Урок по теме "Государственный бюджет". Курс "Основы налоговой грамотности" для учащихся 8-го класса : Экономика

Задачи:

  • Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
  • Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
  • Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).

Слайд № 1 (приложение).

Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

– Как вы понимаете слова автора?

– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).

Слайд № 2 (приложение).

III. Работа по теме.

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

– Как вы считаете, что такое бюджет?

Слайд № 3 (приложение).

IV. Работа с термином.

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.

Слайд № 4 (приложение).

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Слайд № 5 (приложение).

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– Приведите примеры неналоговых доходов?

– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Слайд № 6 (приложение).

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Слайд № 7 (приложение).

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицитаили профицитабюджета.

Слайд № 5 (приложение).

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд № 8 (приложение).

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?

Слайд № 10 (приложение).

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

  • сокращение бюджетных расходов,
  • изыскание дополнительных источников доходов,
  • выпуск денег,
  • одалживание денег.

– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Слайд № 10 (приложение).

Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.

Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.

– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Слайд № 11 (приложение).

Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Слайд № 12 (приложение).

Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Слайд № 13 (приложение).

Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

– У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?

Слайд № 14 (приложение).

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

Слайд № 15 (приложение).

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Слайд № 16 (приложение).

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

Слайд № 17 (приложение).

V. Давайте подведем итоги:

  • Что такое государственный бюджет?
  • Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?
  • Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

Слайд № 18 (приложение).

VI. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Где вы можете применить знания данной темы?

Слайд № 19 (приложение).

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).

– Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?

VII. Домашнее задание: Подготовить сообщение о бюджете Алтайского края и города Бийска.

Читать еще:


Новые материалы:

"КВН знатоков русского языка". 6-й класс :: Внеклассное мероприятие по экологии "Знаешь ли ты свой край?" :: Двоеверие на Руси. Обычаи, обряды и православные праздники весеннего цикла :: Проект классного часа во 2-м классе по теме "Если скажут слово Родина…" :: Классный час "Берегите, дети, лес, полный сказок и чудес" :: Ангелы в Америке. Часть 1: Приближается Миллениум ( National Theatre Live: Angels in America Part One - Millennium Approaches ), 2017 :: Стенки / MOON TRADE / Гостиная Ронда мини ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы

Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Сценарий спектакля на французском языке "12 месяцев" : Иностранные языки - Хелси и Смарт

Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря новизне и эмоциональной окрашенности уже ранее пройденного, но представленного в другой форме материала. Мы предлагаем сценарий сказки на французском языке "12 месяцев".

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству» - Хелси и Смарт

Сценарий «Новогоднее путешествие по сказочному царству»

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы - Хелси и Смарт

Сценарий Новый Год для детей подготовительной группы


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD