Деньги и их роль в экономике : Экономика

Цели урока-конференции:

  • приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности;
  • раскрыть значение темы.

Оформление конференции:

  • мультимедиа;
  • иллюстрационно-наглядный материал (буклеты Банка Росси, банков г. Благовещенска);
  • денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств;

Ход конференции

I. Организационный момент.

  1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.
  2. Представление участников, членов жюри.
  3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

  1. Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.
  2. Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.
  3. Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги .
  4. Признаки подлинности денежных знаков России
  5. Платежеспособность банкнот (слайды презентации 1, 2, 3). Приложение 1

План выступлений.

1. Первое выступление. Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования. (Б.А. Райзберг стр. 54–58)

Факты Имена Даты
Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь) Владимир Красное Солнышко X–XI вв.
Серебряные монеты Ханы Золотой Орды XIII в.
Изготовление “гривны” из татарских серебряных монет Дмитрии Донской XIII в.
Изготовление перечеканенных “ефимок” Царь Алексей Михайлович XVII в.
Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицы Иван III XV в. 1440–1450 гг.
Изъятие из обращения старых монет Елена Глинская 1535 г.
Регулярная чеканка серебряного рубля Петр I XVII в.
Чеканка “червонцев” – золотых монет Петр I 1718 г.

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки. (В.М. Власова стр. 61).

(Слайды презентации 4, 5, 6, 7, 8). Приложение 1

Второе выступление. Тема “Функции денег”. Тренинг по теме.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Функции денег.

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

  • мера стоимости
  • средства обращения
  • средства накопления
  • средства платежа
  • мировые деньги

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

  • выплата заработной платы;
  • покупка товара за наличные деньги;
  • покупка товара в кредит;
  • уплата коммунальных услуг;
  • установление цены товара;
  • уплата долговых обязательств;
  • расчет во внешней торговле;
  • помещение денег в банк.

Правильные решения:

  • выплата заработной платы – средство платежа
  • покупка товара за наличные деньги – средство обращения
  • покупка товара в кредит – средство платежа
  • уплата коммунальных услуг – средство платежа
  • установление цены товара – мера стоимости
  • уплата долговых обязательств – средство платежа
  • расчет во внешней торговле – мировые деньги
  • помещение денег в банк – средство накопления

(Слайды презентации 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы.

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

(Слайды презентации 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru.

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

  • чему или кому посвящена данная банкнота;
  • какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;
  • какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;
  • особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

(Слайд презентации 24)

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся училища о знаниях платежеспособности банкнот.

Платежеспособность банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

  • банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;
  • банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;
  • банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

(Слайды презентации 25, 26, 27, 28) Приложение 1

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

Литература:

  1. “Основы предпринимательской деятельности” под редакцией проф. В.М.Власовой.
  2. Б.А. Райзберг. “Экономика”.
  3. Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц. “Основы рыночной экономики”.
  4. Интернет по адресам http://www.cbr.ru, www wikipedia.ru.
Читать еще:


Новые материалы:

Развивающее занятие для детей и родителей «Психологическое пространство семьи: дети и родители» :: Программа адаптации "Вместе весело шагать…". 5-й класс :: Конспект урока по теме: "Понятие о мягком разделительном знаке" :: Многообразие значения слова "метель" (урок развития речи в 8-м классе) ::
Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include(/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20

Warning: include() [function.include]: Failed opening '/home/u190093/detishka.ru/www/sitemap/list1.php' for inclusion (include_path='.:/usr/share/php53:/usr/share/pear53') in /home/u190093/poznanie21.ru/www/sitemap/links-rand.php on line 20
Доклад "Формирование навыков грамотного письма" :: Бегущий по лезвию 2049 ( Blade Runner 2049 ), 2017 :: Все для офиса/Мебель/Офис/Офисные шкафы/Тумбы / Riva / Тумба Фёст KSU-2.3 ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Оставить отзыв с помощью аккаунта Google+:

Поддержите сайт - подпишитесь на канал в Яндекс.Дзене!

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Состояние воздуха: Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта состояния воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Девятая жизнь Луи Дракса (The 9th Life of Louis Drax, Великобритания, 2016) - спойлеры, пересказ, трактовка

Этот фильм заслуживает растаскивания на цитаты. "С возрастом я сам научился понимать, чего от меня хотят", "Мужчины всегда думают, что раз она красивая - значит, она хорошая" - и много другого. Вообще очень достоверный фильм в отношении психологических деталей. Рекомендую к просмотру.

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Урок по фольклору (предмет по выбору). Тема: "Хлеб на стол и стол - престол

Водоемы Краснодарского края. Их использование и их охрана : География

Урок дает возможность сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"

Конспект урока литературного чтения. 3-й класс. Казахская сказка "Мастер Али"


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . poznanie21@yandex.ru
 
ADD