Разработка урока по теме "Безработица" : Экономика

Цель урока: познакомить учащихся с одной из основных проблем экономики – безработицей.

Задачи:

  • Обучающая – формирование у учащихся представления об экономическом понятии «безработица», ее причинах и видах.
  • Развивающая – развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы с графиками.
  • Воспитательная – социальная адаптация учащихся к жизни в современном обществе через участие в практикуме «Что делать безработному?».

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, учебник Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита – Пресс, 2000, материалы практикума «Что делать безработному?»

Подготовительный этап:

  1. Экскурсия группы учащихся в Центр занятости населения г. Сургута с целью подготовки сообщений для урока.
  2. Оформление графиков «Рост безработицы в г. Сургуте и г. Ханты-Мансийске с 2006 – 2008 годы», «Темп безработицы в ХМАО и соседних регионах (Екатеринбургская, Тюменская области, ЯНАО)»
  3. Подготовка ученика для проведения практикума «Что делать безработному»

ХОД УРОКА

Учитель: «Сегодня мы с вами продолжаем изучать тему «Труд и экономика». На предыдущих уроках речь шла о таких экономических понятиях как «труд», «рабочая сила», «заработная плата». А теперь пришло время познакомиться с одной из сложнейших экономических проблем – безработицей.
Запишите тему урока (учащиеся делают запись в тетради).
Я думаю вам понятно, что выбор темы урока не случаен, так как через несколько месяцев вы закончите школу и перед вами встанет вопрос «Что делать дальше?». В условиях нестабильного экономического развития России некоторые из вас, возможно, пополнят ряды безработных. Поэтому цель нашего урока познакомиться с понятием «безработица», выявить ее причины, определить виды и, самое главное, узнать, что делать человеку, оставшемуся без работы.

Вопросы к учащимся:

– Как вы думаете, кого можно считать безработным? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158 – 159.)
– А что такое безработица? (Ответы учащихся, затем обращаем внимание на учебник стр. 158, запись в тетради понятия «безработица».)

Учитель: Безработица, как любое экономическое явление имеет свои причины

Вопрос к учащимся: Как вы думаете какие? (Ответы учащихся, обобщение, запись в тетрадь.)

Учитель: Одной из причин вы назвали сокращение рабочих мест.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, кого нельзя сократить? (Ответы учащихся, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Кто не может быть сокращен на производстве»).

Учитель: Этими причинами объясняется рост или спад безработицы в определенных регионах России, в том числе у нас и наших ближайших соседей. Обратите внимание на графики роста безработицы в городах Ханты-Мансийск и Сургут.

Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?

Учитель: Теперь сравним темпы безработицы в ХМАО и соседних регионах (Екатеринбургская, Тюменская области, ЯНАО).

Вопрос к учащимся: Что вы видите и как вы это объясните?

Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем городе наблюдается повышение уровня безработицы. Чтобы выяснить объективные причины данной ситуации, выслушаем сообщение учащегося «Причины повышения уровня безработицы в г. Сургуте».

Учитель: Экономисты различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Сейчас в группах вы прорабатываете теоретический материал по определенному виду безработицы

  • 1-я группа: фрикционная стр. 160;
  • 2-я группа: структурная стр. 161;
  • 3-я группа: циклическая стр. 163.

Ваша задача дать определение вида безработицы. На работу вам дается 5 минут. По окончанию работы вам будет выдано задание – описание экономической ситуации вы должны определить вид безработицы и доказать это. (Приложение 1)

Вопрос к учащимся: А какой вид безработицы существует у нас в городе? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Основной вид безработицы в нашем городе».

Учитель: Таким образом, мы видим, что в нашем регионе преобладает структурная безработица. Для того чтобы решить проблему безработицы, в каждом городе создан Центр занятости населения, который принимает меры по снижению ее темпов.

Вопрос к учащимся: Как вы думаете, какие меры? Слушаем варианты, затем предоставляем слово учащемуся с сообщением «Меры снижения темпа безработицы в нашем городе»

Учитель: Но если вдруг вы все таки пополнили ряды безработных, то что вам делать? Подготовленный заранее учащийся проводит практикум «Что делать безработному?»
Я думаю, что урок не прошел даром. Верю, что столкнувшись с проблемой безработицы, вы вспомните наше занятие. В конце урока мне хотелось бы услышать от вас, какими из полученных сегодня знаний, вы сможете воспользоваться в будущем. Ответы учащихся.

Домашнее задание: Составить программу мер по снижению темпов безработицы в городе.

Литература

  1. Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита-Пресс, 2000
  2. Липсиц И.В. Экономика: в 2-х кн. Кн. 1 – 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 2000
  3. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: в 2-х кн. Кн. 1 – 9 кл. – М.: Вита-Пресс, 1998
  4. Павлов В. Отечественный рынок труда: соображения по регулированию // Российский экономический журнал. 1992. № 4
  5. Методический альманах: пособия для преподавателей курса «Граждановедение». – М.: НВЦ «Гражданин», 1994
Читать еще:


Новые материалы:

Открытый урок "Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Значение влажности воздуха" :: Конспект урока по физике "Различные состояния вещества и их объяснения на основе молекулярно-кинетических представлений" :: Открытый урок по теме «Тепловые машины» в технологии РКМЧП. 10-й класс :: Проблемы выбора темы для исследовательских работ учащихся :: Сила тяжести. Вес. Невесомость :: Безымянный проект Барби ( Barbie ), 2018 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Прихожие/Обувницы/Тумбы / Вентал / Тумба для обуви Viva 3 белая ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Представлен урок развития речи в 4-м классе, на котором происходит обучение детей по написанию сочинения-описания, основанное на личных наблюдениях. На уроке происходит формирование умений строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок литературы по теме "Картины народной жизни и родной природы в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Перекаченные икры как убрать

...

Контрольная работа по химии. 8-й класс. Тема: "Кислород. Водород. Вода. Растворы" : Химия

В данной контрольной работе осуществляется проверка знаний и умений. Контрольная работа рассчитана на 1 урок и представлена в 2 вариантах, каждый из которых разбит на 3 части: 1 - тест, состоящий из 18 вопросов; 2 - четыре утверждения, где есть пропущенное слово; в 3 - необходимо составить 6 уравнений химической реакции и уравнять их.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Идеальные незнакомцы (Италия 2016, Испания 2017, Франция 2018, Россия 2019) - КиноАнализ

Итальянская история о том, как три с половиной семейные пары старых друзей чуть не поубивали друг друга за дружеским, пародон за обильную тафтологию, ужином, внезапно стала настолько популярной, что сразу же после ее выхода в других странах начали срочно лепить римейки. Мне больше не известно случаев, когда римейк фильма начали делать не спустя 5-10-20 лет, а сразу же после выхода. И испанский римейк, поставленный по свежим следам, уже поставил рекорд по сборам в Испании за свой первый месяц - декабрь 2017! Здесь же теперь и французский.

Значение живых организмов в природе и жизни человека : Биология

Конспект составлен на основе текстового материала учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н. Пономаревой, заданий рабочей тетради к учебнику, краеведческого материала, презентации и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Урок знакомит с вредными и полезными для человека живыми организмами; раскрывается значение сохранения природного разнообразия; характеризуется значение живых организмов для человека и природы.

С чего начать первый день в качалке

Первый день в тренажерном зале. Только для девушек Вот и настал тот момент, когда сделав над собой героическое усилие, ты приняла решение начать ходить в...

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Тематический тест в 10-м классе по теме "Термодинамика"

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD