Разработка урока по теме "Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы" : Экономика

На детей обрушивается шквал понятий, связанных с рыночным типом экономики. Каждый современный человек должен разбираться в большом количестве новых терминов и понятий, уметь ориентироваться в информации, поступающей к нам из различных источников и пользоваться ею.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, игровые элементы, индивидуальные задания, работа с графиком и таблицей, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
При выполнении домашнего задания даётся направление для проведения самостоятельного мини-исследования.

Цели:

Оборудование: таблицы, карточки, документы, презентации.

Понятия: экономическая сфера, рынок, рыночная экономика, факторы производства, неэкономические и  экономические блага, ресурсы,  индивидуум, ограниченность ресурсов, компромиссный выбор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: сообщение темы и целей урока.

II. Повторение пройденного материала . Актуализация знаний

1. Подготовка устного ответа по карточкам. (Приложение 1)

Индивидуальное задание: Вспомнить классификацию потребностей по А.Маслоу и начертить схему иерархии на доске, объяснив всему классу

2. Работа с классом.  Игра  «Продолжи фразы»

Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, социальная, политическая и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; «ноу-хау».

Выслушиваются ответы по карточкам.

III. Изучение новой темы

План:

  1. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
  2. Факторы производства.
  3. «Невидимая рука» рынка.

Напишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без которых вы можете обойтись в данный момент.
Вопрос – классу:
– А теперь, подумайте, все ли желания мы можем удовлетворить? И почему?
Выслушиваются ответы учащихся. Делаем выводы:
Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал,
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.
Людям издревле хотелось комфорта, развлечений, путешествий и много чего ещё. Но для удовлетворения всех этих потребностей нужно намного больше ресурсов, чем всегда было доступно человечеству.
Ограничивает возможность иметь все в этом списке ограниченность в денежных средствах, ресурсах, свободной рабочей силе. Проблема выбора помогает использовать имеющиеся ресурсы наиболее самостоятельно, экономно. Выбирая, человек отказывается от тех товаров и услуг, которые не играют для него роль первоочередных в данный момент.

Работа с графиком (на доске начерчен график «Причины возникновения экономической ограниченности природных ресурсов»)

Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.
Далее учитель выставляет на стол реальные товары-блага: бутылка лимонада, плитка шоколада, книга, и просит выбрать каждого то, что сейчас больше хочется получить. В ходе опроса акцентируется внимание на различия ребячьих желаний, на стремлении каждого получить более ценное для него благо, на том, какую именно потребность удовлетворяет конкретное благо. После предварительной беседы  можно вводить понятия.

Индивидуум – человек с присущими только ему потребностями (жажда, голод …)

Благо – все что удовлетворяет наши потребности. Блага делятся на:

Для закрепления и корректировки ученики придумывают по 2-3 примера экономических и неэкономических благ. (Например: корабельная роща, вдохновившая художника на картину, благо неэкономическое, а стволы этой рощи, срубленные на постройку судов, уже экономическое благо. Существенным признаком оказывается труд человека, вложенный в благо.)

Экономика – наука, описывающая взаимоотношения индивидуума и блага, поскольку основная часть благ создана в процессе хозяйствования человека, принято определять экономику как науку о рациональном ведении хозяйства.

Дополнительные вопросы:

На экране показывается таблица  «Факторы производства»

Земля

 

Труд

                                                                       

Капитал

 

Предпринимательство

 

Учащиеся, совместно с учителем, заполняют вторую часть.

На экране появляется заполненная таблица.

    Факторы       производства

Содержание факторов производства

Земля

Пахотные земли, место  под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода, воздух, растительный и животный мир

Труд

Рабочая сила, человек с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией.

Капитал

Созданный людьми фактор производства: здания, станки и машины, инструменты, деньги.

Предпринимательство

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим образом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли.

Информация

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производством, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

Класс делится на 5 групп по 4-5 человек, каждая группа получает название в соответствии с каким-либо ресурсом. Группам предстоит обсудить  в чём состоит ограниченность ресурса, «доставшегося им», и что можно сделать для исправления ситуации с его истощением.
Выступающие делают свои сообщения.
Учитель, совместно с детьми делает вывод, о том, к чему приводит ограниченность:

Прибыль – превышение выручки от продаж товаров над общей суммой затрат на их изготовление и продажу

Работа с раздаточным материалом – таблицей типов экономических систем. (Приложение 2)

Заслушивается стихотворение «Песенка о ярмарке» (опережающее задание).

Учащиеся должны ответить на вопросы:

«Песенка о ярмарке»

Леонид Филатов  (с изменениями)

Будь ты шериф или ковбой,                     Тут всяк товар необходим
Иль золотоискатель, –                                И сбыть его нетрудно,
Давай отправимся с тобой                       Тут продается даже дым
На ярмарку, приятель!                              С костра Джордано Бруно.

Хоть и случается монет                           Здесь вы отыщите легко –
Здесь быстрая утечка,                              Хоть сей продукт и дорог!
Но в мире не было и нет                          Не только птичье молоко,
Приятнее местечка.                                  Но даже птичий творог.

Тут продается с молотка                         Ну, словом, кто ты там ни будь,
Что только захотите –                              Пусть даже сам Создатель, –
К примеру, шапка Спартака                   Тебе невредно заглянуть
И туфли Нефертити.                                На ярмарку, приятель!

Тащи хоть сломанный комод,
Хоть дохлую гиену –
Всегда найдется тот чудак,
Который спросит цену.

IV. Закрепление. (Выполнение тестов)

1. Что из перечисленного нельзя охарактеризовать как природные ресурсы?

А) нефть
Б) природный газ
В) уголь
Г) бензин

2. Место, где покупатели и продавцы обмениваются товарами и услугами в экономике, называется:

А) базар
Б) ярмарка
В) рынок
Г) магазин

3. Какие знания люди назвали « ноу-хау»?

А) знания о производстве предмета
Б) знания о природе
В) научные знания о мире
Г) информацию о последних событиях

4. Все, на что направлена трудовая деятельность человека,-

А)  предмет труда
Б) средства труда
В) орудия труда
Г) техника

5. Какую главную проблему позволяет решать экономика?

А) наличие дешевой рабочей силы
Б) ограниченности ресурсов
В) социальных последствий
Г) загрязнения окружающей среды

6. Если большинство населения страны  занято в с/х  и ведет его «дедовскими способами», то это, скорее всего:

А) традиционная система
Б) плановая система
В) рыночная система
Г) смешанная система

7. Если на рынке поднять цены на кондитерские изделия, то последствием этого, скорее всего будет:

А) снижение предложения кондитерских изделий
Б) рост спроса на  кондитерские  изделия
В) падение спроса на кондитерские изделия
Г) люди перестанут потреблять кондитерские изделия

8. Если на рынке вырастут цены на фрукты, то:

А) желающих покупать их станет больше
Б) желающих продавать их станет меньше
В) желающих продавать их станет больше
Г) ничего не изменится

9. Что из перечисленного не будет последствием конкуренции:

А) снижение цен на рынке
Б) улучшение качества продаваемых товаров
В) расширится ассортимент товаров на рынке
Г) государство запретит расширение конкурентной борьбы

10.   Рост конкуренции среди покупателей возникнет, если:

А) произойдет снижение цен
Б) вырастет качество производимых товаров
В) возникнет дефицит товаров
Г) вырастет производство товаров

Ключ к тесту: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – в.

V. Итоги урока. Домашнее задание

Читать еще:


Новые материалы:

Разработка урока русского языка по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова". 2-й класс :: "Колосок" (украинская народная сказка). "Легкий хлеб" (белорусская народная сказка). 1-й класс :: Урок математики по теме "Квадратный дециметр". 3-й класс :: Урок декоративно-прикладного искусства в специальной (коррекционной) школе VIII вида. 3-й класс :: Урок технологии по теме "Новогодняя открытка" :: Лобановский навсегда, 2016 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас Миллениум-Ювона 800x1950 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD