Урок-аукцион по теме "Предмет и метод экономической науки" : Экономика
Познание 21 век - все о науке, образовании и школах

Урок-аукцион по теме "Предмет и метод экономической науки" : Экономика

Цели игры:

  • Активизировать изучение обучающимися экономических понятий и явлений по теме 1 “Предмет и метод экономической науки”;
  • ознакомить участников аукциона с процедурой его проведения и использования кредита под определенный процент.

Содержание игры

Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет один из участников или сам аукционист (ведущий аукциона) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до конца аукциона) в размере 1000 рублей – игровых денежных знаков.

Это означает, что в конце аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 руб. (1000 руб. – это сам кредит и 300 руб. составляют 30% годовых от суммы кредита).

Расписываясь в банковской книге “Выдача кредитов” за его получение, лицеист одновременно с деньгами получает номер участника. Только имея такой номер, участник может претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе.

В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.

Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.

Первый тур

ОТКРЫТЫЙ ЛОТ – КОНКРЕТНЫЙ вопрос

Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам:

1. Аудитории задастся конкретный вопрос из изученных лицеистами тем.

2. Право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.

3. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 м., а торговый (аукционный) шаг – 50 руб. Это означает, что торг ведется суммами, кратными 50 м. Например, один из участников называет свою цену за конкретный вопрос, предложенный аукционистом, – 150 руб. Если кто-то другой желает приобрести этот лот, он называет свою цену 200 руб., или 250 руб., или 300 руб. и т. д., т. е. каждый раз увеличивая цену на 50 руб. (или сразу на 100 руб., или на 150 руб. и т. д.).

4. Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона.

5. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот.

6. За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 руб. в зависимости от сложности вопроса:

7. Участник, ответивший неверно на вопрос, платит в банк штраф в размере 100 руб., а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, участнику аукциона не возвращаются.

8. Участник, у которого закончились деньги, может с разрешения аукциониста взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 руб. и под 50 % годовых.

9. При проведении аукционных торгов возможен вариант безналичных расчетов. В этом случае все участники аукциона оформляют и ведут лицевой счет.

ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ

Участник аукциона _______________________________________________________________

№ п/п

Приход, рублей

Расход, рублей

Остаток, рублей

       
       
       
       

В графе “Приход” участник записывает все суммы, полученные им в ходе аукциона (первоначальный кредит, денежные премии за правильные ответы). При оформлении полученных сумм следует соблюдать правило корреспондирующей записи, в соответствии с которым в одной строке делается запись только одной финансовой операции (приход или расход денежных средств) и обязательно рассчитывается и записывается остаток денег.

В качестве примера рассмотрим лицевой счет одного из участников – Смирнова Саши, взявшего первоначальный кредит в банке в размере 1000м.

ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ

Участник аукциона Иванов Сидор Петрович

№ п/п

Приход, рублей

Расход, рублей

Остаток, рублей

1

1000

-

1000

2

-

350

650

3

1500

-

2150

и т.п.

Запись № 1 – это первоначальный кредит, взятый Ивановым Сидором Петровичем, запись № 2 свидетельствует о том, что он купил во время торгов один из лотов именно за эту сумму. 350 руб. сняты со счета. Записью № 3 зафиксировано получение денежного вознаграждения за правильный ответ на купленный вопрос.

Ведя постоянный учет, таким образом, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств. Это удобно и для аукциониста: всегда при необходимости можно проверить кредитоспособность участника.

После оглашения правил аукционист отвечает на вопросы участников.

Затем открываются торги первого тура. Аукционист громко и четко задаёт первый вопрос (открытый лот) (табл. 1), объявляет денежное вознаграждение за правильный ответ и стартовую цену вопроса. “Как называется денежная единица Франции, Германии, Японии? Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос составляет 1000 руб. Первоначальная стартовая цена вопроса – 100 руб. Кто даёт большую сумму?”

Далее так объявляется каждый лот.

Помните! Первоначальная стартовая цени каждого вопроса– 100 рублей.

После проведения первого тура аукциона делается небольшой перерыв, в ходе которого зрители, не участвующие в аукционе, могут взять кредит в банке под 30% годовых (т. е. до конца аукциона) и также принять участие в торгах второго и третьего туров.

Второй тур

ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – Тема урока

Аукционист объявляет о том, что в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная тема, изученная лицеистами. Участник узнаёт формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, т.е: уплатит максимально высокую цену из всех предлагаемых в ходе торгов.

Далее аукцион проходит по правилам 2-5, 8, 9 первого тура. Цена за правильный ответ на вопрос составляет от 1500 до 2000 руб. Участник, купивший лот и неправильно ответивший на вопрос, также платит штраф в размере 100 м., а лот снимается с торгов и может быть вновь выставлен, но уже в качестве открытого лота, так как вопрос известен участникам аукциона.

Аукционист объявляет начало торгов второго тура и выставляет первый лот (табл. 2). “Область деловых отношений. Денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос из этой области составляет 1500 руб. Первоначальная стартовая цена – 100 руб. Кто дает большую сумму?”

После того как кто-либо из участников купил этот лот, аукционист задает вопрос: “Как называется документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки?”

Далее так проводятся торги каждого лота (табл. 2).

Помните! Стартовая цена любого вопроса – 100 рублей.

Так как на некоторые вопросы возможны неоднозначные ответы, корректность и правильность ответа устанавливает аукционист или координатор игры.

Третий тур

ЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – НЕИЗВЕСТНЫЙ ВОПРОС

Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой темы будет в данном лоте.

Далее аукцион проходит по правилам 2-5, 8, 9 первого тура. Цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос составляет от 2000 до 2500 рублей. в зависимости от сложности вопроса.

Объявляется начало торгов третьего тура.

“Первый лот – первый неизвестный вопрос. Первоначальная стартовая цена – 100 руб., а аукционный шаг – 50 руб. Денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос составляет 2400 руб. Кто даёт большую сумму?”

После того как кто-либо из участников купит первый лот, ведущий называет первый вопрос (табл. 3). “Как называется совокупность признаков, характеризующих состояние экономики и рынка в определенный период времени?”.

Торги остальных закрытых лотов – неизвестных вопросов (табл. 3) проводятся по методике торгов первого закрытого лота.

В заключение аукционист просит всех участников определить сумму на лицевом счете. Затем участники вычисляют сумму подоходного налога по ставке 13 % и вычитают ее из общей суммы дохода.

Каждый участник должен вернуть в банк взятый кредит и 30% годовых за пользование им, а затем называется победитель, т.е. участник, у которого остается на лицевом счете больше всего денег, и которому выставляется оценка “5”.

Таблица 1

Первый тур

ОТКРЫТЫЙ ЛОТ – КОНКРЕТНЫЙ вопрос

№ п/п

Вопрос

Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.

1

Что такое экономика?

1000

2

Какова структура экономики страны?

1500

3

Что такое экономическая инфраструктура?

1400

4

Что изучает макроэкономика?

1000

5

Приведите примеры функциональных экономических наук.

1200

6

В чём заключается познавательная функция экономической теории?

1000

7

В чём заключается практическая функция экономической теории?

1000

8

В чём заключается мировоззренческая функция экономической теории?

1000

9

В чём заключается методологическая функция экономической теории?

1000

10

Когда появилась первая теоретическая экономическая школа?

1100

11

Какова суть неоклассического направления?

1300

12

Что такое кейнсианство?

1300

13

Какова заслуга П.Самуэльсона

1300

14

Что такое потребность?

1000

15

Что такое блага?

1000

16

Что показывает кривая производственных возможностей?

1200

Таблица 2

Второй тур

ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – Тема урока

№ п/п

Тема и вопрос из неё

Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.

1

Структура экономики страны. Назовите два вида отраслей.

1600

2

Уровни экономической теории. Что такое микроэкономика?

1500

3

Уровни экономической теории. Что такое мезоэкономика?

1500

4

Уровни экономической теории. Что такое мегаэкономика?

1500

5

Система экономических наук. Приведите примеры отраслевых экономических наук.

1600

6

Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея физиократизма?

2000

7

Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея марксистской политэкономии?

2000

8

Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея институционализма?

2000

9

Потребности и их виды. Назовите факторы, формирующие потребности

1900

10

Потребности и их виды. Каково содержание аксиомы 1?

1500

11

Классификация благ. Какие выделяются блага по источникам возникновения?

1600

12

Экономические ресурсы и их виды. Что такое экономические ресурсы?

1500

13

Экономические ресурсы и их виды. Назовите виды материальных ресурсов.

1700

14

Экономические ресурсы и их виды. Дайте определение понятию предпринимательству как экономическому ресурсу.

1500

15

Экономические ресурсы и их виды. Какова суть аксиомы 2?

1500

16

Кривая производственных возможностей. Какие издержки называются вменёнными?

1800

Таблица 3

Третий тур

ЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – НЕИЗВЕСТНЫЙ ВОПРОС

№ п/п

Вопрос

Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб.

1

Что изучает экономика как наука?

2000

2

Назовите уровни экономической теории.

2400

3

Перечислите функции экономической теории.

2400

4

Назовите основные вопросы экономики.

2300

5

Как называются способы, инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет экономической науки?

2000

6

Назовите самых ярких представителей английской классической политэкономии 17-18 вв.

2300

7

Какова основная идея маржинализма?

2500

8

Кто является основоположником теории монетаризма?

2500

9

Какие потребности называются материальными?

2000

10

Какова суть закона возвышения потребностей?

2100

11

Что такое факторы производства?

2000

12

Назовите виды людских ресурсов?

2200

13

Что такое капитал?

2000

14

Что такое труд?

2000

15

Что выражает закон уменьшения доходности?

2200

16

Что показывает вогнутость кривой производственных возможностей?

2200

Литература

1. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б.П. Рынок? Рынок… Ура! Рынок! – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.

Читать еще:

Новые материалы:

Фронтальные тесты по русскому языку в 3-м классе (программа "Школа России") :: Пересказ на уроках литературного чтения (2-й класс) :: Решение задач на нахождение третьего слагаемого :: Урок по курсу "Введение в историю" в 3-м классе на тему "Я и мое имя" :: Интегрированный урок: литературное чтение + трудовое обучение. И. Крылов "Ворона и Лисица" :: Призрак дома Бриар ( The Unspoken ), 2015 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Подписаться на новые статьи:

Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru