Урок по дисциплине "Менеджмент", по теме: "Стили руководства и факторы их формирования" : Экономика

Задачи урока:

обучающие – сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятие власть и влияние, формы власти, средства влияния.
развивающие – способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, анализировать, выделять главное, умение четко, кратко излагать мысли.
воспитывающие – способствовать воспитанию умения слушать товарища, работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, литература, социальная психология.

Оборудование: комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Продолжительность занятия 45 минут.

Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему для учебы своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сбивал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал, и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей руководства, применяемый порой и сегодня.

Вопрос о том, как эффективно руководить, стоял перед человеком давно. Итак, тема нашего урока “Стили управления и факторы их формирования”.

Что Вы хотите узнать по этому вопросу? (студенты записывают на доске)

Для чего нам нужно изучать эту тему? Где Вы сталкивались со стилем руководства? Где Вы столкнетесь со стилем руководства?

Итак, действительно эта тема актуальна. Значит, будем изучать.

1-й вопрос Понятие и характеристика основных стилей управления.
2-й вопрос Формирование стиля руководства.
3-й вопрос Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Хорошо. А сейчас блиц-опрос: (показ табличек с надписями, студенты отвечают с места)

Возвращаемся к плану. Кто заметил небольшую неточность в формулировках? Правильно. Стиль руководства и стиль управления. Как Вы считаете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Во-первых. Вспоминайте определение менеджмент => руководство. А что нам говорит о понятиях МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ классическая школа науки управления? А в России, какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими понятиями?

Да. Правильно. И мы будем отождествлять эти понятия, => стиль руководства приравниваем к стилю управления.

Итак, слово стиль – греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда стиль руководства это своего рода почерк в действиях менеджера.

В разных источниках вы можете встретить разную трактовку и формулировку стиля руководства (управления). Эти неточность связаны с тем, что вся литература по менеджменту переводная. Обращаемся к раздаточному материалу.

Стиль руководства – это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль управления – манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.

Т.е. суть одна и та же, но первое определение дано с точки зрения технологии этой деятельности, а второе – психологический аспект этой деятельности, => суммируя всё это, мы получаем следующее определение:

Стиль руководства – устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляющихся в отношениях с подчиненными.

Всем ли понятны эти определения?

Переводя на обывательский язык, это методы управления людьми + личностные характеристики управляющего и управляемого.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руководства людьми.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным в 30-х годах 20-го века. Он выделил:

- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.

Объектом изучения Левина были 10-летние мальчики, которые были разделены на несколько групп, каждая группа составляла команду, во главе которой стоял взрослый руководитель, исповедующий автократический (авторитарный), демократический или либеральный стили руководства.

Прослушайте краткую характеристику стилей руководства (характеристики представлены на доске).

Ответьте на вопросы.

- Кто отдал предпочтение авторитарному стилю?
- Кто отдал предпочтение демократическому стилю?
- Кто отдал предпочтение либеральному стилю?
- Кто не выбрал для себя стиль?

Хорошо!

Автократы – 1-я группа.
Демократы – 2-я группа.
Либералы – 3-я группа.
Сомневающиеся – 4-я группа.

Вот и определились группы. Мы поработаем в микрогруппах.

Для объективной оценки работы каждого будем использовать оценочный лист. Оценивается: ум, сообразительность, активность, выдвижение идей, креативность, исполнительность. Критерии оценки по пяти бальной системе, как в школе.

Вам 10 секунд для назначения руководителя группы, он же заполняет оценочный лист.

Внимание! Ваша задача убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перейдут на вашу сторону, а может быть и представители других групп поменяют свое мнение, то вы победили. Убеждение, влияние – строится на следующих заданиях:

Задание №1. Внимательно изучить представленную характеристику Вашего стиля и записать 5 основных личностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения – 5-6 минут.

Представьте свои характеристики. Сомневающиеся – сравнивайте.

Задание №2. На основе своих характеристик и раздаточного материала нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля и записать методы, которыми он руководит (на ваш взгляд).

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и озвучьте методы.

Задание №3. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распоряжение. Время 1 минута.

Задание №4. Определить “+” и “ - ” стороны вашего стиля. Сомневающиеся пишут “+” и “ - ” стороны желательного для них стиля. Время 7 минут. Представьте свои характеристики сомневающимся. Сравните.

Сомневающиеся всё это время сравнивали, думали, анализировали. Ваше решение – сомневающиеся. Какой из представленных стилей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Сколько человек в А. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Д. стиль? Аргумент.
Сколько человек в Л. стиль? Аргумент.

В раздел “примечание” поставьте по одной звезде за перешедшего к вам сомневающегося.

И всё-таки, какой стиль оптимальнее? Эффективность избранного менеджером стиля руководства оценивается конечными результатами работы коллектива, состоянием его социально-психологического климата.

Демократический. Но Сталин яркий автократ.

Максим Горький, “Фома Гордеев”: “…дело зверь живой и сильный, править им умеючи, взнуздывать надо крепко, а то оно тебя одолеет.… Старайся стоять выше дела… так поставить себя, чтоб всё оно у тебя под ногами, чтобы гвоздик в нем – виден был тебе…”

Это какой стиль? Авторитарный. Хотя о такой трактовке из уст Горького…

Адам Смит придерживался мнения, что для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей. Т.е. Смит ратовал за либеральный стиль.

В жизни трудно встретить представителей этих типов в “чистом” виде. Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под определенную мерку. Тем не менее, каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства.

Вывод: Стиль работы должен быть динамичным, меняющимся в зависимости от ситуаций и объектов руководства (либеральный – искусство, авторитарный – армия). Поэтому умение руководить – умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре и методам работы.

А сейчас подводим итоги. Ответили ли мы на некоторые из Ваших вопросов? (спросим тех, кто задавал вопросы)

  1. Стиль руководства и стиль управления?
  2. Кто выделил основные стили управления?
  3. Какие стили были выделены?
  4. Какой стиль наиболее актуален?
  5. Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+специфика вашего предприятия).

Ответственные заполняли оценочный лист. Продиктуйте оценки и сдайте мне оценочный лист.

Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили свою индивидуальность, были креативными (модное слово) – применили творческое мышление.

Сейчас основные моменты законспектируйте самостоятельно.

  1. Определения из раздаточного материала.
  2. Личностные качества, характеристики стилей с доски.
  3. Таблицу стилей из раздаточного материала.
  4. Вывод из раздаточного материала.

Время выполнения 10-15 минут.

Студенты работают самостоятельно. После конспектирования материала нарисуйте “смайл-отношение” к уроку на “заборе эмоций”. Спасибо за внимание, всего доброго.

Читать еще:


Новые материалы:

Использование современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе :: Урок "Перенос слов с двойными согласными" :: Урок математики с использованием регионального компонента по теме "Арифметические действия над числами" :: Интегрированный урок (математика + история) "Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями". 4-й класс :: Урок по литературному чтению по программе "Школа–2100" во 2-м классе "Сказка мудростью богата" :: 2+1 ( Demain tout commence ), 2016 :: Дом и дача/Текстиль/Постельное белье/Комплекты/Текстиль/Постельное белье/Комплекты Полутораспальные / Karna / Комплект полутораспальный TUANA ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD