Программа элективного курса "Бизнес и производство" (9-й класс) : Экономика

Пояснительная записка

 В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.

Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.

В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева  "Основы предпринимательства" (9 класс).

Цели курса:

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.

Задачи курса:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.                                        

Методические особенности изучения предмета

В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.

Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.

Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.

Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.

Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.

Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.

Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:

  • выработка идеи и ее первоначальная оценка;
  • разработка бизнес-плана;
  • опытно-констукторские разработки;
  • пробный выход на рынок;
  • коммерческое освоение продукции.

Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.

Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".

В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.

Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.

В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.

Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.

В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
  2. Определение рынка, его сущности, виды;
  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
    рыночным механизмом:
    а) что такое рынок, виды рынка;
    б) что такое спрос и предложение;
    в) что такое деньги, функции денег;
    г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
    д) что такое конкуренция, фирмы;
    е) что такое маркетинг и его основные разделы;
    ж) что такое менеджмент;
    з) основные риски и способы защиты от них;
    и) что такое налоги и их основные виды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
  4. Составлять производственный план;
  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.

Оценка качества знаний, умений, навыков

  1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за  ходом их выполнения.
  3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
  4. Презентация законченных бизнес-проектов.

Тематический план

 

Тема

Всего
часов

Лекция

Практика

Форма обучения

1

Предприниматель в рыночной экономике

1

1

 

- лекция

2

Презентация идей

2

1

1

-лекция
- практ. занятие

3

Бизнес-план

2

1

1

- лекция
- семинар

4

Производственный план

2

1

1

- лекция
- практ. занятие

5

Себестоимость продукции

1

1

 

- лекция

6

Маркетинг

2

1

1

- лекция
- семинар
- практ. занятие
- деловая игра

7

Участники предпринимательской деятельности в России

1

1

 

- лекция

8

Менеджмент

2

1

1

- лекция
- деловая игра

9

Оценка риска

1

 

 

- лекция
- практ. занятие

10

Налоги

1

1

 

- лекция

11

Финансовый план

2

1

1

- лекция
- деловая игра

12

Презентация проекта

2

 

2

- урок-конференция

 

 

19

10

9

 

Содержание программы

Тема "Предприниматель в рыночной экономике" – 1 час

Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.

Тема "Презентация идей" – 2 часа

Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.

Тема "Бизнес-план" – 2 часа

Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.

Тема "Производственный план" – 2 часа

Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения.

Тема "Себестоимость продукции" – 2 часа

Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.

Тема "Маркетинг в деятельности предпринимателя" – 2часов

Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.

Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.

Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального.

Тема "Участники предпринимательской деятельности в России" – 1час

Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.

Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.

Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.

Тема "Менеджмент в деятельности предпринимателя" – 4 часа

Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции.

Тема "Оценка риска" – 2 часа

Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.

Тема "Налоги" – 2 часа

Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.

Тема "Финансовый план" – 6 часов

Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и  методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости. Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства.

Тема "Презентация проекта" – 2 часа

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Стресс в нашей жизни: бежать или управлять? :: Авторская программа "Город – мой друг" :: Нетрадиционная форма работы с родителями – КВН (дети + родители + педагоги = успех) :: Совместная деятельность воспитателя с детьми 2–3 лет "В гостях у сеньора Помидора" :: Конспект занятия по экологии на тему "Свойства воды" :: Форсаж 8 ( The Fate of the Furious ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для кухни/Новый Год/Праздничный стол/Стулья и табуреты / Домотека / Стул Омега 3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD