Программа элективного курса "Бизнес и производство" (9-й класс) : Экономика

Пояснительная записка

 В рыночной экономике способность к предпринимательству рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому в настоящий момент признается возможность ознакомления учащихся общеобразовательных школ с основами предпринимательства.

Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем.

В процессе обучения курса учащиеся познакомятся с основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы А.В. Леонтьева  "Основы предпринимательства" (9 класс).

Цели курса:

  • способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  • развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики.

Задачи курса:

  • познакомить с профессиями, связанными с экономикой;
  • познакомить учеников с проблемами в области экономики;
  • научить правильному решению задач;
  • научить анализировать нужную информацию;
  • научить учеников применять теоретические знания в жизни
  • способствовать развитию самостоятельной работы;
  • развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
  • способствовать развитию коллективной работы.                                        

Методические особенности изучения предмета

В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие качества ума: предприимчивость, экономность, расчетливость, умение быстро и оперативно решать возникающие задачи. На формирование этих качеств уделяется особое внимание.

Для развития предприимчивости учащимся предлагается больше самостоятельности при выполнении практических работ.

Экономность, как качество практического ума, проявляется в умении учащимися самостоятельно производить расчеты материальных затрат, себестоимости, смет доходов и расходов.

Расчетливость проявляется в умении заглядывать вперед, предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить.

Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента учащегося. Одинаково быстро думать и действовать всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических делах общим правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению.

Поэтому методика изучения курса опирается на деятельностный подход в обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя.

Логика и структура курса построена таким образом, что позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности:

  • выработка идеи и ее первоначальная оценка;
  • разработка бизнес-плана;
  • опытно-констукторские разработки;
  • пробный выход на рынок;
  • коммерческое освоение продукции.

Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания собственной фирмы.

Рабочая программа предполагает некоторые изменения. В связи с тем, что базовый курс по экономике вводится только в одиннадцатом классе, поэтому на занятиях больше внимания уделяется вопросам экономической теории: "Механизм рыночной экономики", "Денежное обращение", "Налоги и налоговая политика", "Этика и культура бизнеса". Увеличено количество часов на изучение тем "Маркетинг" и "Менеджмент".

В программу внесен перечень деловых игр: "Совет директоров или как избежать банкротства", "Конкуренция фирм", "Деловые переговоры", "Прибыльное производство", "Бизнес в кафе", которые несут в себе возможности для развития личности.

Содержание курса дополнено уроками-семинарами по решению экономических задач по темам: "Издержки производства", "Прибыль", "Рентабельность", что позволяет развивать экономическое мышление.

В качестве основных форм организации учебных занятий выступают семинары, лекции, круглые столы, а также предусмотрены практические занятия и деловые игры.

Наряду с объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами я использую метод самостоятельной работы учащихся – проблемно-поисковый, что позволяет учащимся овладеть опытом творческой деятельности.

Программа предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 19 часов.

В процессе прохождения курса учащиеся разработают собственный бизнес-проект.

Требования к результатам усвоения учебного материала

Учащиеся должны знать:

  1. Особенности развития экономики России в условиях рыночных отношений;
  2. Определение рынка, его сущности, виды;
  3. Основные сферы предпринимательской деятельности и основные понятия, связанные с
    рыночным механизмом:
    а) что такое рынок, виды рынка;
    б) что такое спрос и предложение;
    в) что такое деньги, функции денег;
    г) что такое бизнес-план, его ценность и назначение;
    д) что такое конкуренция, фирмы;
    е) что такое маркетинг и его основные разделы;
    ж) что такое менеджмент;
    з) основные риски и способы защиты от них;
    и) что такое налоги и их основные виды.

Учащиеся должны уметь:

  1. Оценивать экономическую ситуацию в стране и в мире; понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную точку зрения, иметь собственную позицию; определить собственное место в изучении экономических процессов;
  2. Анализировать и оценивать возможности объединения различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг;
  3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес-план;
  4. Составлять производственный план;
  5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги;
  6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости;
  7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции.

Оценка качества знаний, умений, навыков

  1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане.
  2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление оперативного контроля за  ходом их выполнения.
  3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес-проектов.
  4. Презентация законченных бизнес-проектов.

Тематический план

 

Тема

Всего
часов

Лекция

Практика

Форма обучения

1

Предприниматель в рыночной экономике

1

1

 

- лекция

2

Презентация идей

2

1

1

-лекция
- практ. занятие

3

Бизнес-план

2

1

1

- лекция
- семинар

4

Производственный план

2

1

1

- лекция
- практ. занятие

5

Себестоимость продукции

1

1

 

- лекция

6

Маркетинг

2

1

1

- лекция
- семинар
- практ. занятие
- деловая игра

7

Участники предпринимательской деятельности в России

1

1

 

- лекция

8

Менеджмент

2

1

1

- лекция
- деловая игра

9

Оценка риска

1

 

 

- лекция
- практ. занятие

10

Налоги

1

1

 

- лекция

11

Финансовый план

2

1

1

- лекция
- деловая игра

12

Презентация проекта

2

 

2

- урок-конференция

 

 

19

10

9

 

Содержание программы

Тема "Предприниматель в рыночной экономике" – 1 час

Место и роль предпринимателя в рыночной экономике. Краткая история развития предпринимательства в России. Основные сферы предпринимательской деятельности.

Тема "Презентация идей" – 2 часа

Основные этапы предпринимательской деятельности: выработка идеи, разработка бизнес-плана, изготовление пробной партии, коммерческое освоение продукции. Методы выработки и источники новых идей. Первоначальная оценка их перспективности.

Тема "Бизнес-план" – 2 часа

Бизнес-план, его назначение и структура. Основные источники информации для составления бизнес-плана.

Тема "Производственный план" – 2 часа

Основные разделы производственного плана. Производственный процесс и стадии производства. Производительность труда и пути ее повышения.

Тема "Себестоимость продукции" – 2 часа

Структура и методика расчета себестоимости продукции. Основные пути снижения себестоимости продукции.

Тема "Маркетинг в деятельности предпринимателя" – 2часов

Понятие маркетинга. Основные разделы плана маркетинга: разработка товара или услуги, назначение цены, выбор каналов сбыта, разработка рекламной компании. Основные уровни разработки товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением.

Цена. Факторы, влияющие на выбор цены.

Сбыт. Оценка потенциального объема рынка и доли рынка для освоения. Основные каналы сбыта и выбор оптимального.

Тема "Участники предпринимательской деятельности в России" – 1час

Индивидуальная предпринимательская деятельность, процедура регистрации.

Хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив.

Физические и юридические лица. Понятие об уставе и учредительном договоре.

Тема "Менеджмент в деятельности предпринимателя" – 4 часа

Основные функции современного менеджмента. Трудовой коллектив и условия найма работников. Организационная структура предприятия и должностные инструкции.

Тема "Оценка риска" – 2 часа

Основные риски в предпринимательстве и способы защиты от них.

Тема "Налоги" – 2 часа

Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.

Тема "Финансовый план" – 6 часов

Назначение и основные разделы финансового плана. План доходов и расходов и  методика его составления. Понятие о самоокупаемости. Точка самоокупаемости. Стартовый капитал. Внутренние и внешние источники финансирования предпринимательства.

Тема "Презентация проекта" – 2 часа

Приложение.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование информационных технологий на уроках математики :: Возможности использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики :: Включение эстетического компонента в преподавание математики как средство развития личности первоклассника :: Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Обыкновенные дроби" :: Все действия с десятичными дробями :: Идеальные незнакомцы ( Perfetti sconosciuti ), 2016 :: Декор/Шкатулки / Etagerca / Баночка-шкатулка Ete ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Как очень быстро накачать пресс

Как быстро накачать пресс? Пресс по праву считают одной из самых привлекательных мышечных групп. Также мышцы кора защищают спину при выполнении тяжелых базовых...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

Как подкачать мышцы груди

Как накачать грудные мышцы: девушке на заметку Анатомически мышцы груди состоят из парных большой и малой грудных мышц, которые покрывают грудную клетку и...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD