Итоговое повторение и обобщение знаний по теме "Деньги. Банки. Инфляция" : Экономика

Цели и задачи:

  • Проверка, закрепление и обобщение ранее изученного материала, применение полученных знаний на практике.
  • Закрепление умений пользоваться полученным понятийным аппаратом при решении конкретных экономических проблем и задач.
  • Развитие познавательного интереса к изучаемому предмету.
  • Воспитание у учащихся экономического мышления, экономической грамотности и умений.

Тип урока: повторительно-обобщающий, (обобщение и систематизация полученных знаний по темам “Деньги”, “Банки”, “Инфляция”).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, по возможности – интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный этап

Распределение учащихся по группам. Оптимальное количество – 3 группы по 6–7 человек.

II. Адаптация задач урока для учащихся:

Приложение 1. Слайд 1, (тема и тип урока).

Сегодня на уроке мы закрепляем и обобщаем полученные знания по темам: “Деньги”, “Банки”, “Инфляция”. Также закрепим умение решать задачи и проведём анализ различных ситуаций. Работать будем в группах, каждая группа по итогам урока получит соответствующие оценки.

III. Актуализация имеющихся знаний по темам.

1. Проверка экономических терминов: “Закончи предложение…”.

Слайд 2 и 3. На слайдах представлены 12 экономических терминов. Задача учащихся – правильно назвать термин, исходя из определения. Правильность проверяется сразу же – по щелчку мышки появляется верный ответ. Например: “Финансовый посредник при проведении денежных операций… банк”.

2. Тестовый контроль. “Выбрать один наиболее правильный ответ”.

1. Какая форма хранения сбережений является наиболее ликвидной?

*а) наличными деньгами;

б) в акциях отечественных фирм;

в) в иностранной валюте;

г) на банковском счете “до востребования”

2. Какую из перечисленных функций Центральный Банк не выполняет:

а) эмиссия денег;

б) контроль денежной массы страны;

в) кредитование коммерческих банков;

*г) прием вкладов у физических лиц.

3. Какую функцию выполняют деньги при покупке билетов в кинотеатр?

*а) средство обмена;

б) средство измерения;

в) средство накопления;

г) мировые деньги.

4. Какой из отечественных банков является эмиссионным?

а) Внешторгбанк;

б) Сбербанк;

*в) Центробанк;

г) Альфабанк.

5. Шуба из норки непригодна в качестве денег, так как у нее нет одного качества. Какого?

а) стабильности;

б) износостойкости;

*в) делимости;

г) узнаваемости.

6. “Годовой темп инфляции в стране составил 100%”. Это означает, что общий уровень цен в этой стране за год:

*а) вырос в 2 раза;

б) вырос в 1,5 разка;

в) вырос в 3 раза;

г) не изменился.

7. Вы взяли у знакомого в долг 10 тысяч рублей без процентов на год и купили себе телефон. Вашему знакомому будет выгоднее, если в течение этого года:

*а) темп инфляции снизится;

б) темп инфляции вырастет;

в) темп инфляции не изменится;

г) цены на телефон вырастут.

Проверка теста: по очереди каждая команда анализирует по 1 вопросу.

3. Анализ ситуации: Определите, какую функцию выполняют деньги в каждом случае.

Слайд 4. На примерах рассмотреть функции денег, привести аналогичный пример из жизни. Например: “Сергей получил в подарок 5 тысяч рублей и положил их в копилку – деньги выполняют функцию сбережения. Пример из жизни…”.

IV. Закрепление ранее полученных знаний.

Задание 1: Уберите лишний объект так, чтобы в итоге получилось единое целое. Почему Вы так решили? (Проверка знания уравнения Фишера).

Слайд 5. На слайде представлены элементы уравнения Фишера в произвольном порядке, каждый элемент проиллюстрирован и добавлен лишний объект (система банков страны), который исчезает при проверке по щелчку мышки.

Задание 2. Анализ ситуации: “Случай из истории”.

Слайд 6. Ситуация: “Во время II Мировой войны и у Германии и у Великобритании существовали планы применения “бумажного оружия”: обе страны напечатали денежные знаки другой и собирались выбросить их в большом количестве с самолетов над территорией противника”.

Почему это могло оказаться эффективным оружием?

Выявление причин инфляции – увеличение денежной массы при остальных постоянных факторах в уравнении равновесия.

Задание 3. Как нам уже известно, инфляция приводит к тяжелым последствиям во всех сферах экономики страны. Определите, какие последствия инфляции будут более характерны для производителей, а какие для потребителей. Докажите свою точку зрения. Команды по очереди обсуждают каждое последствие инфляции.

Слайд 7. Представлено несколько видов социальных последствий инфляции. После обсуждения, по щелчку мышки, последствия распределяются на 2 столбика: для потребителей или для производителей.

Задание 4. Составление логико-структурной схемы.

Прежде, чем Вы приступите к выполнению задания, вспомните, пожалуйста, ещё раз что такое инфляция. Чем обусловлено её возникновение?

Задача учеников - вспомнить причины и последовательность проявления одного из видов инфляции – инфляции затрат.

Слайд 8. “Правильно заполняя пустые клетки, восстановите схему “Инфляция затрат”. Проверка правильности заполнения схемы осуществляется по щелчку мышки – воссоздаётся верная структура.

Задание 5. Систематизация ранее полученных знаний.

Слайд 9. На слайде в произвольном порядке представлены функции банков, функции денег и принципы кредитования. Задача учеников – провести систематизацию: красным цветом выделить функции банков, синим - функции денег, зелёным - принципы кредитования. Проверка – по щелчку мышки каждая функция приобретает свой правильный цвет.

Задание 6. Слайд 10. Просмотр анимации: “Сбережения”.

После просмотра анимации, проанализируйте проблемы вкладов. Какие формы хранения сбережений наиболее выгодны? В чём заключается посредническая роль банков в экономике, их значение в хозяйственной жизни страны?

Слайд 11. Представлены выводы о значении и функциях банков в экономике.

Задание 7. Проблемная ситуация (выбор альтернатив).

Слайд 12. Представлена проблема. “Вы держите свои сбережения в виде срочного вклада в банке и не очень любите рисковать. Неожиданно вы узнаете, что банк резко поднял процентные ставки (выше рыночного уровня). В этой ситуации вам лучше...

1. Положить еще больше денег в банк – это же очень выгодно.

2. Забрать деньги из банка.

3. Ничего не делать, ведь у вас на руках договор, в котором четко написан полагающийся вам процент.

4. Оставить все как есть, повышение ставок явно кратковременно”.

В ходе обсуждения в группах, ученики должны подойти (здесь обязательна направляющая помощь учителя) к следующим выводам:

Решение проблемы:

В данной ситуации повышение ставок может означать, что банк нуждается в средствах больше других участников рынка, то есть испытывает определенные трудности. Вы не склонны к риску, поэтому:

- первый ответ неправильный - увеличивать сумму вклада неразумно;

- третий ответ неправильный - вне зависимости от того, затрагивает ли вас это повышение или нет, вклад стал более рискованным;

- четвёртый ответ тоже неправильный - о характере изменений ставки % вам достоверно ничего не известно;

- правильным будет второй ответ: по мере увеличения риска, лучше разумнее уменьшать свой вклад или забрать его совсем (если закончился срок).

Задание 8. Решение задачи на определение процентов по вкладам.

Слайд 13. На слайде представлено условие задачи:

“Банк “А” и банк “В” предлагают своим клиентам процентные ставки по сберегательным счетам на уровне в среднем 40% годовых. Банк “В” начисляет проценты раз в год, а банк “А” ежеквартально, то есть 4 раза в год. Сколько получат вкладчики каждого банка через год, если они положили по 10 000 рублей?”

Слайд 14. Ответ: вкладчик банка “В” через год получит доход в размере 14 000 рублей. При четырёхкратном начислении (по 10% каждый квартал), вкладчик банка “А” получит 14 641 рубль.

- (10 000 (1+0,1))*, где *=4.

Таким образом, в банке “А” за счёт более частого начисления процентов одна и та же (номинально) процентная ставка благодаря механизму сложных процентов обеспечила вкладчику процентный доход на 641 рубль больше. Получается, что реальная процентная ставка у него сформировалась на уровне 46,1%.

V. Подведение итогов.

Таким образом, сегодня на уроке мы закрепили знания по изученным темам, выполняя разнообразные типы заданий. Проследили взаимосвязь экономических процессов, происходящих в стране с нашей повседневной жизнью на примере ситуаций различных типов.

Работая в группах, каждый из Вас внёс свой вклад для достижения высокого результата. Проанализируйте работу каждого ученика в команде, выставив оценку соответственно приложенным усилиям.

Читать еще:


Новые материалы:

"Жаргонизмы и общеупотребительные слова" (методическая разработка урока русского языка в 6-м классе) :: Тематические проверочные работы по русскому языку. :: Урок-соревнование по русскому языку :: Открытый урок по русскому языку в 6-м классе по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-" :: Лингвистическая игра "В мире слов" :: Идеальные незнакомцы ( Perfetti sconosciuti ), 2016 :: Дом и дача/Мебель/Детская мебель/Парты и стулья/Мебель/Детская/Столики и Стульчики/Столы детские / Дэми / Стол учебный СУТ 15-01-К ::

Отзывы (через аккаунты в социальных сетях Вконтакте, Facebook или Google+):

Оставить отзыв с помощью аккаунта ВКонтакте:

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Самое популярное:
Звуко-буквенный разбор слов : Начальная школа - Хелси и Смарт

Научить детей реально оперировать звуками, т.е. развивать фонетический слух.

Интерактивная карта загрязнения воздуха онлайн, обновляется в режиме реального времени

Экологическая карта загрязнения воздуха, которым мы дышим. В режиме реального времени.

Тесты для задания 7 ЕГЭ по русскому языку : Русский язык

Представленные тесты дают возможность учащимся приобрести практические навыки, связанные с нахождением нарушений синтаксической нормы. Умение видеть и исправлять данный вид ошибок при построении предложений позволяет не только дать правильный ответ при выполнении этого задания, но и не допускать подобных ошибок в сочинительной части экзамена.

Год свиньи 2019 - чем он характеризуется и что несет : новый год - Хелси и Смарт

Свинья всегда стояла в животном мире особняком. Решая сходные с человеческими задачи, построив на совершенно иной генетике организм настолько близкий к человеческому, что хоть сейчас сердце пересаживай (об этом чуть ниже), свинья остается одинаково свободной в любой обстановке - хоть в грязной луже, хоть на дворцовом паркете.

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс : Биология

Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами).

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены"и "Алкины" : Химия - Хелси и Смарт

Данная работа предложена учащимся с целью контроля усвоения программного материала по непредельным углеводородам (алкинам и алкенам) и задачами: проверить уровень усвоения номенклатуры и изомерии, умение получать алкены и алкины, составлять уравнения реакций с их участием, решать качественные и расчетные задачи по данным темам. Работа составлена с учетом индивидуального подхода: 1 вариант - облегченный; 2 вариант - средний уровень; 3 вариант - усложненный.

Тестовые задания по экологии : Экология

Тестовые задания предназначены для проверки и закрепления знаний учащихся 8–11-х классов по курсу «Основы экологии». Данные тесты дают возможность быстро и объективно организовать проверку знаний учащихся по разделам «Основы экологии», «Учение о биосфере», «Экология популяций», «Взаимоотношения организмов», «Экология экосистем».


Школьные занятия:
 
Контакты Научно-популярный портал "Познание - XXI век".
111672, г. Москва, ул. Новокосинская, д. 15, корп. 7.
Для связи E-mail: . spieler@detishka.ru
 
ADD