расходы на заработную плату рабочим 15*3=45 тыс. руб.

Амортизация 2,5 тыс. руб.

Ремонт помещения 10 тыс. руб.

Сырьё и материалы 7 тыс. руб.

Процент по кредиту

(3*10+10+7-20)*0,2=5,4 тыс. руб.

Недополученная заработная плата

36 тыс. руб.

Недополученная аренда 10 тыс. руб.

Недополученный процент

20*0,15=3 тыс. руб.

Итого: 45+2,5+10+7+5,4=69,9 тыс. руб. Итого: 36+10+3=49 тыс. руб.

Бухгалтерские издержки 69,9 тыс. руб., экономические издержки 69,9+49=118,9 тыс. руб. Бухгалтерская прибыль 110-69,9=40,1 тыс. руб., экономическая прибыль

110-118,9=-8,9 тыс. руб. Заниматься бизнесом не стоит.

Дать комментарий по решению задачи.

Учащимся дается время на решение задач. После чего, один представитель группы решает соответствующую задачу на доске. В это время команды отвечают на вопросы игры “Верю - не верю” (работая с сигнальными карточками: синий – нет, красный - да). Команды получают баллы (записываются в сводную таблицу).

Вопросы для игры “Верю - не верю”.

  1. Постоянными (фиксированными издержками) называются затраты, неизменные в течение краткосрочного периода. (Да)
  2. Бухгалтерские затраты равны альтернативным затратам минус неявные издержки. (Нет)
  3. Экономическая прибыль всегда меньше бухгалтерской. (Да)
  4. Средние издержки вычисляются путем деления общих издержек на общее количество продукции. (Да)
  5. Скрытые издержки входят в экономическую прибыль. (Нет)
  6. Экономическая прибыль не может превышать бухгалтерской прибыли. (Да)
  7. Если для получения лицензии на производство приходится давать взятки ответственным чиновникам, то это увеличивает переменные издержки предпринимателя. (Нет. Поскольку взятка дается в данном случае однократно и не зависит от масштабов производства (которого ещё нет), она будет элементом постоянных издержек.)
  8. Полученные от торговли наркотиками доходы дельцами мафии приходится “отмывать”, чтобы иметь возможность их легально использовать. Расходы, связанные с “отмыванием” “грязных” денег, относятся к переменным издержкам. (Да. Поскольку расходы на “отмывание” доходов пропорциональны величине доходов, а они, в свою очередь, зависят от масштабов производства наркотиков.)
  9. В долгосрочном периоде все факторы производства фирмы рассматриваются как переменные. (Да)
  10. Переменными издержками выступают расходы, связанные с оплатой рабочих. (Да)
  11. Если владелец фирмы не арендует помещение, а использует свою собственную квартиру, то он увеличивает неявные издержки, но снижает бухгалтерские. (Да)
  12. В долгосрочном периоде постоянные издержки не существуют. (Да)
  13. Постоянными издержками являются издержки, которые фиксированы относительно времени. (Нет)
  14. Предельные издержки фирмы постоянно возрастают. (Нет)
  15. Преподаватель экономической теории получил предложение прочитать для своих коллег ряд лекций по микроэкономике. Ему обещают за эту работу оплату на условиях “зарплата +15 %”. Считаю, что следующие статьи расходов он должен с экономической точки зрения включить в свои затраты.
  • затраты на покупку ряда зарубежных учебников для самоподготовки; (да)
  • затраты на изучение английского языка, необходимого для чтения зарубежных учебников; (да)
  • затраты на питание его и его семьи в период подготовки и чтения лекций; (нет)
  • расходы на билеты в детский театр, чтобы его дети не мешали ему готовиться к работе; (да)
  • расходы на оплату квартиры, в которой происходит подготовка к занятиям; (нет)
  • оплата посещения бассейна, куда преподаватель периодически ходит для снятия нервного напряжения; (нет)
  • расходы на покупку компьютера, на котором преподаватель решает задачи к лекциям; (да)

Как видно, некоторые расходы не зависят от того, каким видом деятельности занят преподаватель.

  1. Экономическая прибыль представляет собой неявные издержки. (Нет)
  2. Чем больше объём производства в фирме, тем меньше постоянные издержки. (Нет)
  3. Средние постоянные издержки сокращаются по мере роста объёма производства. (Да)
  4. Экономическая прибыль фирмы представляет собой общую выручку за вычетом бухгалтерских издержек. (Нет)
  5. Общие издержки есть сумма переменных издержек и предельных издержек. (Нет)

Подведение итогов урока.

По итогам результатов работы учащихся выставить оценки.

- Думаю, что вы из вас получатся хорошие аналитики. Ну, а поскольку предпринимательская деятельность ненормирована по времени, то и вам придется поработать дополнительно дома. (Выдать домашнее задание.)

Домашнее задание. А мой брат решил заняться индивидуальной трудовой деятельностью в сфере частного извоза (частное такси). Стоимость бензина в месяц 4500 рублей, цена автомобиля, который будет использоваться в течение 5 лет, составляла 100 000 рублей. Автомобиль не нуждается в ремонте, и его ликвидационная стоимость равна нулю. Предположим, что доход от извоза составит 20 000 рублей в месяц. Налог на прибыль составляет 24 %. Работая на заводе, он получал бы 10 000 рублей в месяц при налоге на доходы физических лиц 13 % (без стандартных вычетов). Определите бухгалтерскую и экономическую прибыль в год. Есть ли смысл начинать своё дело?

Решение: При занятии частным извозом бухгалтерские затраты за год составят:

100 000*1/5(амортизационные отчисления)+4500*12(бензин)=56000 рублей.

Общая прибыль равна 20000*12(доход от извоза)-56000=240000-56000=184000рублей, а чистая прибыль 184000-0,24*184000=139840 рублей.

Если остаться на заводе, то получим на руки за год 12*10000-0,13*120000=104400 рублей. Таким образом, при занятии частным бизнесом экономическая прибыль будет равна 139840-104400=35440 рублей. Следовательно, имеет смысл начинать свое дело.

Читать еще:


Новые материалы:

Выразительные возможности цвета :: Формирование нравственных качеств школьников введением православного компонента в содержание уроков изобразительного искусства :: Тема урока: "Цветочная кулинария" :: Программа и планирование элективного курса для учащихся 8—9-х классов "Психофизиологические особенности подростка" :: Коллективное творчество обучающихся на уроках изобразительного искусства как средство развития коммуникативных навыков (из опыта работы) :: Мужские и женские образы в кино: интересная статистика :: Садовая и дачная мебель/Плетеная мебель / MnogoMeb / Стол круглый (D-80) ВЛ 02/01А ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD