Урок экономики в 10-м классе на тему "Рынок и его функции" : Экономика

Урок экономики в 10-м классе на тему "Рынок и его функции" : Экономика

Цели урока:

  • ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;
  • выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;
  • расширить знания учащихся в разделе “Рыночная экономика”, углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;
  • развитие коммуникативной культуры учащихся.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с новыми знаниями;
  • выделить основные понятия и установить связи внутри этого материала с изученным ранее;
  • установить правильность и осознанность понимания главных моментов изложенного материала;
  • выявить, сформулировать ведущие идеи темы, выстроить знания в систему;
  • оценка.

Оборудование:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экран.

Раздаточный материал (Приложение 1):

  • Список группы.
  • Блок-схема.
  • Листы с заданием.
  • Тест.
  • Оценочный лист.

Ход урока

Класс делится на четыре группы самостоятельно или с помощью учителя.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint (Приложение 2).

1. Организационный этап. (1 мин.)

2. Повторение, проверка домашнего задания. (5 мин.)

Проверка домашнего задания реализуется в два этапа:

1. Фронтальный опрос по основным вопросам предыдущей темы (слайд № 2).

2. Работа с блок-схемой. Необходимо дополнить пропуски в блок-схеме, которая в распечатанном виде имеется у каждой группы (слайды № 3-4).

3. Изучение нового материала:

I этап. (5 минут)

Слайд № 5: Фронтальная работа с классом – ответ на вопрос: “Что такое рынок?”. В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система:

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Слайд № 6: В ходе обсуждения выясняются основные причины возникновения рыночной экономики:

Развитие разделения труда (специализация; возможность и необходимость обмена, купли-продажи).

Частная собственность (формирование свободных цен).

II этап. (15 минут)

Слайды № 7-11: Функции рынка.

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

  • Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ:

  • Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ:

  • Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс.

САНИРУЮЩАЯ:

  • Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

Слайд № 12. Работа в группах. Учащимся необходимо подобрать примеры, иллюстрирующие каждую из функций рынка в действии.

III этап. (5 минут)

Слайды № 13-15. Конкуренция. Фронтальная работа с классом. Необходимо заполнить пропуски в высказываниях. Учителем вводится понятие конкуренции. Определение записывается в тетради:

Конкуренция - это борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Учащиеся в ходе дискуссии выявляют положительные последствия конкуренции: расширение ассортимента товаров, повышение качества товаров, оздоровление рынка, формирование оптимальных цен на товары и услуги.

IV этап. (5 минут)

Слайды № 16-21. Виды рыночной экономики.

1. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм).

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

2. Современная рыночная экономика (современный капитализм).

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1) многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);

2) развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

3) более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.

Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

  Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов  как крупными компаниями, так и государством для вложений в  развитие “человеческого фактора”: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

3. Постиндустриальная экономика.

В последние десятилетия в странах Запада и наиболее развитых странах других регионов мира все более рельефно выступают контуры будущего, идущего на смену современному капитализму постиндустриального общества. Его характерными чертами являются:

• изменение структуры производства и потребления, преимущественно за счет возрастания роли услуг. Так, в России уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП);

• рост уровня образования, прежде всего за счет послешкольного. Например, в России уже 52% работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;

• новое отношение к труду, так как для высокообразованных работников характерно творческое отношение к нему и высокие требования к человеческим отношениям на работе;

• повышение внимания к окружающей среде, прежде всего через переход к устойчивому развитию, т.е. ограничивающему безоглядное использование природных ресурсов;

• гуманизация (социализация) экономики, в результате чего главным объектом приложения инвестиций, а также расходов бюджета становится сам человек (“человеческий потенциал”);

• информатизация общества, вследствие чего в мире постоянно увеличивается численность производителей знаний (занятых в науке и научном обслуживании), их распространителей (информационных сетей, учебных заведений, инновационных фирм) и потребителей (все общество);

• ренессанс малого бизнеса, прежде всего из-за быстрого обновления и высокой дифференциации выпускаемой продукции;

• глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм мир стал единым рынком, для многих фирм единым рынком стал их регион земного шара, для еще большего числа компаний экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодической, а систематической операцией.

(Слайд № 22)

Виды рынков:

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок недвижимости, рынок труда, рынок ценных бумаг, денежный рынок и рынок капитала.
  • По географическому положению: местный, национальный, мировой.
  • По отраслям: рынок зерна, хлопка, автомобилей, компьютеров и т.д.

(Слайд № 23)

Модели в рамках экономических систем.

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Если остается время, то можно познакомить учащихся с наиболее известными моделями рыночной экономики.

(Cлайды 27-31)

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название “функциональная социализация”, означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной   хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием   уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, — это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

4. Рефлексия (3 минуты).

Проходит в виде работы групп над тестовыми заданиями (см. Приложение 1).

Проверка осуществляется учащимися самостоятельно – правильные ответы на слайде №24.

5. Оценка работы учащихся на уроке (1 минута).

Ученики самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний.

6. Домашнее задание (1 минута):

  • По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония.
  • Конспект.
  • Учебник: глава 2, пункт 3.
  • Вопросы 3-6 (устно).

При подготовке урока использована литература:

1. Булатов А. С. Общая экономика. Издательство Ю Р ИСТЪ Москва 1999./www.nuru.ru.

2. Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике: Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. – в 2-х частях. Ч. 1. – М.: Вита-Пресс, 2003. – 80 с.

3. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования/ Под ред. С.И. Иванова. – 10-е изд. – в 2 книгах. Книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 320 с.

Читать еще:


Новые материалы:

Консультация для родителей. Тема: "Нужны ли детям колыбельные" :: Праздник "Волшебные пузыри" :: Интегрированное музыкальное занятие с элементами логоритмики "Загадки в траве" во второй младшей группе :: В гостях у Октябринки :: Открытый урок по теме: "Измерение силы тока и напряжения. Расширение пределов измерения амперметра и вольтметра" :: Невеста, 2017 :: Дом и дача/Мебель/Мебель/Мягкая мебель/Кресла/Для отдыха / Мебель Импэкс / Кресло Импэкс-71 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Состояние воздуха: Карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Звуко-буквенный разбор слов

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Автор решающей шайбы Олимпиады-2018 не забыл своего первого тренера. И подарил ему автомобиль!

Подарок в тайне от тренера доставили прямо на ледовую арену к началу рабочего дня.

Урок литературного чтения Л.Пантелеев. "Камилл и учитель" УМК Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

На уроках литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности, решаются вопросы человековедческого характера. В предлагаемом уроке идёт работа над понятиями добра и зла, предательства и героизма, сопоставляются произведения одного автора, разные типы рассказов: художественный и исторический. Это урок действия, где дети овладевают основными видами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Костя Цзю прооперирован после инфаркта. 48 лет, абсолютный чемпион мира среди профи.

Вот это да. Возраст еще не старый, вес - 63 кг, легче не бывает, здоровье - железное... С чего вдруг?

План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе

План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD