Конспект открытого урока по экономике: "Причины появления денег" : Экономика

Конспект открытого урока по экономике: "Причины появления денег" : Экономика

Класс: 5.

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: начать работу по формированию представлений учащихся о трудностях бартера и необходимости возникновения товара-посредника, на который обмениваются все товары; о причинах возникновения денег; начать работу по формированию понятия «деньги»; подвести учащихся к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
  • РАЗВИВАЮЩАЯ: продолжить работу по формированию следующих умений: умение использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, умение извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, умение работать с исторической картой, умение сравнивать «свойства товаров, используемых в качестве денег».
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: сформировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам в том случае, когда они есть и тогда, когда их нет, т.к. всегда найдется что-то, на что, кроме денег, можно получить желаемое в обмен, или даже сделать самому

Оборудование, необходимое к уроку:

  1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс, 2008.
  2. Мультимедийная презентация «Причины возникновения денег».
  3. Раздаточный материал: «Пословицы и поговорки», карточки с надписями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета», текст «Формы натуральных денег».
  4. Историческая карта «Рост территории государств в древности».

Тип урока:изучение нового материала.

Список литературы для учителя:

  1. Воронина М.М. Школа юного экономиста: Разработки занятий для младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Замек М.Я. 32 урока по экономике. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Список литературы для учащихся:

  1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И. Как стать выдающимся экономистом? (Об экономике и в шутку и всерьез) - М.: Владос, 1998.
  2. Экономика для детей // Мезенцева Т.В. ИНФРА. – М., 2000.
  3. Экономическая азбука для детей // Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Цымук М.И. – М.: ИНФРА, 1998.

ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Работа в парах: Перед учащимися лежит раздаточный материал с пословицами и поговорками:

1 ряд:

  • Без копейки рубля нет.
  • Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Денег ни гроша, да слава хороша.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
  • Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Деньга лежит, а шкура дрожит.

2 ряд:

  • Деньги всему голова.
  • Деньги всякого прельстят.
  • Деньги – не грибы – и зимой растут.
  • Деньги – не люди, лишними не будут.
  • Деньги приходят и уходят, как вода.
  • Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
  • Лишние деньги – лишние хлопоты.

3 ряд:

  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Через золото слезы льются.
  • На деньги ума не купишь.
  • Легкие деньги не живут.
  • Здоровье дороже денег.
  • У кого рубль плачет, а у меня копейка скачет.
  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Вопрос: Какое понятие объединяет эти пословицы и поговорки? О чем, как вы думаете, пойдет речь сегодня на нашем уроке?

Давайте сформулируем тему нашего урока «Причины появления денег»

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ И ИХ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Проблемное задание /игра «Как появились деньги»/ Дети, как вы думаете, люди договаривались о том, что будет деньгами, какой товар? Давайте проведем эксперимент. Работа в парах
У половины учеников на парте карточки с названиями «Бисер», «Тетрадь», «Конфета» Представим себе, что мы – жители одной страны. Как мы с вами будем получать то, что нам нужно? Делать сами, меняться, покупать?
Но в нашей стране пока нет денег. Мы умеем только менять свой товар на нужный нам товар. Мы не будем договариваться, что у нас будет деньгами. Мы понаблюдаем, на какой товар будет меняться большинство в нашей стране. Это станет деньгами.
У половины жителей нашей страны нет линейки, ручки, карандаша. Согласитесь, вещи для нас очень нужные, ведь жители нашей страны учатся. Но у них есть другие предметы, которые не жалко обменять на нужные: бисер, тетрадь, конфета. Это товары, один из которых нужно каждому обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручку.
Устные фронтальные ответы:
Покупать. Это быстрее и надежнее.
  Вопросы к учащимся:
На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?
Ученики меняются, работая в парах
  Почему менялись на бисер?
Что вы с ним будете делать?
Ученик-помощник записывает цифры и ответы на доске
  А легко ли вам будет обменяться на бисер, то есть получить на бисер то, что вам нужно?
Кто менялся на конфету? Почему вы менялись на конфету? Что можно сделать с конфетой?
А легко ли вам будет обменять конфету на нужный товар в нашей стране?
Можно подарить, продать, сделать украшение, обменять, хранить очень долго
Устные фронтальные ответы
(да)
  В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение, зная, на что меняются охотнее всего в нашей стране? Запись на доске:
можно съесть (вкусно), подарить, обменять, хранить недолго (портится)
Устные фронтальные ответы
(нет)
  Итоги по игре:
Итак, какой товар большинство брало в обмен на свой?
Устная формулировка вывода
(деньгами становится самый популярный товар)
Анализ текста по группам – объяснительное чтение Задание:
Самостоятельно прочитать текст, найти упоминания предметов, служивших у разных народов деньгами, рассказать у доски о них одноклассникам, прикрепить их изображение к карте.
Учащиеся получают раздаточный материал (приложение 1).
 Работа с текстом
Оживление исторической карты, работа с иллюстрациями – прикрепление изображений товарных денег к карте От группы выходит один ученик, выполняет задание: выбирает нужное изображение, соответствующее его рассказу и прикрепляет его к карте магнитом Устный рассказ у доски, работа с картой
Физминутка Упражнение «Хлоп – присесть»
Закрепим наши новые знания. Встаньте все. Сейчас я буду перечислять названия предметов, если вы услышите слово, обозначающее товарные деньги, то один раз хлопните в ладоши. Если услышите другие слова – присядьте, пожалуйста.
Шкуры пушных зверей, картина, фотоаппарат, сушеная рыба, тетрадь, телефон, фибулы (застежки), кирпичи, джинсы, кольца из раковин, автомобиль, ракушки каури.
Работа со сравнительной таблицей – заполнить таблицу В рабочей тетради на с. 29 заполнить таблицу «Свойства товаров, используемых в качестве денег» (Приложение 2) Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу в тетрадях
Введение понятия – заполнить пропуски в предложенном определении «деньги» На слайде мультимедийной презентации показывается определение понятия «деньги» с пропусками слов. Деньгиособый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание – переписать определение в тетради, заполнив пропуски
Письменная работа в тетрадях с определением:
(деньгиособый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги)
Сопутствующее закрепление: В рабочей тетради на с. 32 выполнить задание №4 – разгадать головоломку «Сложить фразу» (Приложение 3) Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях, делают обобщающий вывод
решение логических задач – разгадать головоломку и шарады Одновременно 4 ученика выходят к доске – разгадать шарады и записать ответ на доске (задания №5) (Приложение 4) Индивидуальная работа у доски – 4 человека

ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

(позволяет определить результативность урока)

1. Составление логической схемы «Причины возникновения денег»

Задание: работая в парах, составить схему из разрозненных элементов, соблюдая логический порядок

  • переход от натурального хозяйства к товарному
  • разделение труда и возникновение специализации
  • трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками
  • выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене

2. Составление синквейна к слову «деньги» – индивидуальная работа в тетрадях

Например:

Рефлексия

На каких уроках вам могут пригодиться знания, полученные сегодня? (на уроках истории, на уроках географии)

ИНСТРУКТАЖ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  1. урок 14 – объяснительное чтение,
  2. ответить на вопрос №1: Какие деньги пришли на смену бартеру? Приведите примеры;
  3. творческое задание на выбор: 1) придумать и нарисовать вариант своих собственных денег, 2) создать коллаж [1] «Деньги мира»: бумажный или компьютерный вариант (пример – Приложение 5)

[1] Коллаж – изображение, сделанное путем наклеивания на бумажную основу тканей, фотографий, кусков цветной бумаги и т.п.

Читать еще:


Новые материалы:

Образовательная программа летнего профильного отряда "Математика — средство познания мира" :: Турнир веселых и смекалистых. 5-й класс :: Решение комбинаторных задач :: Активизация познавательной деятельности учащихся как средство формирования положительной мотивации к обучению :: Изобразительное искусство и компьютер. Интегрированный курс для младших школьников :: Родители лёгкого поведения ( Drunk Parents ), 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель для спальни/Мебель/Детская/Детские кровати от 3 лет/Матрасы / Столлайн / Матрас односпальный Фантазия-Соло 800x1900 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Итоговая контрольная работа по органической химии. 9-й класс

Контрольная работа предназначена для итогового контроля знаний обучающихся 9-го класса по органической химии. В 9-м классе ученики знакомятся с основами органической химии, получают первичные знания о органических веществах и их свойствах. Знания по данной теме содержатся в экзаменационных заданиях. Работа включает тестовую часть и часть, требующую навыков составления формул гомологов и изомеров. Данные навыки пригодятся обучающимся при изучении органической химии 10-м классе.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD