Урок экономики в 9-м классе по теме "Безработица в условиях рынка" : Экономика

“Человек лишь там чего-то добивается,

где он сам верит в свои силы”

Людвиг Фейербах,

философ

Цели урока:

Обучающая:

  • уяснение учащимися вопроса о том, какие люди классифицируются как безработные.
  • показать учащимся, что существуют различные формы безработицы;
    объяснить, чем они отличаются друг от друга.
  • Рассмотреть особенности безработицы в России на современном этапе.

Развивающая:

  • Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и т.д.
  • Умение ставить экономические проблемы.
  • Способность отстаивать свою точку зрения и проявлять целеустремленность в различных видах деятельности.

Воспитывающая:

  • Культуру общения, взаимное уважение.
  • Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.
  • Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.

Форм проведения урока:

  • лекция с элементами живого и динамичного диалога с учащимися.

Раздаточный материал:

  • тесты для проверки д/з,
  • задача, план урока,
  • дифференцированный тест.
  1. План.
  1. Понятие безработицы. Признаки безработного.
  2. Уровень безработицы, уровень занятости.
  3. Причины безработицы.
  4. Решение задачи.
  5. Виды безработицы:
  • Фрикционная безработица.
  • Структурная безработица.
  • Циклическая безработица.

6. Последствия безработицы.
7. Государственная политика борьбы с безработицей.
8. Выступление поисковых групп.
9. Закрепление материала. Д\З.

На протяжении нескольких уроков мы говорим о рынке труда и о его особенностях, и я предлагаю вспомнить те понятия, которые мы уже знаем.

/ фронтальный опрос + дифференцированный тест/ см.

 Актуальность темы:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что тема сегодняшнего урока очень актуальна, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для выработки более продуманных социальных программ в области занятости. Именно эти проблемы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

 Тезисы лекции.

1. Понятие безработицы. Признаки безработного.

Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наемного работника, и надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.

БЕЗРАБОТИЦА – социально-экономическое явление, характеризующее незанятость в производстве трудоспособного населения, желающего работать.

Для анализа проблем безработицы необходимо прежде всего четко определить , кого следует считать безработным.

БЕЗРАБОТНЫМИ считаются те, кто не имеет работы на момент проведения статистического обследования, но активно ищет ее и готов приступить к работе немедленно. Поиск работы является главным

критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу. В США, например, человек считается безработным, если он не работал последнюю неделю, но искал работу в течение последних четырех недель. Кто же у нас в России по закону является безработным ?

ДАВАЙТЕ ОБРАТИМСЯ К ЗАКОНУ. С ЗАКОНОМ РАБОТАЛ У НАС ……………………………………………...

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

Трудоспособный возраст

  • лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет
  • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

Стремление человека найти работу ( обращение в центр занятости )

2. Уровень безработицы, уровень занятости.

Только тот , кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при расчете общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы.

Этот показатель определяется следующим образом:

     УРОВЕНЬ            =   ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
БЕЗРАБОТИЦЫ                 РАБОЧАЯ СИЛА

        УРОВЕНЬ     =      ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ * 100%
  БЕЗРАБОТИЦЫ           ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

Аналогично,

   УРОВЕНЬ       =    ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ * 100%
ЗАНЯТОСТИ          РАБОЧАЯ СИЛА

     УРОВЕНЬ       =     ЧИСЛО ЗАНЯТЫХ * 100%
ЗАНЯТОСТИ             ЗАНЯТЫЕ + БЕЗРАБОТНЫЕ

- А сейчас я предлагаю вам решить задачу. Она у вас на партах.

3. Причины безработицы.

Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия , которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, следовательно возрастает вероятность безработицы.

4. Решение задачи.

/см. приложение/

5. Виды безработицы.

Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:

  • Фрикционная
  • Структурная
  • Циклическая
  • Сезонная

5.1 Фрикционная безработица ( от слова “ фрикция ”-трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. Поиск работы требует времени и усилий , поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации ( сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу ужу завтра.

К фрикционным безработным относятся люди:

  • Уволенные с работы по приказу администрации
  • Уволившиеся по собственному желанию
  • Ожидающие восстановления на прежней работе
  • Нашедшие работу, но еще не приступившие к ней
  • Сезонные рабочие (не в сезон)
  • Впервые появившиеся на рынке труда

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы ( люди всегда будут менять место работы , стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень                      Фрикционные безработные *100%
Фрикционной      =      Рабочая сила
безработицы

5.2 Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

С изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей – спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы.

С изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс – со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

ПРИЧИНА структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.

 УРОВЕНЬ СТРУКТУРНОЙ  =  СТРУКТУРНЫЕ БЕЗРАБОТНЫЕ * 100%
               БЕЗРАБОТИЦЫ                       РАБОЧАЯ СИЛА

Если в экономике существуют только фрикционная и структурная безработицы, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы и означает, что рабочая сила используется наиболее эффективно и рационально.

Уровень безработицы при полной занятости носит название “естественного уровня безработицы”

Это значит, что все люди, которые хотят работать и работу активно ищут, работу рано или поздно находят.

Естественный                         уровень фрикционной + уровень структурной * 100%
Уровень Безработицы              =                   рабочая сила
5.3 Циклическая безработица представляет собой отклонения от естественного уровня безработицы. Это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике). Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

УРОВЕНЬ                               ЦИКЛИЧЕСКИЕ БЕЗРАБОТНЫЕ * 100%
ЦИКЛИЧЕСКОЙ        =                 РАБОЧАЯ СИЛА
БЕЗРАБОТИЦЫ

5.4 Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет ( и, следовательно снижается безработица), в другие – уменьшается ( а безработица возрастает ( например, с/х и строительство))

 И наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики . Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

6. Последствия безработицы.

  1. Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.
  2. Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.
  3. Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.
  4. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
  5. Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.
  6. Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

7. Государственная политика борьбы с безработицей.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, государство предпринимает меры для борьбы с ней.

  • В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции:
  1. выплачивают пособия по безработице
  2. помогают безработным найти работу
  3. ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям.
  4. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

- Я хочу обратиться к группам, которые собирали и обрабатывали информацию по итогам работы центра занятости Жирновского района. Сейчас мы увидим, что им удалось выяснить.

8. Выступление поисковых групп.

Компьютерные презентации на темы:

  • Направления работы Центра занятости
  • Рейтинг самых востребованных профессий волгоградской области
  • Психологическая помощь людям, оставшимся без работы

Государство может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения рабочих мест.

  • Государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения ( инвалиды, многодетные матери, чернобыльцы, афганцы)

9. Закрепление материала (работа в группах). Д/З.

Вывод:

Оценивая безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, оставшегося без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление - объективная необходимость. Другое дело, что государство должно “амортизировать” ее негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И напоследок я хочу обратить ваше внимание на эпиграф: “Человек лишь

там чего-то добивается, где он сам верит в свои силы”. Я вам желаю верить в себя и достигать поставленных целей , и тогда, наверняка, проблема безработицы обойдет вас стороной.

 Д/З: § 31,32. Придумать по 3 примера, соответствующих каждому виду безработицы.

Читать еще:


Новые материалы:

Как собрать ребенка в первый класс :: Мужчины и женщины по-разному переносят грипп :: Аптечка, огнетушитель... и светоотражающий жилет! :: Сладкие подарки: официальные рекомендации и горячие линии :: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени :: Любовь прет-а-порте, 2017 :: Дом и дача/Дача, сад и огород/Мебель и декор/Садовая мебель/Садовая мебель/Детские спортивные комплексы / Kms-sport / Детский спортивный комплекс Kms-sport ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD